Поблуждения.Часть 6.1 Как делают самолеты.

На заводе работает около 12 тысяч человек, и производство разделено на 2 площадки. На первой из алюминиевых заготовок изготавливают фюзеляж, а на второй к нему прикрепляют крылья, устанавливают в самолет всю авионику и двигатели. Сегодня я покажу вам, как кусок алюминия превращается в самолет…

В самом начале хочу выразить огромную благодарность PR службам Сухого и ОАК за возможность попасть на это производство.

Современные самолеты создаются "в цифре". Из Москвы в Комсомольск-на-Амуре по сети передают электронные модели деталей и агрегатов самолетов. Инженеры завода пишут программы для станков с ЧПУ и адаптируют чертежи к производству. То есть, они получают из Москвы электронные модели, а дальше самостоятельно разрабатывают оснастку, инструмент и технологические процессы для изготовления этих деталей.
Кстати, самолет Сухой Суперджет стал первым российским самолетом, полностью созданным на основе цифровых технологий, что позволило сократить время процесса подготовки его производства на 2 года


Начинается все с цеха механической обработки, куда подвозят увесистые алюминиевые заготовки и превращают их в детали будущего самолета:

В цехе стоят огромные полностью закрытые станки с ЧПУ

Всего таких станков для производства Суперджета было закуплено более 30 штук

Вся стружка из станков автоматически попадает по стружкопроводу в контейнеры и уходит на переработку

Заготовка зажимается на поворотном столе и обрабатывается по программе без участия человека

Оператор станка стоит снаружи и наблюдает за процессом по монитору. Отсюда же происходит и все управление

Вручную лишь устанавливают заготовки

Однажды у Микеланджело спросили, как он создаёт свои скульптуры. Он ответил: "Очень просто, я беру камень и отсекаю все лишнее". Подобно великому итальянскому творцу, станки Сухого отсекают острыми фрезами весь лишний метал

Станки могут фрезеровать очень сложные по форме и большие по размеру детали, благодаря программам, написанным инженерами КнААПО

Все, что выглядит как штамповка, на самом деле было "выстругано" из большого куска алюминия на фрезеровочных станках

В фюзеляже самолета более 40 тысяч заклепок и еще 15 тысяч в крыле. Сверление отверстий и установка заклёпок в панелях крыла и фюзеляжа производится на клёпальном автомате лазером

Лазером же вырезают мелкие детали

В самолете практически нет прямых деталей. Для придания нужной кривизны используют набор форм для обтяжки на специальном пресс


Деталь устанавливают в пресс, прижимают ремнями и по программе прикладывают усилия, необходимые для её формообразования



Обшивки крыла доводят до нужной формы на отдельном прессе в ручном режиме


Изготовленные обшивки крыла контролируются на специальном стенде с набором шаблонов. Отклонение 14-метровых обшивок крыла должно быть не более +/- 1 мм

Если отклонение больше, то деталь доводят дробью в специальной установке

После того, как детали приобрели нужную форму, их покрывают грунтом для защиты от коррозии


Для каждой панели фюзеляжа существует своя оснастка, называемая "палетой"

Закрепленные в палетах панели попадают на станки автоматической клепки. В каждом самолете примерно 55 000 заклепок

Весь процесс полностью автоматизирован и управляется парой человек

Разметка установки технологического крепежа производится вручную

Автомат пока не может полностью заменить человека, и некоторые места для клепки приходится размечать рабочим

После стыковки фюзеляж устанавливается в эстакаду внестапельных работ, где производится его окончательная сборка

По номеру видно, что идет сборка 20-го самолета

Отверстия болтовых соединений обрабатывают специальным образом, чтобы не было люфта

Чем плотнее стык, тем больше ресурс у детали

Стапель сборки лонжерона крыла


Наушники – обязательный элемент для техники безопасности труда при ручной клепке

Шпангоут, который завершает пассажирский салон и отделяет его от хвостовой части, где расположена вспомогательная силовая установка (ВСУ)

Центроплан - центральная часть крыла самолёта. К нему присоединяют крылья, а внутри него расположен бензобак

Цех, в котором собирают крылья

В стапеле производится установка лонжеронов и нервюр крыла

Номер 95021 обозначает, что это отъемная часть крыла для самолета с порядковым номером №021. Всего Сухой произвел уже 11 самолетов

На нижней поверхности крыла оставляют люки для доступа внутрь крыла и его обслуживания в процессе эксплуатации самолёта

Все они закрываются подобными съемными крышками

Внутренние полости крыла, также как и центроплан, используют в качестве топливного бака

В этом цехе собирают отсеки фюзеляжа, которые затем стыкуют между собой

Состыкованные панели фюзеляжа перед передачей в цех изготовления отсеков фюзеляжа

В каждом цехе на стене висит подробная информация о том, что в нем собирают

Здесь же собирают будущий пол самолета с рельсами для кресел

И устанавливают его в фюзеляж

После установки его накрывают технологическим полом

Под ним расположен багажный отсек

Секции фюзеляжа стыкуются автоматически на стенде

Таких стендов пока нет ни на одном другом российском заводе, включая военные


В следующем посте читайте рассказ о втором цехе Сухого, где самолеты окончательно собирают и отправляют в небо. Кроме неба будут девушки и, естественно, самолеты.

Поблуждения. Часть 1. Атомная электростанция
Поблуждения.Часть 3. Grotta Palazzese


Поблуждения.Часть 5. Шоколадная фабрика

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

6
Автор: Деметриус,
Другие новости

Оставить комментарий

Вася Пупкин
Вася Пупкин Добавил(а) :
22 мая 2012 18:04 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикПокажитесь уже всеАктивный участник Профсоюза3Зонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовКорона - репутация +100Коньяк за первую публикацию
Чудовий пост цікавий і пізнавальний. Тільки при чому українська мова?
Чудовий пост цікавий і пізнавальний. Тільки при чому українська мова?
Деметриус
Деметриус Добавил(а) :
22 мая 2012 18:08 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикСледопытАктивный участник Профсоюза5Участник Майской прогулкиПобедитель ФотобатлаКоньяк за первую публикацию
Вася Пупкин,
Мова предків став забувати)
Вася Пупкин,
Мова предків став забувати)

показать все комментарии (13)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!