Бунт на борту брига «Кипр» в 1829 году
В августе 1829 года бриг «Кипр» покинул порт Хобарта, направляясь в залив Маккуори — место, где находилась колония для особо опасных преступников. Корабль вез с собой припасы и 31 заключённого, осуждённых на каторжные работы в печально известном поселении-тюрьме. Однако сильные ветра вынудили судно остановиться в заливе Рише на юге Тасмании. В тишине этой укромной бухты заключённые решили рискнуть и устроили мятеж, взяв верх над охранниками и захватив судно. Так начался одна из самых дерзких побегов в истории каторжной Австралии.
Во главе бунта встал 37-летний заключённый по имени Уильям Своллоу, который оказался единственным среди всех арестантов, кто имел опыт управления судном.
По пиратским обычаям его назначили капитаном. В молодости Своллоу служил на небольших судах, перевозивших уголь вдоль побережья Англии. Со временем ему наскучила рутинная работа, и он занялся криминальными делами — начал грабить суда и портовые дома. Однако вскоре его выследили: полиция, заподозрив Своллоу в серии краж, обыскала его дом и нашла похищенное имущество. Так он оказался в тюрьме.
В 1821 году Уильям был признан виновным в краже со взломом и сослан в Землю Ван-Димена (нынешняя Тасмания) на срок в семь лет. Но он не хотел уезжать на другой конец света, оставляя жену и троих детей. Он предпринял первую попытку побега ещё до того, как покинул Англию: прыгнул за борт судна, на котором его перевозили к тюремной барже, ожидавшей следующего рейса в Австралию. Добравшись до родного города, Своллоу вскоре был арестован за побег и попытку избежать ссылки. На этот раз его отправили прямиком в Землю Ван-Димена.
Спустя восемь месяцев после прибытия в Хобарт Своллоу совершил вторую попытку побега. Вместе с тремя заключёнными он захватил небольшую шхуну, пересёк Бассов пролив и добрался до северного побережья, к современному Вуллонгонгу. Однако шхуна села на мель, и их снова задержали. На этот раз Своллоу получил наказание в виде 150 ударов плетью и перевод в колонию для каторжан в заливе Маккуори. Тем не менее он не сдался — в очередной раз сбежал, спрятавшись на торговом судне, которое направлялось в Англию. Там ему некоторое время удавалось жить на свободе, но в 1828 году его обнаружили и приговорили к пожизненному заключению с повторной ссылкой в Землю Ван-Димена.
И даже это не смогло сломить его волю. Вернувшись в Хобарт, Своллоу вновь попробовал бежать, тайно проникнув на корабль, который ранее доставил его в Тасманию. Но на этот раз охранники знали его уловки и вовремя сняли его с борта. За попытку побега его снова подвергли порке и отправили в залив Маккуори на бриге «Кипр». И вот в 1829 году Своллоу и другие заключённые, не теряя времени, подняли бунт и захватили корабль, обезоружив охрану.
13 августа, когда сильный ветер удерживал «Кипр» в заливе Рише, арестанты решились на решительное нападение. Внезапно атаковав охранников, они взяли корабль под свой контроль. Солдат, капитана и экипаж высадили на берег, а на следующее утро подняли якорь и ушли в море. Под крики «ура!» судно взяло курс в открытый океан.
Властям казалось, что беглецы попытаются пересечь Тихий океан, затопят «Кипр» и выдадут себя за выживших после кораблекрушения в одном из южноамериканских портов. Но на самом деле Своллоу и его сообщники задумали нечто иное, когда побережье Земли Ван-Димена уже исчезло на горизонте.
Бриг «Кипр», загруженный припасами на всю зиму для тюремной колонии в заливе Маккуори, отправился в путь, но капитан Уильям Своллоу, захвативший управление, решил изменить курс на Новую Зеландию. Там вместе с экипажем они перекрасили судно в чёрный цвет и переименовали его в «Друзья Бостона», чтобы выдать себя за американцев. Теперь, под новым именем и маскировкой, они направились на север к островам Тонга, которые в те времена назывались Островами Дружбы.
Дорога была тяжёлой: в одном из штормов они потеряли члена экипажа, а энтузиазм, объединивший каторжан при захвате корабля, начал угасать. Когда судно достигло острова Тонгатапу, семь человек решили остаться на острове, отказавшись плыть дальше. Несмотря на это, Своллоу продолжил путь на север и после долгого перехода, преодолев более 12,5 тысяч километров, добрался до берегов Японии. В январе 1830 года «Кипр» бросил якорь у острова Сикоку, чтобы пополнить запасы пресной воды и дров.
Япония в то время строго ограничивала общение с иностранцами, и местные жители ясно дали понять, что кораблю необходимо покинуть бухту до захода солнца, иначе его расстреляют. Своллоу принял предупреждение всерьёз и поспешил уйти, но отсутствие ветра задержало их. Когда солнце начало садиться, японская батарея открыла огонь по кораблю, и один из снарядов пробил корпус «Кипра» ниже ватерлинии. К счастью, в этот момент поднялся ветер, и Своллоу, подняв паруса, увёл судно из-под обстрела. Корабль, несмотря на повреждения, направился вдоль островов Рюкю, а затем пересёк Восточно-Китайское море, при этом экипажу приходилось постоянно откачивать воду.
В феврале 1830 года «Кипр» подошёл к побережью Китая, вблизи устья реки Чжуцзян. К этому времени корабль протекал настолько сильно, что команда была вынуждена круглосуточно работать насосами, чтобы он не затонул. Некоторые члены экипажа были истощены и хотели бросить судно, но Своллоу не собирался сдаваться. Впрочем, недовольные участники пошли на отчаянный шаг: они пробили еще одну дыру в корпусе, и судно начало быстро погружаться под воду. После этого они взяли спасательную шлюпку и покинули корабль. Своллоу и оставшиеся с ним люди пытались бороться с поступающей водой, но, поняв бесполезность своих усилий, были вынуждены присоединиться к остальным, погрузившись во вторую шлюпку и направившись к Кантону (современный Гуанчжоу).
Неожиданное появление британцев в торговом анклаве сразу же привлекло внимание чиновников Ост-Индской компании. Своллоу пригласили на допрос, где ему пришлось придумать правдоподобное объяснение своему присутствию.
Своллоу представился капитаном Уильямом Уолдоном, командиром английского брига «Эдвард» водоизмещением 200 тонн. Его рассказ был смесью правды и вымысла: он заявил, что их судно покинуло Лондон 14 декабря 1828 года и держало курс на Рио-де-Жанейро, а затем они пересекли Тихий океан и добралось до Японии, где по ним был открыт огонь. По его словам, «Эдвард» начал набирать воду, когда они направлялись к Маниле, но затонул недалеко от Формозы (Тайвань).
Своллоу также объяснил, что его команда пересела в спасательные шлюпки и направилась к китайскому побережью, но на пути он потерял контакт с другой шлюпкой. Чтобы подтвердить свой рассказ, он показал секстант с выгравированным названием судна и пришвартовался в шлюпке с надписью «Edward of London». Эту историю Своллоу и его команда придумали уже давно, на подобный случай. Ост-Индская компания поверила его истории и предложила беглецам бесплатный проезд на торговом судне до Лондона из Кантонского порта.
Спустя всего несколько дней после прибытия Своллоу в Кантон и его благополучного отбытия в Лондон на торговом судне, в порт пришла вторая шлюпка. Её пассажиры утверждали, что тоже являются уцелевшими членами команды брига «Эдвард», потерпевшего крушение. Однако их версия истории заметно расходилась с той, которую ранее представил Своллоу. Одного из мужчин сразу арестовали, но остальным удалось укрыться на судне, которое вскоре покинуло порт, и таким образом они избежали задержания. Вскоре в Кантон доставили ещё двух беглецов с «Кипра», которых обнаружили на одном из островов Рюкю. После этого, когда известие о захвате «Кипра» наконец достигло британского анклава, власти начали серьёзные допросы задержанных, и в конечном итоге те рассказали всю правду.
Первое же судно, покидавшее порт Кантона, увезло письмо-предупреждение о Своллоу и его спутниках в Лондон. В нём полиции предлагалось быть настороже при их прибытии. Интересно, что письмо прибыло в Лондон быстрее, чем сам Своллоу с командой. Так что, когда их корабль подошёл к берегам Англии, полиция уже была готова к встрече. Однако удача снова улыбнулась Своллоу: он сошёл на берег не в Лондоне, а в Маргейте, и таким образом избежал ареста в столице. Зато его спутников задержали сразу же по прибытии. Несколько недель спустя полицейским удалось выследить самого Своллоу — он скрывался под вымышленным именем в пансионе в Лондоне.
Суд над Своллоу и ещё четырьмя участниками захвата брига «Кипр» состоялся в октябре 1830 года, и их обвинили в пиратстве. Присяжные признали виновными всех, кроме самого Своллоу: ему удалось убедить суд в том, что его заставили участвовать в мятеже против его воли. Несмотря на то, что он избежал наказания за пиратство, оставалась проблема его незаконного возвращения в Англию. В итоге Своллоу снова отправили в Землю Ван-Димена, где он и умер в исправительном поселении 12 мая 1834 года.
Источник
Во главе бунта встал 37-летний заключённый по имени Уильям Своллоу, который оказался единственным среди всех арестантов, кто имел опыт управления судном.
По пиратским обычаям его назначили капитаном. В молодости Своллоу служил на небольших судах, перевозивших уголь вдоль побережья Англии. Со временем ему наскучила рутинная работа, и он занялся криминальными делами — начал грабить суда и портовые дома. Однако вскоре его выследили: полиция, заподозрив Своллоу в серии краж, обыскала его дом и нашла похищенное имущество. Так он оказался в тюрьме.
В 1821 году Уильям был признан виновным в краже со взломом и сослан в Землю Ван-Димена (нынешняя Тасмания) на срок в семь лет. Но он не хотел уезжать на другой конец света, оставляя жену и троих детей. Он предпринял первую попытку побега ещё до того, как покинул Англию: прыгнул за борт судна, на котором его перевозили к тюремной барже, ожидавшей следующего рейса в Австралию. Добравшись до родного города, Своллоу вскоре был арестован за побег и попытку избежать ссылки. На этот раз его отправили прямиком в Землю Ван-Димена.
Спустя восемь месяцев после прибытия в Хобарт Своллоу совершил вторую попытку побега. Вместе с тремя заключёнными он захватил небольшую шхуну, пересёк Бассов пролив и добрался до северного побережья, к современному Вуллонгонгу. Однако шхуна села на мель, и их снова задержали. На этот раз Своллоу получил наказание в виде 150 ударов плетью и перевод в колонию для каторжан в заливе Маккуори. Тем не менее он не сдался — в очередной раз сбежал, спрятавшись на торговом судне, которое направлялось в Англию. Там ему некоторое время удавалось жить на свободе, но в 1828 году его обнаружили и приговорили к пожизненному заключению с повторной ссылкой в Землю Ван-Димена.
И даже это не смогло сломить его волю. Вернувшись в Хобарт, Своллоу вновь попробовал бежать, тайно проникнув на корабль, который ранее доставил его в Тасманию. Но на этот раз охранники знали его уловки и вовремя сняли его с борта. За попытку побега его снова подвергли порке и отправили в залив Маккуори на бриге «Кипр». И вот в 1829 году Своллоу и другие заключённые, не теряя времени, подняли бунт и захватили корабль, обезоружив охрану.
13 августа, когда сильный ветер удерживал «Кипр» в заливе Рише, арестанты решились на решительное нападение. Внезапно атаковав охранников, они взяли корабль под свой контроль. Солдат, капитана и экипаж высадили на берег, а на следующее утро подняли якорь и ушли в море. Под крики «ура!» судно взяло курс в открытый океан.
Фрагмент панорамы Хобарта 1828 года, предположительно изображающий бриг «Кипр» (в центре)
Властям казалось, что беглецы попытаются пересечь Тихий океан, затопят «Кипр» и выдадут себя за выживших после кораблекрушения в одном из южноамериканских портов. Но на самом деле Своллоу и его сообщники задумали нечто иное, когда побережье Земли Ван-Димена уже исчезло на горизонте.
Бриг «Кипр», загруженный припасами на всю зиму для тюремной колонии в заливе Маккуори, отправился в путь, но капитан Уильям Своллоу, захвативший управление, решил изменить курс на Новую Зеландию. Там вместе с экипажем они перекрасили судно в чёрный цвет и переименовали его в «Друзья Бостона», чтобы выдать себя за американцев. Теперь, под новым именем и маскировкой, они направились на север к островам Тонга, которые в те времена назывались Островами Дружбы.
Дорога была тяжёлой: в одном из штормов они потеряли члена экипажа, а энтузиазм, объединивший каторжан при захвате корабля, начал угасать. Когда судно достигло острова Тонгатапу, семь человек решили остаться на острове, отказавшись плыть дальше. Несмотря на это, Своллоу продолжил путь на север и после долгого перехода, преодолев более 12,5 тысяч километров, добрался до берегов Японии. В январе 1830 года «Кипр» бросил якорь у острова Сикоку, чтобы пополнить запасы пресной воды и дров.
Япония в то время строго ограничивала общение с иностранцами, и местные жители ясно дали понять, что кораблю необходимо покинуть бухту до захода солнца, иначе его расстреляют. Своллоу принял предупреждение всерьёз и поспешил уйти, но отсутствие ветра задержало их. Когда солнце начало садиться, японская батарея открыла огонь по кораблю, и один из снарядов пробил корпус «Кипра» ниже ватерлинии. К счастью, в этот момент поднялся ветер, и Своллоу, подняв паруса, увёл судно из-под обстрела. Корабль, несмотря на повреждения, направился вдоль островов Рюкю, а затем пересёк Восточно-Китайское море, при этом экипажу приходилось постоянно откачивать воду.
В феврале 1830 года «Кипр» подошёл к побережью Китая, вблизи устья реки Чжуцзян. К этому времени корабль протекал настолько сильно, что команда была вынуждена круглосуточно работать насосами, чтобы он не затонул. Некоторые члены экипажа были истощены и хотели бросить судно, но Своллоу не собирался сдаваться. Впрочем, недовольные участники пошли на отчаянный шаг: они пробили еще одну дыру в корпусе, и судно начало быстро погружаться под воду. После этого они взяли спасательную шлюпку и покинули корабль. Своллоу и оставшиеся с ним люди пытались бороться с поступающей водой, но, поняв бесполезность своих усилий, были вынуждены присоединиться к остальным, погрузившись во вторую шлюпку и направившись к Кантону (современный Гуанчжоу).
Неожиданное появление британцев в торговом анклаве сразу же привлекло внимание чиновников Ост-Индской компании. Своллоу пригласили на допрос, где ему пришлось придумать правдоподобное объяснение своему присутствию.
Своллоу представился капитаном Уильямом Уолдоном, командиром английского брига «Эдвард» водоизмещением 200 тонн. Его рассказ был смесью правды и вымысла: он заявил, что их судно покинуло Лондон 14 декабря 1828 года и держало курс на Рио-де-Жанейро, а затем они пересекли Тихий океан и добралось до Японии, где по ним был открыт огонь. По его словам, «Эдвард» начал набирать воду, когда они направлялись к Маниле, но затонул недалеко от Формозы (Тайвань).
Своллоу также объяснил, что его команда пересела в спасательные шлюпки и направилась к китайскому побережью, но на пути он потерял контакт с другой шлюпкой. Чтобы подтвердить свой рассказ, он показал секстант с выгравированным названием судна и пришвартовался в шлюпке с надписью «Edward of London». Эту историю Своллоу и его команда придумали уже давно, на подобный случай. Ост-Индская компания поверила его истории и предложила беглецам бесплатный проезд на торговом судне до Лондона из Кантонского порта.
Спустя всего несколько дней после прибытия Своллоу в Кантон и его благополучного отбытия в Лондон на торговом судне, в порт пришла вторая шлюпка. Её пассажиры утверждали, что тоже являются уцелевшими членами команды брига «Эдвард», потерпевшего крушение. Однако их версия истории заметно расходилась с той, которую ранее представил Своллоу. Одного из мужчин сразу арестовали, но остальным удалось укрыться на судне, которое вскоре покинуло порт, и таким образом они избежали задержания. Вскоре в Кантон доставили ещё двух беглецов с «Кипра», которых обнаружили на одном из островов Рюкю. После этого, когда известие о захвате «Кипра» наконец достигло британского анклава, власти начали серьёзные допросы задержанных, и в конечном итоге те рассказали всю правду.
Первое же судно, покидавшее порт Кантона, увезло письмо-предупреждение о Своллоу и его спутниках в Лондон. В нём полиции предлагалось быть настороже при их прибытии. Интересно, что письмо прибыло в Лондон быстрее, чем сам Своллоу с командой. Так что, когда их корабль подошёл к берегам Англии, полиция уже была готова к встрече. Однако удача снова улыбнулась Своллоу: он сошёл на берег не в Лондоне, а в Маргейте, и таким образом избежал ареста в столице. Зато его спутников задержали сразу же по прибытии. Несколько недель спустя полицейским удалось выследить самого Своллоу — он скрывался под вымышленным именем в пансионе в Лондоне.
Суд над Своллоу и ещё четырьмя участниками захвата брига «Кипр» состоялся в октябре 1830 года, и их обвинили в пиратстве. Присяжные признали виновными всех, кроме самого Своллоу: ему удалось убедить суд в том, что его заставили участвовать в мятеже против его воли. Несмотря на то, что он избежал наказания за пиратство, оставалась проблема его незаконного возвращения в Англию. В итоге Своллоу снова отправили в Землю Ван-Димена, где он и умер в исправительном поселении 12 мая 1834 года.
Источник
1
Другие новости
Написать комментарий: