«Винный бунт» в Челябинске 90-х
Сегодня о так называемом «винном бунте», случившемся в Челябинске в 1990 году, помнят разве что сами челябинцы. Однако тогда это восстание грозило перерасти в нечто больше, чем местечковое происшествие. Дело в том, что некоторые считают, что причины бунта были гораздо глубже, чем Горбачевская антиалкогольная кампания.
Погасить же недовольство горожан властям удалось с помощью весьма оригинального метода.
Митинг у магазина и шествие к зданию райкома
Как известно, с 1985 года в стране началась антиалкогольная кампания. Спиртное отпускалось в ограниченных количествах, а магазины, торговавшие алкоголем, открывались только в 14 часов. В связи с этим в народе даже появились частушки вроде: «В шесть утра поёт петух, в восемь — Пугачёва. Магазин закрыт до двух, ключ — у Горбачёва». Как утверждает автор книги «Прогулки по Челябинску. «Лирические» 60-е годы и не только», Сергей Белковский, который, кстати, сам был свидетелем всего произошедшего, «винный бунт» начался 22 августа 1990 года у челябинского магазина «Северо-Западный». Люди занимали очередь в винно-водочный отдел торговой точки еще с утра, однако желаемого покупатели так не получили. К 19 часам, когда магазин готовился к закрытию, все поняли, что напитков им не видать.
Именно тогда возле «Северо-Западного» и случился стихийный митинг, после которого несколько сотен возмущенных горожан направились к зданию, в котором размещались райисполком и обком КПСС Курчатовского района Челябинска. По пути к бунтарям присоединялись прохожие. Протестующие попытались ворваться в местный райком, однако двери оказались заперты. Возможно, у представителей администрации к тому времени уже закончился рабочий день, а может быть, они попросту побоялись выходить к разгневанной толпе. Как бы то ни было, в окна райкома челябинцы принялись бросать камни, а после и вовсе перегородили движение на одном из проспектов. Вечером здесь же вспыхнул большой костер.
Разгар бунта и его подавление
Митингующих разогнали, десятки человек были задержаны. Однако люди не успокоились. В общей сложности «винный бунт» продолжался в Челябинске в течение трех суток. Челябинцы собирались каждый день в послеобеденные часы и выражали свое возмущение до позднего вечера, а то и до ночи. Граждан пытались образумить начальник милиции Валерий Пустовой и председатель облисполкома Петр Сумин. Однако, как пишет Александр Скрипов в своей книге «Челябинск, ХХ век» со ссылкой на очевидцев восстания, диалога между властями и горожанами не получилось. Толпа свистела, требуя устранить недостатки в торговле продовольственными товарами. Именно благодаря унизительным очередям за самыми необходимыми вещами, по мнению Белковского, и разгорелся бунт. Спиртное же оказалось той самой последней каплей.
В конце концов, в сотрудников милиции полетели камни. Протестующие били витрины, опрокидывали прилавки, громили милицейские автомобили. Для разгона бунтовщиков стражи порядка пустили в ход дубинки. Тем не менее, люди собрались и на следующий день. 24 августа челябинцы организовали митинг на площади Революции. Разошлись уже вечером, по дороге побив витрины магазина «Молодежная мода» на улице Кирова. После этого в милиции оказались еще несколько десятков человек. Впрочем, никто из них не понес серьезного наказания.
Нестандартный метод
Однако, как утверждает Акоп Назаретян в издании «Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Лекции по социальной и политической психологии», погасили бунтовское пламя вовсе не милиционеры. Дело в том, что в тот период стражам правопорядка приходилось пользоваться не прежними силовыми методами, с критикой которых могли выступить местные средства массовой информации, а нестандартными способами. Поэтому челябинские милиционеры и обратились за помощью к московским психологам. Столичные специалисты посоветовали продемонстрировать по телевидению какой-нибудь захватывающий, лучше всего зарубежный, триллер.
По словам Назаретяна, даже незадолго до распада Советского Союза отечественное телевидение оставалось довольно аскетическим. Самым эротическим зрелищем в те годы было фигурное катание, которое без преувеличения смотрели абсолютно все, как женщины, так и мужчины, а самым динамичным – футбольный матч. Несмотря на то, что видеомагнитофоны уже были в ходу, показ иностранного боевика или эротического фильма по телевизору воспринимался как нечто сенсационное. Поэтому на четвертые сутки «винного бунта» запланировали показ подобных картин.
Согласно легенде, ситуацию спасло телевидение, где начали «крутить» кино про «Кинг-конга» и «Робокопа». Программа на ГТРК, которая позже стала родоначальником коммерческого вещания в Челябинске, называлась «Эфир 2». Явление культовое, просуществовавшее до середины «нулевых» годов.
Возможно, «Эфир2» и не запускали специально под протесты, просто совпали даты. Однако справиться с хаотичным выступлениями на улицах это однозначно помогло. Люди перестали громить универмаги и уселись смотреть американские комедии и боевики. Сейчас сложно представить, что это могло кого-то удивить, но в 1990 году показ «Индианы Джонса» делал улицы города пустыми.
Погасить же недовольство горожан властям удалось с помощью весьма оригинального метода.
Митинг у магазина и шествие к зданию райкома
Как известно, с 1985 года в стране началась антиалкогольная кампания. Спиртное отпускалось в ограниченных количествах, а магазины, торговавшие алкоголем, открывались только в 14 часов. В связи с этим в народе даже появились частушки вроде: «В шесть утра поёт петух, в восемь — Пугачёва. Магазин закрыт до двух, ключ — у Горбачёва». Как утверждает автор книги «Прогулки по Челябинску. «Лирические» 60-е годы и не только», Сергей Белковский, который, кстати, сам был свидетелем всего произошедшего, «винный бунт» начался 22 августа 1990 года у челябинского магазина «Северо-Западный». Люди занимали очередь в винно-водочный отдел торговой точки еще с утра, однако желаемого покупатели так не получили. К 19 часам, когда магазин готовился к закрытию, все поняли, что напитков им не видать.
Именно тогда возле «Северо-Западного» и случился стихийный митинг, после которого несколько сотен возмущенных горожан направились к зданию, в котором размещались райисполком и обком КПСС Курчатовского района Челябинска. По пути к бунтарям присоединялись прохожие. Протестующие попытались ворваться в местный райком, однако двери оказались заперты. Возможно, у представителей администрации к тому времени уже закончился рабочий день, а может быть, они попросту побоялись выходить к разгневанной толпе. Как бы то ни было, в окна райкома челябинцы принялись бросать камни, а после и вовсе перегородили движение на одном из проспектов. Вечером здесь же вспыхнул большой костер.
Разгар бунта и его подавление
Митингующих разогнали, десятки человек были задержаны. Однако люди не успокоились. В общей сложности «винный бунт» продолжался в Челябинске в течение трех суток. Челябинцы собирались каждый день в послеобеденные часы и выражали свое возмущение до позднего вечера, а то и до ночи. Граждан пытались образумить начальник милиции Валерий Пустовой и председатель облисполкома Петр Сумин. Однако, как пишет Александр Скрипов в своей книге «Челябинск, ХХ век» со ссылкой на очевидцев восстания, диалога между властями и горожанами не получилось. Толпа свистела, требуя устранить недостатки в торговле продовольственными товарами. Именно благодаря унизительным очередям за самыми необходимыми вещами, по мнению Белковского, и разгорелся бунт. Спиртное же оказалось той самой последней каплей.
В конце концов, в сотрудников милиции полетели камни. Протестующие били витрины, опрокидывали прилавки, громили милицейские автомобили. Для разгона бунтовщиков стражи порядка пустили в ход дубинки. Тем не менее, люди собрались и на следующий день. 24 августа челябинцы организовали митинг на площади Революции. Разошлись уже вечером, по дороге побив витрины магазина «Молодежная мода» на улице Кирова. После этого в милиции оказались еще несколько десятков человек. Впрочем, никто из них не понес серьезного наказания.
Нестандартный метод
Однако, как утверждает Акоп Назаретян в издании «Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Лекции по социальной и политической психологии», погасили бунтовское пламя вовсе не милиционеры. Дело в том, что в тот период стражам правопорядка приходилось пользоваться не прежними силовыми методами, с критикой которых могли выступить местные средства массовой информации, а нестандартными способами. Поэтому челябинские милиционеры и обратились за помощью к московским психологам. Столичные специалисты посоветовали продемонстрировать по телевидению какой-нибудь захватывающий, лучше всего зарубежный, триллер.
По словам Назаретяна, даже незадолго до распада Советского Союза отечественное телевидение оставалось довольно аскетическим. Самым эротическим зрелищем в те годы было фигурное катание, которое без преувеличения смотрели абсолютно все, как женщины, так и мужчины, а самым динамичным – футбольный матч. Несмотря на то, что видеомагнитофоны уже были в ходу, показ иностранного боевика или эротического фильма по телевизору воспринимался как нечто сенсационное. Поэтому на четвертые сутки «винного бунта» запланировали показ подобных картин.
Согласно легенде, ситуацию спасло телевидение, где начали «крутить» кино про «Кинг-конга» и «Робокопа». Программа на ГТРК, которая позже стала родоначальником коммерческого вещания в Челябинске, называлась «Эфир 2». Явление культовое, просуществовавшее до середины «нулевых» годов.
Возможно, «Эфир2» и не запускали специально под протесты, просто совпали даты. Однако справиться с хаотичным выступлениями на улицах это однозначно помогло. Люди перестали громить универмаги и уселись смотреть американские комедии и боевики. Сейчас сложно представить, что это могло кого-то удивить, но в 1990 году показ «Индианы Джонса» делал улицы города пустыми.
Метки: Челябинск
2
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (4)
Написать комментарий: