Амфибия... "Туполева"

После Великой Отечественной войны перед СССР встал вопрос доставки грузов (почты, продуктов, медикаментов) в труднодоступные районы Сибири и Заполярья, а также сообщение с «большой землей». В качестве возможного транспорта конструкторы ведущих КБ предложили аэросани, которые могли гораздо быстрее автомобилей передвигаться по снегу и льду, а стоимость перевозок с их использованием в итоге оказывалась гораздо ниже, чем на самолетах или вертолетах.




Одной из наиболее ярких разработок стала машина «А-3», созданная в конструкторском бюро Туполева.
В 1961 году конструктором «туполевского» КБ - Глебом Васильевичем Махоткиным - и его коллегами был предложен проект гражданских аэросаней, имевших, к тому же, характеристики амфибии. Основным плюсом разработки стала возможность круглогодичной эксплуатации. Правда, для того, чтобы машина могла передвигаться по снегу, льду и мелководью, необходимо было спроектировать её кузов в виде лыжи-лодки.



Проект был одобрен самим легендарным конструктором Андреем Николаевичем Туполевым, который согласился консультировать коллектив молодых инициативных инженеров.

В апреле 1961 года под Москвой на Истринском водохранилище прошли первые испытания новой машины, получившей индекс «А-3».



К этому моменту техника обрела еще один, впоследствии незаменимый элемент – на днище лодки, за центром тяжести появился небольшой редан («ступенька» на днище глиссирующих катеров, которая служит для сокращения площади соприкосновения с водной поверхностью). Этот конструктивный элемент позволил существенно увеличить скорость движения по воде. Для сравнения: без редана скорость аэросаней-амфибии на воде достигала 40 км/ч, с классическим съемным реданом - 55 км/ч, а с несъемным - 67 км/ч. В дальнейшем, после установки более современных двигателей, машина могла развивать скорость до 80 км/ч по воде и более 100 км/ч по снегу.



Кроме того, аэродинамическая схема носовой части машины была разработана так, что встречный поток воздуха направлялся под днище, создавая экранный эффект. Таким образом, на высокой скорости машина приподнималась над поверхностью, а скорость вырастала еще больше.



Корпус «А-3» был разделен на три отсека: в носовой части располагался багажник, в центральной - рубка для водителя и пассажира, а в задней – отсек для перевозки дополнительных грузов или пассажиров. Топливные баки емкостью 350 литров располагались по бортам. Запас горючего позволял машине преодолевать до 500 км по рыхлому снегу, перевозя при этом полезный груз массой до 600 кг.



Интересно также, что толкающий тандемный винт, приводивший в движение аэросани, был спроектирован специально для «А-3» и отличался очень высокой эффективностью при малых размерах. Изготавливался пропеллер на Московском машиностроительном заводе «Вперед» (основной поставщик винтов и лопастей для большинства послевоенных самолетов и вертолетов СССР и РФ).



До серийного производства перспективная машина добралась лишь летом 1964 года, а к январю 1965 года на благо народного хозяйства СССР трудилось уже более 100 «туполевских» аэросаней – в основном в северных районах страны, в том числе на реках Онега, Северная Двина, Лена и других.




В итоговом отчете о результатах испытаний «А-3» отмечалось, что малая удельная нагрузка на днище машины позволяла ей глиссировать по снегу и воде с минимальным сопротивлением и одновременно повышала проходимость по битому льду и несудоходным водоемам.

В 1965 году за создание аэросаней «А-3» команда КБ Туполева получила награды на Выставке достижений народного хозяйства: Андрею Николаевичу Туполеву вручили диплом первой степени, а Глебу Васильевичу Махоткину - золотую медаль.

Всего за более чем 30-летнюю историю производства (с 1961 по начало 1990-х гг.) на двух заводах (в Москве и украинском городе Мукачево) было собрано более 800 аэросаней-амфибий.


:212:Также материал по экспонатам музея:
Танк ленд-лиза Шерман
Автомобиль Buick 32-90
Самолет Ла-5ФН
Снежная кавалерия

Метки: Екатеринбург

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

17
Автор: hoper,
Другие новости

Оставить комментарий

Danilo365
Danilo365 Добавил(а) :
24 декабря 2016 03:09 #
ПивоРыбка
Комментарий удалён администратором
zeich
zeich Добавил(а) :
24 декабря 2016 17:08 #
ПивоРыбкаТортикЛифчик

показать все комментарии (3)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!