Велосипеды СССР, часть 1: золотое детство
Для советских мальчишек и девчонок велосипед был либо заветной мечтой, либо неотъемлемой частью жизни.
Ребят, равнодушных к двухколесному транспорту, почти не встречалось. Подсев на трехколесный «Малыш», ребенок менял велосипеды сообразно возрасту, дорастая либо до дорожных моделей типа «Украины», либо до «Туриста», а то и до спортивных моделей.
Чтобы разобраться в истории советских великов, мы поговорили с главным специалистом по этой теме — Андреем Мятиевым, создателем и владельцем «Веломузея». И вот что он нам поведал.
С чего начинался путь велосипедиста в 60-х, 70-х, 80-годах прошедшего столетия? В семье с достатком выше среднего или просто очень любящей свое чадо ребенку в 3-4 года покупали трехколесный велосипед. Стоил он от 3 до 5 рублей.
Надо сказать, что в СССР велосипеды в качестве так называемых товаров народного потребления производили самые разные предприятия. У заводов, в том числе и военных, была определенная квота на производство товаров для обычного потребителя. По возможности эти самые товары делали из материалов, оставшихся от основного производства. Увы, если до 70-х годов заводы старались держать качество на приемлемом уровне, то с 80-х оно уже катастрофически снижалось.
Распределяли товары народного потребления по географическому принципу: велосипеды, произведенные в Москве, трудно было встретить где-нибудь в Казахстане, и наоборот.
Для начала — три колеса
Детских трехколесных велосипедов по стране производили около 200 разновидностей. В Ленинграде, например, их выпускал завод «Эскалатор». Модель у них получилась довольно кондовая, до середины 80-х все было из металла, а потом начали удешевлять производство, и колеса стали делать из пластмассы. И если в 60-х и 70-х эти велосипеды передавали следующим поколениям, так что они сменяли несколько владельцев, то выпущенные в 80-х не всегда выдерживали и одного.
Три минус один
Трехколесные велосипеды были разных форматов. Совсем маленький назывался «Малыш». Но были и комбинированные велосипеды — трехколесные, которые можно было переделать в двухколесник. Задняя ось у них снималась, и вместо нее ставили одно из боковых колес. Эту модель спроектировали на Харьковском велозаводе еще в 1946-м, первоначально она называлась Д-2. У нее была дуплексная, то есть двойная рама, из тоненьких трубочек. Юные велосипедисты эксплуатировали Д-2 на трех колесах, а потом его при помощи нехитрых манипуляций превращали в двухколесный. У этого велосипеда вообще не было свободного хода педалей — сейчас это называется «фикс». Тормоза отсутствовали — либо шаркай ногами по асфальту, либо придерживай педали при вращении. Резину ставили тоненькую и сплошную, без пневматики.
Эти велосипеды производило больше десятка заводов по всему Советскому Союзу. У разных производителей модель называлась по-разному: ДКВ-2, КДВ-2 и даже КВД-2. Одним из выпускавших ее заводов был Тульский машиностроительный (там еще станковые пулеметы строили и много другого интересного). Тульские велики имели название «Ветерок», под этим именем они многим и запомнились. Производили их вплоть до середины 80-х годов, хотя уже с середины 70-х модель считалась устаревшей — народ предпочитал «Бабочку» и «Мишку».
«Мишка» из Питера, «Бабочка» с Узловой
Если Д-2 сейчас помнят не все, то уж двухколесную «Бабочку» на колесах-дутиках ты знаешь наверняка. Это был, наверное, самый удачный аппарат. Колеса позволяли кататься где угодно — на даче по грунтовке, в городе по асфальту. Велосипед был собран на шариковых подшипниках, так что он неплохо катился.
Был он довольно прочный, поскольку имел пространственную раму, пусть и из тоненьких трубочек. Единственным его недостатком считалось отсутствие тормозов. Точнее, тормоз был — подушечный, прессовый, который давил прямо на покрышку. Он очень быстро переставал работать, и дети тормозили подошвами и каблуками. «Бабочку» делали на заводе в городе Узловая, на машиностроительном заводе. Аналог «Бабочки», «Мишутку», выпускали на Кировском машиностроительном заводе в Ленинграде. «Мишутка» выгодно отличался тем, что у него была тормозная втулка, как на взрослом дорожном велосипеде: можно было тормозить обратным ходом педали. Обе модели продавали с дополнительной парой поддерживающих колесиков сзади. По мере роста мастерства велосипедиста кронштейны колесиков отгибали, и они начинали играть роль страховочных. А потом их и вовсе снимали.
Космический «Дружок»
В начале 80-х появился еще один велосипед для дошкольников — «Дружок». Производил его завод им. Хруничева в Филях, основной профиль которого — космическая техника.
А начинался он, к слову, с эвакуированного в Москву в Первую мировую завода «Руссо-Балт». У «Дружка» была складная рама, свободный ход педалей и сплошная, хотя и довольно широкая, резина. И тормоза имелись правда, не очень совершенные. Конкурировала модель с «Бабочками» и «Мишками», хотя с точки зрения дизайна и конструкции это был существенный шаг вперед. В начале 90-х работникам завода им. Хруничева выплачивали зарплату такими велосипедами, и они продавали их, стоя у метро. Обычное дело для того времени.
«Школьник»: вспомним прокруты
Если начинал велосипедист с маленького трехколесного велосипеда, а продолжал свой путь на «Бабочке» или Д-2, то лет в семь любящие родители за 45 рублей покупали ему «Школьник». Эти велосипеды выпускали с 1956-го года на Горьковском автомобильном заводе. Первоначально это был просто цех ширпотреба, а потом его превратили в отдельное предприятие. Однако назывался он до самого конца советской эпохи велосипедным цехом ГАЗа.
«Школьник» был настоящим дорожным велосипедом в миниатюре. Все вращающиеся узлы были на шариковых подшипниках, сзади стояла тормозная втулка. Выпускали эту модель с двумя вариантами рамы — с высокой верхней трубой для мальчиков и низкой, скошенной, для девочек. На девчачьей версии пацану было ездить позорно.
Все, у кого был «Школьник», помнят так называемые прокруты: нажимаешь на педаль, а она без сопротивления проворачивается. Потом снова схватывается, и ты нормально едешь дальше. А потом опять внезапный прокрут. Сколько было из-за этого выбито молочных зубов — не сосчитать. Корень проблемы скрывался в «Родине» — так назвался тип задней втулки, которой оснащали «Школьник». Такая конструкция была только у него, единственного из всех советских велосипедов. По мере износа металлические лепестки, отвечавшие во втулке за сцепление, изнашивались, и начинались прокруты. Про эту проблему многие знали, рукастые папаши разбирали втулку и лепесточки подгибали, что позволяло спокойно ездить еще какое-то время. В середине 80-х «Школьник» модернизировали и сделали раму типа «унисекс», с одной скошенной трубой.
P. S. Да, мы знаем, что были и другие детские велосипеды, и будем рады, если ты упомянешь о них в комментариях. Но пытаться впихнуть все в одну статью было бы негуманно по отношению к читателям.
Больше информации о советских (и не только) велосипедах можно найти в блоге Андрея Мятиева на Яндекс.Дзен.
Источник
Ребят, равнодушных к двухколесному транспорту, почти не встречалось. Подсев на трехколесный «Малыш», ребенок менял велосипеды сообразно возрасту, дорастая либо до дорожных моделей типа «Украины», либо до «Туриста», а то и до спортивных моделей.
Чтобы разобраться в истории советских великов, мы поговорили с главным специалистом по этой теме — Андреем Мятиевым, создателем и владельцем «Веломузея». И вот что он нам поведал.
С чего начинался путь велосипедиста в 60-х, 70-х, 80-годах прошедшего столетия? В семье с достатком выше среднего или просто очень любящей свое чадо ребенку в 3-4 года покупали трехколесный велосипед. Стоил он от 3 до 5 рублей.
Надо сказать, что в СССР велосипеды в качестве так называемых товаров народного потребления производили самые разные предприятия. У заводов, в том числе и военных, была определенная квота на производство товаров для обычного потребителя. По возможности эти самые товары делали из материалов, оставшихся от основного производства. Увы, если до 70-х годов заводы старались держать качество на приемлемом уровне, то с 80-х оно уже катастрофически снижалось.
Распределяли товары народного потребления по географическому принципу: велосипеды, произведенные в Москве, трудно было встретить где-нибудь в Казахстане, и наоборот.
Для начала — три колеса
Детских трехколесных велосипедов по стране производили около 200 разновидностей. В Ленинграде, например, их выпускал завод «Эскалатор». Модель у них получилась довольно кондовая, до середины 80-х все было из металла, а потом начали удешевлять производство, и колеса стали делать из пластмассы. И если в 60-х и 70-х эти велосипеды передавали следующим поколениям, так что они сменяли несколько владельцев, то выпущенные в 80-х не всегда выдерживали и одного.
Три минус один
Трехколесные велосипеды были разных форматов. Совсем маленький назывался «Малыш». Но были и комбинированные велосипеды — трехколесные, которые можно было переделать в двухколесник. Задняя ось у них снималась, и вместо нее ставили одно из боковых колес. Эту модель спроектировали на Харьковском велозаводе еще в 1946-м, первоначально она называлась Д-2. У нее была дуплексная, то есть двойная рама, из тоненьких трубочек. Юные велосипедисты эксплуатировали Д-2 на трех колесах, а потом его при помощи нехитрых манипуляций превращали в двухколесный. У этого велосипеда вообще не было свободного хода педалей — сейчас это называется «фикс». Тормоза отсутствовали — либо шаркай ногами по асфальту, либо придерживай педали при вращении. Резину ставили тоненькую и сплошную, без пневматики.
Эти велосипеды производило больше десятка заводов по всему Советскому Союзу. У разных производителей модель называлась по-разному: ДКВ-2, КДВ-2 и даже КВД-2. Одним из выпускавших ее заводов был Тульский машиностроительный (там еще станковые пулеметы строили и много другого интересного). Тульские велики имели название «Ветерок», под этим именем они многим и запомнились. Производили их вплоть до середины 80-х годов, хотя уже с середины 70-х модель считалась устаревшей — народ предпочитал «Бабочку» и «Мишку».
«Мишка» из Питера, «Бабочка» с Узловой
Если Д-2 сейчас помнят не все, то уж двухколесную «Бабочку» на колесах-дутиках ты знаешь наверняка. Это был, наверное, самый удачный аппарат. Колеса позволяли кататься где угодно — на даче по грунтовке, в городе по асфальту. Велосипед был собран на шариковых подшипниках, так что он неплохо катился.
Был он довольно прочный, поскольку имел пространственную раму, пусть и из тоненьких трубочек. Единственным его недостатком считалось отсутствие тормозов. Точнее, тормоз был — подушечный, прессовый, который давил прямо на покрышку. Он очень быстро переставал работать, и дети тормозили подошвами и каблуками. «Бабочку» делали на заводе в городе Узловая, на машиностроительном заводе. Аналог «Бабочки», «Мишутку», выпускали на Кировском машиностроительном заводе в Ленинграде. «Мишутка» выгодно отличался тем, что у него была тормозная втулка, как на взрослом дорожном велосипеде: можно было тормозить обратным ходом педали. Обе модели продавали с дополнительной парой поддерживающих колесиков сзади. По мере роста мастерства велосипедиста кронштейны колесиков отгибали, и они начинали играть роль страховочных. А потом их и вовсе снимали.
Космический «Дружок»
В начале 80-х появился еще один велосипед для дошкольников — «Дружок». Производил его завод им. Хруничева в Филях, основной профиль которого — космическая техника.
А начинался он, к слову, с эвакуированного в Москву в Первую мировую завода «Руссо-Балт». У «Дружка» была складная рама, свободный ход педалей и сплошная, хотя и довольно широкая, резина. И тормоза имелись правда, не очень совершенные. Конкурировала модель с «Бабочками» и «Мишками», хотя с точки зрения дизайна и конструкции это был существенный шаг вперед. В начале 90-х работникам завода им. Хруничева выплачивали зарплату такими велосипедами, и они продавали их, стоя у метро. Обычное дело для того времени.
«Школьник»: вспомним прокруты
Если начинал велосипедист с маленького трехколесного велосипеда, а продолжал свой путь на «Бабочке» или Д-2, то лет в семь любящие родители за 45 рублей покупали ему «Школьник». Эти велосипеды выпускали с 1956-го года на Горьковском автомобильном заводе. Первоначально это был просто цех ширпотреба, а потом его превратили в отдельное предприятие. Однако назывался он до самого конца советской эпохи велосипедным цехом ГАЗа.
«Школьник» В-025 (с высокой рамой) и В-026
«Школьник», изготовленный на ГАЗе в середине 1960-х годов
«Школьник», изготовленный на ГАЗе в середине 1960-х годов
«Школьник» был настоящим дорожным велосипедом в миниатюре. Все вращающиеся узлы были на шариковых подшипниках, сзади стояла тормозная втулка. Выпускали эту модель с двумя вариантами рамы — с высокой верхней трубой для мальчиков и низкой, скошенной, для девочек. На девчачьей версии пацану было ездить позорно.
Все, у кого был «Школьник», помнят так называемые прокруты: нажимаешь на педаль, а она без сопротивления проворачивается. Потом снова схватывается, и ты нормально едешь дальше. А потом опять внезапный прокрут. Сколько было из-за этого выбито молочных зубов — не сосчитать. Корень проблемы скрывался в «Родине» — так назвался тип задней втулки, которой оснащали «Школьник». Такая конструкция была только у него, единственного из всех советских велосипедов. По мере износа металлические лепестки, отвечавшие во втулке за сцепление, изнашивались, и начинались прокруты. Про эту проблему многие знали, рукастые папаши разбирали втулку и лепесточки подгибали, что позволяло спокойно ездить еще какое-то время. В середине 80-х «Школьник» модернизировали и сделали раму типа «унисекс», с одной скошенной трубой.
P. S. Да, мы знаем, что были и другие детские велосипеды, и будем рады, если ты упомянешь о них в комментариях. Но пытаться впихнуть все в одну статью было бы негуманно по отношению к читателям.
Больше информации о советских (и не только) велосипедах можно найти в блоге Андрея Мятиева на Яндекс.Дзен.
Источник
9
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (7)
Написать комментарий: