Вокруг света с ЕКАБУ. Камбоджа

Окунёмся в древние руины Ангкора, подурачимся с юными буддистами, поучим дроби в школе на воде, соберем рисовый урожай.



Только этой осенью и только на ЕКАБУ вы получите уникальную возможность отправиться вслед за уральскими фотографами и iPad-журналом ФОТОЕД в самые экзотические и жаркие страны, узнать быт и обычаи людей, проживающих будто бы на другой планете! Сегодня побываем в Камбодже.

Легендарные улыбки камбоджийских туземцев несколько противоречат мифу о том, что все эти люди – потомки семиголового змея Нага. С другой стороны, змей Наг, в отличие от известных нам христианских аналогов, тварью был довольно дружелюбной, справедливым царем, большим другом Будды, и самое главное – любящим и щедрым отцом. Когда его дочка умудрилась влюбиться в чужестранца – индийского брахмана, Наг счастью молодых противиться не стал. Более того – благословил, а в качестве приданого подарил землю, предварительно выпив накрывавшую ее воду. Как вы уже поняли, земля впоследствии стала носить название Кампучия, или более привычно для нас – Камбоджа.



Маленькие взрослые

В деревнях и небольших городках Камбоджи люди живут бедно, если не сказать, что очень далеко за чертой. Отсутствие интернета и всяких гаджетов, игры на природе – залог счастливого детства. С другой, взрослые все тоже очень позитивные – возможно, оказывает влияние религия, выстраивая шкалу жизненных ценностей, основанную на духовных, а не материальных благах.

С малых лет дети помогают взрослым по хозяйству. Поскольку образование необязательное, то иногда помощь не ограничивается только домашними заботами – вблизи популярных маршрутов дети работают в сфере туризма, продавая сувениры, фрукты, воду. В этих же, туристических, местах сильно развито попрошайничество – в дальних деревнях в этом плане все куда приличнее.



Вообще, азиатская ребятня с грудничкового возраста следует повсюду за родителями: сначала в слинге, затем уже на своих двух. Мамы и папы зарабатывают деньги – малыш рядышком: посапывает во сне, проснувшись, не требует внимания, а тихонечко играет с самодельными погремухами, детки постарше активно помогают. Наверно, именно это – наблюдение за своим родителем в процессе заработка – сказывается на абсолютной «непривередливости» и самодостаточности азиатского малыша.

Эти дети не требуют новомодных игрушек (они в принципе не требуют игрушек), не устраивают истерик в магазинах, не валяются по полу, отказываясь от еды – они очень разумные. Маленькие разумные взрослые. Которые вырастут и в таких же – разумных – традициях воспитают своих детей. Есть чему поучиться нам, мечущимся от одной психологической теории к другой...



Камбоджийские трудоголики

Камбоджийцы – бездельники. Казалось бы, чтобы выжить в самой бедной стране Азии, нужно трудиться в поте лица. Они и трудятся – по паре часов в день. Нет, не все, конечно, но основной массе населения этого вполне достаточно. Протекающая крыша над головой, хлипкие стены из пальмовых листьев, овоще-фрукты в свободном пользовании, да телевизор – что еще для счастья надо? Местные жители ну очень скромны в своих «хотелках»…

С другой стороны, дышать пылью на кирпичном заводе или добывать столь любимые западом красивые камушки на рудниках в сорокоградусную жару – дело непростое. Потому большая часть населения предпочитает кормиться с помощью собственного кусочка земли. Если как следует задобрить местных духов, природа позволит получить все необходимое.



Есть среди камбоджийцев и такие, кому повезло чуть-чуть больше. Кусочка земли у них, может, и не найдется, зато на лицо, точнее на руки, талант художника. Его можно применить, рисуя картины с национальными символами или вырезая из дерева каких-нибудь древних божков.
Для тех, кто не обладает ни приличным для жизнеобеспечения кусочком земли, ни талантом, ни желанием работать на вышеупомянутых кирпичных заводиках и рудниках, с развитием туризма появились и другие варианты – можно торговать сувенирами или возить белокожих людей по разным туристическим местам. Но для этого как минимум нужно суметь сказать хотя бы пару десятков слов на иностранном языке и обладать такой чертой характера как «предприимчивость» – а это дано тоже не всем.



Затерянные

Местные мотоциклисты умудряются усаживаться на один байк втроем, вчетвером, а то и вшестером – буквально друг на друга. Эти же люди загружают свои мотоциклы всевозможными канистрами и корзинами так, что он вырастает до размеров двухэтажного дома. Или превращают двухколесного друга в мобильный свинарник… Усиленно и недовольно хрюкающий. Также удивляют транспортные средства, целиком собранные из, что называется, «того, что было» – чуть ли не из дерева.



Учитывая то, что в Камбодже почти нет асфальтированных дорог, а грунтовые крайне разбиты, удивляешься, как эти люди умудряются добираться до пункта назначения живыми и здоровыми вместе со своими пассажирами.



Деревни в джунглях от цивилизации отделяют несколько часов езды, а от прогресса – лет двести…



Деревня встречает полуголыми женщинами. В прямом смысле полуголыми – женщины «принимали душ» на «центральной площади» у единственной колонки. Поглядев в нашу сторону без особых эмоций, дамы таки прикрылись материей и продолжили водные процедуры. Но, поолуобнаженная жизнь – нетипичная для азиатского региона – наблюдалась и далее. Особенно радовали молодые мамаши, одетые по форме «ребенок в слинге на голое теле».



Домики – сказано довольно громко, скорее хижины. Отсутствие окон, а в некоторых случаях и дверей, местных жителей, по всей видимости, не смущает. Также как и отсутствие спальных мест для путешественников. Собственно, оно и неудивительно – вряд ли туристы здесь частое явление. Жители однако не отмахнулись от непрошенных гостей и устроили вполне сносное подобие отеля в главной хижине деревни, в обычной жизни исполняющей роль местного клуба, в котором собирается народ для решения всяческих задач, избирания старосты и прочих общедеревенских тусовок.



Деревня, кстати, просыпается часов в пять. Вместе с рассветом. Все население вскоре после подъема куда-то девается, и народу остается совсем мало.

Люди рисовых полей

В 1994 году впервые в истории Камбоджи на самую престижную кинонаграду планеты была номинирована картина тогда еще малоизвестного камбоджийского режиссера Ритхи Паня. Оскар фильм так и не получил, но впечатление произвел сильное…Его создатель рассказал историю семьи, проводящей свою жизнь среди рисовых полей. Историю очень грустную, в которой переплелись и любовь, и смерть, и безграничное стремление к жизни.



Жизнь обитателей изумрудных рисовых полей зависит от неподвластных им факторов – капризов погоды, болезней, даже политики страны, какой бы далекой в этих деревушках она не казалась. И все же люди живут. Продолжают из года в год возделывать поля, высаживать зерна, собирать урожай. И между делом волноваться и просить Будду о благосклонности…







Самая традиционная традиция

Свадьба в Камбодже – зрелище весьма забавное. Процесс превращения молодых людей в супругов формализован до крайностей. Церемонии, как то, знакомство жениха с родителями невесты, затем знакомство невесты с родителями жениха, а затем и знакомство родителей между собой, носят чисто символический характер – все давным-давно друг друга знают – но, ни одну из этих формальностей пропустить ни в коем случае нельзя.



Работа фотографа в этом случае упрощена до предела: молодожены обращаются к родителям, застывают в позе кланяющихся, кнопочка «шедевр» – вот вам и весь креатив. Испокон веков позы молодоженов не меняются – вольнодумствующим здесь не место.



Модельерам также особо не разгуляться. Есть стандартные наборы традиционных нарядов – извольте следовать правилам! Костюмы, похоже, берутся напрокат и сменяют традиционное одеяние в положенное время. Для ускорения процесса жених и его верные друзья предстают перед публикой укутанные в золотые ткани примерно до колен, а вот ниже – уже подготовленные к смене имиджа современные носочки да туфельки.



Да и понятно – свадебный фотограф фиксирует заданные позы в формате «по пояс» – а потому, стоит ли задумываться еще об одной паре обуви? Свадебные наряды, наверное, можно сшить и по заказу – естественно, беззаветно следуя всем канонам. Но, учитывая обилие гостей на свадьбе и невысокий доход населения, легко понять, почему жених стоит в изрядно потрепанных ботинках, а невеста – в явно не по размеру туфельках…





Тайны Ангкора

Бывал ли Редьярд Киплинг, создатель истории о мальчике-волке, в Ангкоре? Туристические справочники все как один утверждают, что бывал, и, вдохновившись увиденным, написал историю о поглотивших город джунглях. Однако никаких доказательств этого нет. Остановимся на том, что если бы вдруг довелось Редьярду Киплингу, панически боявшемуся, кстати, всякой тропической заразы, побывать в Камбодже, то Ангкор бы ему, несомненно, понравился.



Об этом месте говорят как о восьмом чуде света, а в жизни это заброшенный город-храм. Но какой… Крупные камни, деревья с огромными корнями – все вокруг просто завораживает. Задумываешься о том, как это было отстроено, но ответа не находишь: камбоджийцы – нация достаточно мелковатая, как они создали огромный комплекс – уму непостижимо!



Ангкор начал возводиться в начале XII столетия королем Кхмерской империи Сурьяварманом II. Кхмерская империя была в то время могучим государством, одной из самых развитых цивилизаций на планете. Но ничто не длится вечно. Соседний Сиам перерос в величии кхмеров и фактически выгнал с насиженных земель. Ангкор поглотили джунгли, и на долгих четыре столетия жителями его стали лишь звери да птицы. До тех пор, пока в 19-ом веке один неуемный французский исследователь не обнаружил заброшенный город. И началось…



Туристы приезжают сюда толпами – вне зависимости от времени года. Особенно много, как водится, китайцев.



В связи с наплывом туристов жители соседнего Сием Рипа и окрестных деревень стали фактически жителями Ангкора. Они приезжают сюда ранним утром целыми семьями. Мужчины и женщины играют роли водителей и гидов, обеспечивают охрану и порядок, продают еду и одежду. Говорить о строительных лесах реставраторов, портящих фотографии туристам, даже не стоит... А дети? Дети разбредаются по всей округе… тоже в поисках работы. На самом деле в поисках туристов, но в Ангкоре это одно и то же. Всяческие дешевенькие сувениры – это сугубо их прерогатива.



Дети там везде, они как маленькие обезьянки вылезают изо всех щелей, бегают, прыгают, клянчат у туристов «one dollar» (мне вообще кажется, что первое произнесенное маленьким камбоджийцем слово у не «мама» или «папа», а «one dollar»…). Детишки, выглядящие лет на 6-7, уже считаются взрослыми, и приглядывают за малышами. Настоящих в нашем понимании взрослых и не видно. Взрослые появятся ближе к вечеру, к этому времени их потомки устанут, проголодаются, организуются в небольшие кучки.



Ангкор – это место, где сплелись в единое две религии. Король Джаявармана VII, правивший на рубеже XII-XIII веков, однажды решил, что военные потери Кхмерская империя несет по причине того, что индуистские боги перестали им благоволить. Не простив Шиве столь пренебрежительного отношения, Джаявармана VII обратился и обратил свое государство к другому защитнику – Будде. Но Будда, по натуре своей миротворец, недолго оказывал поддержку кхмерам. Как мы знаем, в конце концов, они все же потерпели поражение и вынуждены были оставить Ангкор. И, несмотря на то, что победители на завоеванные территории не претендовали, великий город опустел…



Буддийские будни

Время правления Пол Пота оказалось весьма нелегким для всей Камбоджи – не говоря уже о буддийской общине. Монастыри были закрыты, монахов причислили к третьей, низшей категории населения, которая в большей степени, чем другие, подвергалась репрессиям и физически уничтожалась. Но в 1990 году буддизм вновь был признан в качестве государственной религии, и на сегодняшний день переживает период восстановления.



В соответствии с монашеским кодексом, количество обетов, которые обязан соблюдать монах равно 227. Среди них запреты на убийство любой живности, воровство, прикосновение к деньгам, курение и (внимание!) запрет на прикосновение к женщине. Как выяснилось, лишь последний среди вышеперечисленных пунктов вызывает у монахов острый приступ страха. Воровать они, конечно, не воруют, и не убили, кажется, тоже никого, но курят преспокойно и деньги в руках держат.



Что касается запрета на курение – оказывается, в Уставе сказано: «не принимать того, что затмевает разум». Однако прямого указания на то, что монахам не дозволено (или дозволено) курить, нет. В связи с этим каждый монастырь сам устанавливает правила в отношении этой пагубной привычки. В Камбодже, например, к ней относятся весьма лояльно. Хочешь – кури. Хочешь – медитируй. Хочешь – кури и медитируй.
Дело, конечно, приятное, но… что больше всего меня поразило в Камбодже – это, простите, элементарная грязь. Грязь, источник которой не природа, а человек. . Но монахи, видно, приучены не «заморачиваться». А казалось бы – святые люди. К тому же все равно ничем особо не занимаются… Могли бы хоть на своей территории прибираться… Хотя они в принципе неприхотливы: тут же спят, тут же учатся, тут же курят, тут же готовят.



А многие даже и не готовят. Готовят им монахини. Точнее не монахини, а послушницы. Их день начинается еще за несколько часов до восхода солнца и большую часть своего времени они проводят в хозяйственных хлопотах: организацией трапезы, уборкой, стиркой и т.д. Некоторые женщины – «достигнувшие знаний» – служат учителями. Тяжелая женская доля.



Правила съема

Камбоджийские обезьянки весьма дружелюбны и любят фотографироваться, заглядывая прямо в объектив. Но стоит их разозлить – могут показать зубы или попытаться отобрать фототехнику.



Местные обезьянки давно привыкли к присутствию людей и порой даже не обращают на них внимания. Отвлечь от привычных занятий этих зверюшек может еда: орехи, бананы, огурцы...











«Я водяной, я водяной…»

Вода в озере Тонлесап, где расположена деревня, во время сезона дождей поднимается на 5-6 метров, поэтому часть домов, как я и предполагала, стоит на высоких сваях, а часть представляет собой своеобразные плоты – «хижины» на скрепленных между собой металлических бочках, привязанных к берегу и друг к другу.



От берега до хижины ведут узенькие жердочки – «входная группа». Жители деревни, по всей видимости, обладают врожденными акробатическими способностями, потому как передвигаться по этим жердочкам крайне сложно, однако двух-трехлетняя малышня, которая, понятное дело, ползает везде, куда только добирается, и за которой, тоже понятное дело, никто не присматривает, проделывает это с легкостью.



В целом деревня представляет собой зрелище довольно эпичное. Деревенский дом – это крыша, пол, между ними на столбах пальмовые листья, исполняющие роль стен. То, что можно покрасить – окрашено в веселенькую голубую, желтую и зеленую краску (страшно представить, если бы все это было мрачного серого или коричневого цвета). В самом доме – гамак (термин «остеохондроз» хозяевам, судя по всему, не знаком), пара кастрюль-горшков-коробок и, конечно, телевизор. Кровати нет – зато телевизор есть. Заходить внутрь смысла особого нет – изоляция оставляет желать лучшего. К тому же там все время кто-то спит. Деревенские обитатели, конечно, все улыбаются, но понравится им или нет, если во время сна к ним заявятся гости, еще неизвестно.



А вода в озере, как и положено воде, используется по назначению: кто-то моет посуду, кто-то принимает водные процедуры. Кстати говоря, канализация у них тоже уходит в эту же воду… Благо, питьевую все же развозят в больших бутылях типа нашей «Новокурьинской». А-ля доставка воды на дом.



Большинство жителей этой плавучей деревни – камбоджийцы вьетнамского происхождения, среди которых есть товарищи и христианской веры. По всей видимости, для них и построили католический храм. Понятное дело, тоже на воде. Небольшое отступление – еще одним религиозным культом для камбоджийцев с некоторых пор стала, не поверите, Анжелина Джоли. «Лару Крофт», часть которой снималась в Ангкоре, круглосуточно гоняют в каждом кафе, куда ни зайдешь. За время пребывания в Камбодже мы посмотрели фильм раз десять.



А вообще, живут камбоджийцы в этой деревне достаточно весело. Другой жизни они и не знают, потому довольны той, которую имеют. Мужчины рыбачат, женщины торгуют, детишки купаются, плюются подаренной путешественниками «Фрутоняней» (очень им, выросшим на свежих фруктах, это невкусно), позируют фотографам. И ведать не ведают, что такое айфоны-айпады, а им это и не надо.





Большая «перемена»

Официальные источники утверждают, что за двадцать лет правления красных кхмеров население Камбоджи уменьшилось ровно в половину – с шести до трех миллионов человек. Немалую долю среди жертв составляла интеллигенция и, естественно, учителя. До сих пор в камбоджийских школах острая нехватка преподавательского состава. На популярности знаний это, однако, никак не сказывается: детишек, желающих получить образование в стране много. Нынешнее правительство по мере возможностей старается улучшить условия обучения, и первые шаги на пути к этому мы лицезрели самолично.



К примеру, нынешние школьники приезжают в учебное заведение на велосипедах. В школах организованы самые настоящие парковки: огороженные заборчиком и с выдачей жетончиков. Учащиеся подъезжают к школе, где их встречает то ли учитель, то ли просто «служащий парковки», ставят свои велосипеды берут билетики-жетончики и идут получать знания. После окончания уроков билетик обменивается обратно на велосипед.



Еще одной особенностью практически всех азиатских школ является слишком высокое расположение доски: малорослик-младшеклассник элементарно до нее не достает. Приходится тягать огромный стул вдоль всей стены.



Детей это, однако, не слишком сильно волнует. Вот вы можете представить себе российских школьников, проводящих свой законный выходной в школе? Школьники при этом не ботаники и не двоечники, находятся в здравом уме и твердой памяти, а самое главное – пришли в учебное заведение по доброй воле... Сложно, правда? А вот камбоджийские школьники постоянно практикуют подобные мероприятия.



Камбоджа - это города и деревни, храмы и монастыри, дикие джунгли и мирно пасущиеся буйволы. И сами камбоджийцы – милые и гостеприимные! Да что говорить – смотрите фотографии!











Текст, фото: Станислав Белоглазов, Елена Корсакова, Юрий Фомин, Марина Трофимова, Светлана Ахметшина, Михаил Иванов, Денис Коршунов

Выражаем благодарность фотоагентству MAGNET за помощь в подготовке материала.

Подробности о предстоящих поездках здесь.

На эту же тему:

Вокруг света с ЕКАБУ. Колумбия и Венесуэла

Вокруг света с ЕКАБУ. Филиппины

Вокруг света с ЕКАБУ. Бразилия

Вокруг света с ЕКАБУ. Бангладеш

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

7
Другие новости

Оставить комментарий

Александр Невский
Александр Невский Добавил(а) :
17 ноября 2014 12:21 #
ПивоРыбкаТортикЛифчик
captain zzz
captain zzz Добавил(а) :
17 ноября 2014 12:38 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикПокажитесь уже всеЗабанен админами за неподобающее поведениеЗонтик - 3000 комментовШайберКоньяк за первую публикацию
Занятно,какое счастье что не там родился
Занятно,какое счастье что не там родился

показать все комментарии (8)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!