Велосипеды СССР, часть 2: от «Орленка» до «Старт-Шоссе»
В первой части мы рассказали о детских велосипедах СССР, а теперь поговорим о технике посерьезнее — для подростков, взрослых и спортсменов.
Рассказывает Андрей Мятиев, создатель и владелец «Веломузея»:
Через четыре года после Великой Отечественной войны в продаже появились модели «Орленок» и «Ласточка» (вариант с дамской рамой). Их покупали детям начиная примерно с пятого класса
Обе этих модели спроектировали в Харькове в 1949-м и непродолжительное время там производили. Потом их отдали Минскому велозаводу, а в 1951-м производство оттуда перевели в Шауляй (Литва), на новый велосипедный завод (впоследствии веломоторный). Изначально его профилем было производство подростковых велосипедов, и выпускал он их даже после распада Советского Союза. Вот на этих «Орленках» и «Ласточках» подростки и ездили до покупки взрослого велосипеда без всяких проблем.
«Кама» и другие
С середины 70-х в стройную схему эволюции велосипедиста вклинились складные городские велосипеды на маленьких 20-дюймовых колесах. Для сравнения — у «Школьника» диаметр колес был 22 дюйма, у «Орленка» 24 дюйма. Городские складними производили на нескольких заводах. В Перми делали «Каму» (она стоила 100 рублей), в Минске — складной «Минск» (большинство белорусских велосипедов носило это имя, но с разными индексами) и «Аист» (75 рублей), в городе Жуковка Брянской области — «Десну».
Принципиально конструкции их были одинаковы: все базировались на однотрубной раме со складным механизмом. Вкупе с маленьким колесами это делало удобным хранение велосипеда в квартире и перевозку его в багажнике автомобиля. Правда, маленькие колеса делали все эти модели пригодными в основном для города. Позже появились складные модели с колесами побольше, 24 и 26 дюймов — «Салют» и «Таир». Причем выпускали их как со складными, так и с нескладными рамами.
Большой диапазон регулировки позволял ездить на таких великах и подросткам, и взрослым. Но накат у них, из-за маленьких колес, был не очень.
Дорожные «взрослики»
Если же судьба уберегла велосипедиста от складных моделей, после «Орленка» приходило время обычного дорожного велосипеда. Его иногда называли «взрослик». Дорожники были как с мужскими, так и с женскими рамами, но дамский вариант не пользовался популярностью.
Выпускали дорожные велосипеды многие заводы. Их делали в Харькове, в Перми, в Пензе на заводе им. Фрунзе, какое-то время — на ГАЗе. Как и детские велики, дорожные распространялись по регионам. Но самыми распространенными были харьковские «Украины» и минские дорожные «Мински». И общий тип у всех был один — классический, родом из 20-х — 30-х годов XX века: велосипед на колесах в 28 дюймов, с «торпедовской» втулкой, позволявшей тормозить обратным нажатием на педаль, с подпружиненным седлом. А вот комплектации были разные — в топовом исполнении велики выпускали с хромированными крыльями, с фарой и динамо-машиной, с зеркальцем и багажником. Если в скромной комплектации дорожный велик стоил около 40 рублей, в дорогих — 50-60.
«Украина»
Ребенок, получивший такой велосипед «на вырост» или взявший его поездить у отца, поначалу катался под рамой. Когда европейцы видят фото с такой ездой, они спрашиваю — «это что, циркач?». А в СССР такое было обычным делом.
«Туристы», «Спутники» и снова «Туристы»
Роскошной альтернативой дорожным велосипедам были так называемые легкодорожные. Так официально называли велосипеды с возможностью перемены передач. Делал их только Харьковский велозавод — по крайней мере, до середины 80-х годов. Это было семейство велосипедов «Турист» с тремя передачами, появившихся в начале 50-х годов. В 70-е стоили они от ста четырех рублей, ближе к 90-м годам цена подбиралась к двумстам рублям.
Колеса были большими, 28 дюймов в диаметре, но поуже, чем у дорожников. Со временем конструкция «Туристов» чуть менялась — например, их выпускали и с прямыми, и «гнутыми» рулями. Покупали их в основном горожане — сельчанам не нравилась усложненная конструкция втулки, отсутствие ножного тормоза — тормоза «Туристов» были клещевые и время от времени требовали регулировки. К семейству «Турист» относился и «Спутник» — это название появилось в эпоху повального увлечения космосом. Потом имя «Турист» тоже вернули: его продавали с обычным рулем, а практически такой же «Спутник» — с «бараньими рогами».
Жажда скорости. Хоть какой-нибудь!
А еще были велосипеды «Спорт», тоже харьковские. Их адресовали гонщикам-любителям. Конструкция «Спорта» позволяла ставить гоночные однотрубные колеса. Ну и передач у «Спорта» было 6 или 8 — за счет дополнительной передней звездочки. Круче были только гоночные велосипеды «Старт-шоссе».
Они появились в начале 60-х и просуществовали до конца Советского Союза. Тут передач было уже десять — впереди стояли две звездочки, сзади пять. Велосипеды эти были страшным дефицитом, но еще сложнее было доставать к ним однотрубные шины. Особенно с учетом того, что они легко прокалывались, а чинить их умели единицы. А так-то однотрубки вообще не рассчитаны на возможность ремонта. В общем, было непросто — «Старт-шоссе» покупали только те, кто хотел от велосипеда скорости, ну или занимался в спортивной секции. А для перспективных спортсменов существовал спецзаказ. На Харьковском велозаводе был экспериментальный цех, он же цех спецзаказа. Там для будущих звезд велоспорта собирали велики из более продвинутых и качественных комплектующих. А серьёзные, заслуженные спортсмены выступали уже на импортной технике, купленной за валюту и недоступной простым смертным. Но это — совсем другая история.
P. S. Да, мы знаем, что были и другие велосипеды, и будем рады, если ты упомянешь о них в комментариях. Но пытаться впихнуть их все в одну статью было бы негуманно по отношению к другим читателям.
Источник
Рассказывает Андрей Мятиев, создатель и владелец «Веломузея»:
Через четыре года после Великой Отечественной войны в продаже появились модели «Орленок» и «Ласточка» (вариант с дамской рамой). Их покупали детям начиная примерно с пятого класса
Обе этих модели спроектировали в Харькове в 1949-м и непродолжительное время там производили. Потом их отдали Минскому велозаводу, а в 1951-м производство оттуда перевели в Шауляй (Литва), на новый велосипедный завод (впоследствии веломоторный). Изначально его профилем было производство подростковых велосипедов, и выпускал он их даже после распада Советского Союза. Вот на этих «Орленках» и «Ласточках» подростки и ездили до покупки взрослого велосипеда без всяких проблем.
«Кама» и другие
С середины 70-х в стройную схему эволюции велосипедиста вклинились складные городские велосипеды на маленьких 20-дюймовых колесах. Для сравнения — у «Школьника» диаметр колес был 22 дюйма, у «Орленка» 24 дюйма. Городские складними производили на нескольких заводах. В Перми делали «Каму» (она стоила 100 рублей), в Минске — складной «Минск» (большинство белорусских велосипедов носило это имя, но с разными индексами) и «Аист» (75 рублей), в городе Жуковка Брянской области — «Десну».
«Салют-С»
Принципиально конструкции их были одинаковы: все базировались на однотрубной раме со складным механизмом. Вкупе с маленьким колесами это делало удобным хранение велосипеда в квартире и перевозку его в багажнике автомобиля. Правда, маленькие колеса делали все эти модели пригодными в основном для города. Позже появились складные модели с колесами побольше, 24 и 26 дюймов — «Салют» и «Таир». Причем выпускали их как со складными, так и с нескладными рамами.
Большой диапазон регулировки позволял ездить на таких великах и подросткам, и взрослым. Но накат у них, из-за маленьких колес, был не очень.
Дорожные «взрослики»
Если же судьба уберегла велосипедиста от складных моделей, после «Орленка» приходило время обычного дорожного велосипеда. Его иногда называли «взрослик». Дорожники были как с мужскими, так и с женскими рамами, но дамский вариант не пользовался популярностью.
Выпускали дорожные велосипеды многие заводы. Их делали в Харькове, в Перми, в Пензе на заводе им. Фрунзе, какое-то время — на ГАЗе. Как и детские велики, дорожные распространялись по регионам. Но самыми распространенными были харьковские «Украины» и минские дорожные «Мински». И общий тип у всех был один — классический, родом из 20-х — 30-х годов XX века: велосипед на колесах в 28 дюймов, с «торпедовской» втулкой, позволявшей тормозить обратным нажатием на педаль, с подпружиненным седлом. А вот комплектации были разные — в топовом исполнении велики выпускали с хромированными крыльями, с фарой и динамо-машиной, с зеркальцем и багажником. Если в скромной комплектации дорожный велик стоил около 40 рублей, в дорогих — 50-60.
«Украина»
Ребенок, получивший такой велосипед «на вырост» или взявший его поездить у отца, поначалу катался под рамой. Когда европейцы видят фото с такой ездой, они спрашиваю — «это что, циркач?». А в СССР такое было обычным делом.
«Туристы», «Спутники» и снова «Туристы»
Роскошной альтернативой дорожным велосипедам были так называемые легкодорожные. Так официально называли велосипеды с возможностью перемены передач. Делал их только Харьковский велозавод — по крайней мере, до середины 80-х годов. Это было семейство велосипедов «Турист» с тремя передачами, появившихся в начале 50-х годов. В 70-е стоили они от ста четырех рублей, ближе к 90-м годам цена подбиралась к двумстам рублям.
Колеса были большими, 28 дюймов в диаметре, но поуже, чем у дорожников. Со временем конструкция «Туристов» чуть менялась — например, их выпускали и с прямыми, и «гнутыми» рулями. Покупали их в основном горожане — сельчанам не нравилась усложненная конструкция втулки, отсутствие ножного тормоза — тормоза «Туристов» были клещевые и время от времени требовали регулировки. К семейству «Турист» относился и «Спутник» — это название появилось в эпоху повального увлечения космосом. Потом имя «Турист» тоже вернули: его продавали с обычным рулем, а практически такой же «Спутник» — с «бараньими рогами».
Жажда скорости. Хоть какой-нибудь!
А еще были велосипеды «Спорт», тоже харьковские. Их адресовали гонщикам-любителям. Конструкция «Спорта» позволяла ставить гоночные однотрубные колеса. Ну и передач у «Спорта» было 6 или 8 — за счет дополнительной передней звездочки. Круче были только гоночные велосипеды «Старт-шоссе».
«Старт-шоссе»
Они появились в начале 60-х и просуществовали до конца Советского Союза. Тут передач было уже десять — впереди стояли две звездочки, сзади пять. Велосипеды эти были страшным дефицитом, но еще сложнее было доставать к ним однотрубные шины. Особенно с учетом того, что они легко прокалывались, а чинить их умели единицы. А так-то однотрубки вообще не рассчитаны на возможность ремонта. В общем, было непросто — «Старт-шоссе» покупали только те, кто хотел от велосипеда скорости, ну или занимался в спортивной секции. А для перспективных спортсменов существовал спецзаказ. На Харьковском велозаводе был экспериментальный цех, он же цех спецзаказа. Там для будущих звезд велоспорта собирали велики из более продвинутых и качественных комплектующих. А серьёзные, заслуженные спортсмены выступали уже на импортной технике, купленной за валюту и недоступной простым смертным. Но это — совсем другая история.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Велосипеды СССР, часть 1: золотое детство
Велосипеды СССР, часть 1: золотое детство
P. S. Да, мы знаем, что были и другие велосипеды, и будем рады, если ты упомянешь о них в комментариях. Но пытаться впихнуть их все в одну статью было бы негуманно по отношению к другим читателям.
Источник
7
Другие новости
Новости партнеров
Новости партнеров
Оставить комментарий
показать все комментарии (7)
Написать комментарий: