Почему вагоны метро в России имеют длину 19 метров: их история и настоящее

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему вагоны метро в России, как правило, имеют длину именно 19 метров? На первый взгляд это может показаться просто случайной цифрой, но за ней скрывается интересная история, уходящая корнями в начало прошлого века и связанная с Мытищинским машиностроительным заводом. Итак, давайте разбираться откуда всё-таки взялась эта цифра и почему она так плотно закрепилась в метрополитенах по всей стране?
Немного истории




Всё началось в далёком 1930 году, когда в Москве только начинали строить метро. Первые вагоны для московского метро производились на Мытищинском машиностроительном заводе, который был основан в 1897 году и к тому времени уже был важнейшим промышленным центром. Кстати, одним из основателей был легендарный предприниматель и меценат Савва* Мамонтов. Завод изначально специализировался на выпуске железнодорожных вагонов. В начале XX века железные дороги стремительно развивались, и завод в Мытищах быстро завоевал репутацию надёжного поставщика железнодорожной техники. Однако с появлением идеи строительства метрополитена перед заводом открылась новая задача — создание вагонов для подземных поездов.

К 1935 году, когда открылось первое метро в Москве, Мытищинский машиностроительный завод выпустил первые вагоны для подземных поездов. Эти вагоны эксплуатировались с самого первого дня работы метро, став символом нового этапа в истории городского транспорта. Это были простые по конструкции вагоны, они идеально подходили для первых линий, где поток пассажиров был ещё сравнительно невелик.

В 1938 году, спустя три года после запуска Московского метрополитена, Мытищинский машиностроительный завод выпустил усовершенствованную версию вагонов для метро. Эти новые вагоны были спроектированы таким образом, чтобы их можно было эксплуатировать совместно с первыми моделями, которые были выпущены в 1935 году. Дело в том, что форма кузова у них была одинаковая, плюс были схожие характеристики, что было важно для единой системы эксплуатации на линиях метро. Новые вагоны использовались на Кировско-Фрунзенской и Горьковско-Замоскворецкой линиях, где они обслуживали пассажиров вплоть до 1951 года. После этого вагоны были переданы в депо Измайлово, где они работали ещё некоторое время. Примечательно то, что на Арбатско-Покровской линии первые вагоны продолжали работать аж до конца января 1975 года, по ка не были списаны, как устаревшие модели.




Почему именно 19 метров


Одним из любопытных фактов, повлиявших на развитие метро, стало решение о длине вагонов, которое напрямую связано с особенностями Мытищинского машиностроительного завода. Завод, построенный ещё в дореволюционные годы, имел свои ограничения: между его цехами расстояние составляло около 19 метров. Это означало, что при производстве вагонов длина больше этого значения физически не позволяла бы перемещать вагоны между этапами сборки.

Таким образом, эта особенность завода, совершенно случайно определила главную характеристику будущих поездов метро. В итоге длина в 19 метров стала не только техническим компромиссом, но и идеальным решением: инженеры быстро осознали, что такие вагоны обладают оптимальной вместимостью для пассажиров и хорошей маневренностью на поворотах метро. В результате заводская специфика оказалась решающим фактором, который повлиял на всю транспортную систему метрополитена, оставив свой след на десятилетия вперёд.


Наше время


Конечно, современные вагоны, такие как «Русич», почти в два раза длиннее. Ведь для их производства есть новые цеха без ограничений в 19 метров. Однако такие вагоны встречаются не на всех линиях. Например, в московском метро их можно встретить, так как есть возможность для экспериментов с длиной составов, поэтому такие модели вполне вписываются в систему. Однако в Санкт-Петербурге, где на некоторых линиях присутствуют станции закрытого типа с платформенными дверьми, такие эксперименты невозможны. Здесь важно, чтобы двери вагонов чётко совпадали с дверями на станциях, а это возможно только при строгом соблюдении длины вагонов.

Заключение

История длины вагонов метро — это пример того, как небольшие ограничения могут повлиять на большие решения. Стандарт в 19 метров был выбран, потому что вагоны должны были вписаться в заводские условия. Этот выбор стал основой для развития метро на десятилетия вперёд, и даже сейчас многие вагоны остаются такой же длины. В следующий раз, когда вы будете ехать в метро, подумайте, что эти 19 метров — это результат решения, принятого много лет назад, и оно до сих пор влияет на то, как устроен транспорт сегодня.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

2
Другие новости

Оставить комментарий

Просто прохожий
Просто прохожий Добавил(а) :
23 сент. 13:27 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовБарабан - 15000 комментовКоньяк за первую публикацию
Мне довелось ездить на "Измайловской"-"Щёлковской" в таких вагонах с пружинными сиденьями и деревянной (буковой) окантовкой стёкол. С механическими ручками стоп-крана и аварийного открывания дверей. Со стеклянными плафонами под потолком....
Мне довелось ездить на "Измайловской"-"Щёлковской" в таких вагонах с пружинными сиденьями и деревянной (буковой) окантовкой стёкол. С механическими ручками стоп-крана и аварийного открывания дверей. Со стеклянными плафонами под потолком....
dabar80
dabar80 Добавил(а) через 16 минут:
23 сент. 23:55 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментов
Просто прохожий
А прикол в том, что ты описываешь интерьер вагонов первых четырех серий, А, Б, В и Г, а эти вагоны практически до 2000-го года на Арбатско-Покровской и Сокольнической линиях ходили, там различия конечно были, но не такие существенные, а авторы статьи про это не упоминают. Кстати, если мне память не изменяет, то с вагонами типа А в одном составе только типа Г работать не могли, зато с Б и В вполне.
Здрав будь, Боярин)!
Просто прохожий
А прикол в том, что ты описываешь интерьер вагонов первых четырех серий, А, Б, В и Г, а эти вагоны практически до 2000-го года на Арбатско-Покровской и Сокольнической линиях ходили, там различия конечно были, но не такие существенные, а авторы статьи про это не упоминают. Кстати, если мне память не изменяет, то с вагонами типа А в одном составе только типа Г работать не могли, зато с Б и В вполне.
Здрав будь, Боярин)!

показать все комментарии (3)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!