Сумасшедший Иван
В годы холодной войны между военно-политическими блоками советские и американские подлодки не просто курсировали вдоль берегов наиболее вероятного противника, но и активно приглядывали друг за другом. Чаще всего для наблюдения одна субмарина просто садится на хвост другой, двигаясь следом в слепой зоне.
И вот 20 июня 1970 года произошел инцидент, который навсегда вошел в американские учебники по военно-морской тактике.
Когда подводная лодка движется вперед, то ее двигатели создают достаточно высокий уровень акустического шума. Звук и вибрация распространяются в воде аккурат следом за субмариной, что приводит к появлению «мертвой зоны». Таким образом лучший способ проследить за обнаруженной субмариной – это аккуратно сесть ей на хвост, так чтобы акустический шум мешал обнаружению преследователей по звуку и вибрации. Именно по этой причине время от времени подлодки останавливаются и вводят режим полной тишины. Причем делают этот как преследуемые, так и преследователи.
В подводном флоте существует несколько способов ухода от преследования. В целом они не слишком-то замысловаты. Так как визуального контакта между субмаринами под водой нет и быть не может, то оборудование можно попытаться обмануть за счет волнообразных движений, рисования «восьмерок», изменений глубины, резких поворотов с изменением курса. Существует также крайне специфический и довольно опасный маневр изменения курса «90-180», который позволяет максимально быстро развернуть субмарину в обратном направлении и заглянуть в «мертвую зону» при помощи гидролокатора.
Собственно, именно этот маневр в американских морских уставах и получил обозначение «Crazy Ivan» или «Сумасшедший Иван» благодаря инциденту 20 июня 1970 года в Охотском море у берегов Камчатки. Проблема маневра «90-180» заключается в том, что подлодки, как правило, очень инертны и не в состоянии остановиться моментально, из-за чего в случае резких поворотов или разворотов в противоположную сторону существует неиллюзорный риск столкновения преследуемого и преследующего. По этой причине «90-180» запрещен. Собственно, это и произошло с советской подлодкой К-108 и американской SSN-639 Tautog. В результате резкого разворота 108-ой с целью мониторинга «мертвой зоны», американский Tautog влетел прямо с борт советской субмарины.
Только каким-то чудом К-108 и SSN-639 отделались относительно легкими повреждениями. Что не отменило того факта, что сразу после удара советская субмарина 4 минуты бесконтрольно погружалась, прежде чем экипажу удалось стабилизировать ситуацию и начать подъем на поверхность. На борту 108-ой осталась по результатам «контакта» внушительная вмятина. Американский экипаж по большей части отделался (не)легким испугом.
По возвращению в порт командование советский экипаж «заругало». Все офицеры получили выговоры. Не погладили по голове и капитана 1-го ранга Бориса Суреновича Багдасаряня, которому объявили строгий выговор. На флоте Бориса Суреновича оставили, хотя на поступлении в академию в тот год для дальнейшего продвижения по службе на капитане поставили крест.
Источник
И вот 20 июня 1970 года произошел инцидент, который навсегда вошел в американские учебники по военно-морской тактике.
Когда подводная лодка движется вперед, то ее двигатели создают достаточно высокий уровень акустического шума. Звук и вибрация распространяются в воде аккурат следом за субмариной, что приводит к появлению «мертвой зоны». Таким образом лучший способ проследить за обнаруженной субмариной – это аккуратно сесть ей на хвост, так чтобы акустический шум мешал обнаружению преследователей по звуку и вибрации. Именно по этой причине время от времени подлодки останавливаются и вводят режим полной тишины. Причем делают этот как преследуемые, так и преследователи.
В подводном флоте существует несколько способов ухода от преследования. В целом они не слишком-то замысловаты. Так как визуального контакта между субмаринами под водой нет и быть не может, то оборудование можно попытаться обмануть за счет волнообразных движений, рисования «восьмерок», изменений глубины, резких поворотов с изменением курса. Существует также крайне специфический и довольно опасный маневр изменения курса «90-180», который позволяет максимально быстро развернуть субмарину в обратном направлении и заглянуть в «мертвую зону» при помощи гидролокатора.
Собственно, именно этот маневр в американских морских уставах и получил обозначение «Crazy Ivan» или «Сумасшедший Иван» благодаря инциденту 20 июня 1970 года в Охотском море у берегов Камчатки. Проблема маневра «90-180» заключается в том, что подлодки, как правило, очень инертны и не в состоянии остановиться моментально, из-за чего в случае резких поворотов или разворотов в противоположную сторону существует неиллюзорный риск столкновения преследуемого и преследующего. По этой причине «90-180» запрещен. Собственно, это и произошло с советской подлодкой К-108 и американской SSN-639 Tautog. В результате резкого разворота 108-ой с целью мониторинга «мертвой зоны», американский Tautog влетел прямо с борт советской субмарины.
Только каким-то чудом К-108 и SSN-639 отделались относительно легкими повреждениями. Что не отменило того факта, что сразу после удара советская субмарина 4 минуты бесконтрольно погружалась, прежде чем экипажу удалось стабилизировать ситуацию и начать подъем на поверхность. На борту 108-ой осталась по результатам «контакта» внушительная вмятина. Американский экипаж по большей части отделался (не)легким испугом.
По возвращению в порт командование советский экипаж «заругало». Все офицеры получили выговоры. Не погладили по голове и капитана 1-го ранга Бориса Суреновича Багдасаряня, которому объявили строгий выговор. На флоте Бориса Суреновича оставили, хотя на поступлении в академию в тот год для дальнейшего продвижения по службе на капитане поставили крест.
Источник
3
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (3)
Написать комментарий: