Буран: советский снегоход-легенда

Несмотря на то, что на значительной части территории нашей страны снег лежит больше чем по полгода, массового производства снегоходов у нас не существовало до 70-х годов, пока на Рыбинском моторном заводе на разработали «Буран» – самую распространенную и долгоживущую модель снегоходной техники в России. Отметившие недавно 40-летний юбилей рыбинские снегоходы по-прежнему остаются для многих россиян лучшим вариантом в соотношении цены и качества. Но самое главное – «Буран» стал одним из немногих символов отечественного дизайна, который пережил время.

В начале 1970-х в Америке разыгралась настоящая снегоходная лихорадка, которая докатилась и до СССР.

Первопроходцем выступил коллектив переживавшего не лучшие времена авиапредприятия «Рыбинские моторы». Однажды компания Bombardier привезла в Москву шесть снегоходов и устроила на ипподроме показательные выступления чем воспользовались представители рыбинского предприятия и убедили Госплан СССР выделить средства на новый продукт.

На фото макетный образец снегохода «Буран» для рекламной фотосъемки 1971 года.

Так как у первых экспериментальных образцов отсутствовало принудительное охлаждение, бесступенчатая автоматическая трансмиссия, задний ход и была малая мощность (18 лошадиных сил), конструкторам пришлось озаботиться новым мотором.

В марте 1971 года по территории Рыбинского моторного завода (РМЗ) проехали три первых опытных образца снегохода.

Прототипом послужил канадский Ski-Doo Valmont 640. Двухлыжной схеме предпочли устройство «одна лыжа – две гусеницы». Гусеницы были сделаны из транспортерной ленты, мощность двигателей от мотоцикла «Иж Юпитер» была 18 лошадиных сил, а коробкой передач — четырехступенчатой.

В феврале 1973 года Государственная комиссия приняла решение о серийном производстве «Буранов»

и к концу года была выпущена первая тысяча снегоходов. На сегодняшний день произведено более 250 000 «Буранов» и его модификаций.

Выпущенный в 1975 году опытный образец двухлыжного снегохода «Сатурн»

с форсированным до 45 сил двигателем развивал скорость почти до 100 километров в час, имел оригинальный дизайн и ряд новшеств, которых не было в то время на зарубежных снегоходах. Однако из-за слишком осторожного руководства завода в серийное производство он так и не попал.

Нужно заметить, что отсутствие конкуренции явно не шло на пользу «Бурану»

чья проходимость и устойчивость были все же далеки от идеала. На РМЗ крайне неохотно шли на технические нововведения, не желая отвлекать ресурсы от серийного «Бурана». На фото еще один экспериментальный образец — «Поиск» 1980 года, — по своим характеристикам не уступавший лучшим мировым моделям, чертежи которого были уничтожены по приказу директора.

В 1984 году было выпущено 50 легких двухлыжных снегоходов «Икар»

внешне сильно напоминавших Yamaha Exciter-440 конца 70-х. Модель отличалась мягким ходом благодаря склизовой подвеске гусеницы, малым весом и экономичностью. Также привлекала возможность штамповать капот целиком из листа. Модель оценили гонщики, и часть машин сразу пошла в спорт.

Тем временем отставание «Бурана» от зарубежных образцов возрастало, и на РМЗ, сделав решительный шаг, начали подготовку к производству снегохода «Тайга».

В 1998-м велись переговоры с Bombardier о совместном крупномасштабном производстве, но нагрянувший дефолт спутал все планы. Пришлось обходиться своими силами. «Тайга-500Д» очень напоминал Ski-Doo Scandic - двухцилиндровый двигатель объемом 497 кубических сантиметров и мощностью 45 лошадиных сил позволял развивать скорость до 100 километров в час. В трансмиссию была встроена двухступенчатая коробка передач с реверсом, в подвеске гусениц и лыж применялись гидравлические амортизаторы. Первая партия из 200 машин была собрана к концу 1999 года, это заложило фундамент современному снегоходному производству.

«Буран-М» 2002 года с обновленным дизайном.

Моторный отсек впервые был полностью закапотирован, что вместе с новой системой шумоглушения снизило уровень шума на 5–6 децибел. О водителе позаботились, приподняв сиденье и применив регулируемый руль.

Этот опытный образец 2009 года носит имя «Тунгус»

и оснащен одним из самых современных четырехтактных моторов немецкой компании Weber. Двухконтурная система охлаждения позволила снять проблемы с охлаждением при движении по льду или плотному снегу, буксировке тяжелых саней с малой скоростью. А максимальная скорость, которую достигает «Тунгус» — 160 километров в час.

:212:Не пропустите:
Забытые победы: советский супервездеход, который так и не вышел в серию
Велосипед-снегоход Sno Bike для поездок в зимнее время года
Буран – трудяга русского Севера
12-дневное путешествие по зимнику на север России (31 фото)
Жизнь за пределами цивилизации
7 автомобилей, в которых можно чувствовать себя уверенно на зимней дороге
Жизнь на полярном круге
Велосипед-снегоход на гусеничном ходу, открывающий новые возможности велопрогулок
Техника для бездорожья: люксовый танк из «Безумного Макса»
Гидроцикл нового поколения с водяной турбиной и на лыжах

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

16
Автор: dshu,
Другие новости

Оставить комментарий

fedkon
fedkon Добавил(а) :
30 декабря 2016 09:06 #
Пиво3Рыбка
Буран надежный снегоход. у бати их 3 . 2 до сих пор гоняют правда не более 50 км/ч. А так техника надежная. Использует постоянно.
Буран надежный снегоход. у бати их 3 . 2 до сих пор гоняют правда не более 50 км/ч. А так техника надежная. Использует постоянно.
Efim_1
Efim_1 Добавил(а) :
30 декабря 2016 09:30 #
ПивоРыбкаТортикЛифчик

показать все комментарии (4)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!