Как в СССР перспективное судно сгубила спешка (7 фото)
Во второй половине двадцатого столетия в Советском Союзе был настоящий расцвет речного транспорта, поэтому соответствующие проекты разрабатывались довольно активно. Обывателю известны в основном либо «Метеоры» на подводных крыльях, либо различные суда на воздушных подушках. Как раз ряды последних и пытались в конце шестидесятых годов прошлого века пополнить газотурбоходом нового типа, который получил название «Сормович».
Вот только путь этого перспективного судна оказался совсем недолог, а причиной тому оказалась банальная спешка.
История этого любопытного проекта началась в середине шестидесятых годов прошлого столетия, когда в СССР был настоящий бум кораблей на подводных крыльях и судов на воздушной подушке (сокр. СВП). Собственно, это и неудивительно: последние, к примеру, были способны развивать высокие скорости и эксплуатироваться в любое время года. Кроме того, они имели неограниченный навигационный период. Проблема их, в сущности, была лишь в большом расходе топлива, по причине необходимости использования мощных двигателей для нагнетания воздушной подушки.
Приступили к проектированию такого судна в рамках проекта 1872 и специалисты ОГК завода «Красное Сормово» в 1963 году. Получившийся аппарат должен был эксплуатироваться в речном судоходстве для скоростной перевозки пассажиров на магистральных и боковых реках. Кроме того, судно должно было быть способным проходить мелководные и пересыхающие участки, а также выходить на берег для посадка и высадки пассажиров, причём работать вне зависимости от времени года. Получившийся СВП решили назвать в честь завода, на котором его создали - «Сормович». Проектные работы были завершены в 1965 году.
Период заводских испытаний и доработки судна на основе их результатов продлились целых три года. Так, именно тогда было решено оснастить подушку специальной «юбкой», которая представляла собой гибкое ограждение, предназначенное для увеличения мореходности. В результате СВП «Сормович» достигло скорости в 120 км/час, а поднималось над поверхностью земли на высоту до тридцати сантиметров. Кроме того, аппарат беспрепятственно преодолевал мелководье и пересыхающие участки рек, а также без проблем выходило на отлогий берег.
На момент сдачи газотурбохода «Сормович» в опытную эксплуатацию судно обладало следующими габаритами: длина - 29,2 метров, ширина - 11,33 метров, высота - 7,8 метров. Технические характеристики судна: водоизмещение - 37 тонн, средняя осадка в полном водоизмещении - 0,37 метра. Силовая установки для СВП «Сормович» представляет отдельный интерес, ведь ею был авиационный газотурбинный двигатель АИ-20К, мощность которого достигала 1690 кВт, или 2 тыс. э.л.с. В конструкции был также предусмотрен вспомогательный турбогенератор в виде газотурбинного двигателя АИ-8 с генератором ГС-24.
Успешные испытания дали возможность при поддержке Волжского речного пароходства СВП «Сормовичу» встать на экспериментальную пассажирскую линию Горький – Чебоксары протяженностью 274 километра по реке Волга. Капитаном экипажа был Владимир Александрович Щербаков, который по совместительству также занимал должность механика. Эксплуатация СВП «Сормович» обещала стать началом большого пути судов такого типа, ведь путь Горького до Чебоксар и обратно оно преодолевало всего за один день. Таким образом, по данным редакции Novate.ru, данный тип транспорта в вверенных ему условиях передвигалось даже быстрее знаменитых «Метеоров».
Однако многообещающее начало оказалось загублено всего лишь одной, но очень серьёзной конструктивной недоработкой. Ею оказался раздаточный редуктор, который регулярно ломался. Оказалось, что разработчики очень спешили сдать проект в эксплуатацию, да и на этапе испытаний по непонятным причинам эту недоработку не заметили. Поэтому на линии судно проработал всего две навигации в 1971 и 1972 годах. За это время СВП «Сормович» успело перевезти примерно 6 тысяч пассажиров. Более того, за короткую эксплуатацию его ещё и не выводили работать в зимний период - оказалось, что он разрушает ледяной покров.
На этом опытная эксплуатация на пассажирских линиях СВП «Сормович» была завершена. Причины, по которым судно не отдали на доработку с дальнейшим вводом в строй опять, до конца не выяснены. Капитан суда В. А. Щербаков связывал вывод из эксплуатации с окончательной поломкой главного редуктора. Списан газотрубоход в 1974 году, после чего он был отправлен на базу ЦКБ по СПК в Чкаловске, что в Горьковской области, где после нескольких лет стоянки некогда перспективное судно, уже пришедшее в полную негодность, было разрезан на металлолом.
Источник
Вот только путь этого перспективного судна оказался совсем недолог, а причиной тому оказалась банальная спешка.
История этого любопытного проекта началась в середине шестидесятых годов прошлого столетия, когда в СССР был настоящий бум кораблей на подводных крыльях и судов на воздушной подушке (сокр. СВП). Собственно, это и неудивительно: последние, к примеру, были способны развивать высокие скорости и эксплуатироваться в любое время года. Кроме того, они имели неограниченный навигационный период. Проблема их, в сущности, была лишь в большом расходе топлива, по причине необходимости использования мощных двигателей для нагнетания воздушной подушки.
Приступили к проектированию такого судна в рамках проекта 1872 и специалисты ОГК завода «Красное Сормово» в 1963 году. Получившийся аппарат должен был эксплуатироваться в речном судоходстве для скоростной перевозки пассажиров на магистральных и боковых реках. Кроме того, судно должно было быть способным проходить мелководные и пересыхающие участки, а также выходить на берег для посадка и высадки пассажиров, причём работать вне зависимости от времени года. Получившийся СВП решили назвать в честь завода, на котором его создали - «Сормович». Проектные работы были завершены в 1965 году.
Период заводских испытаний и доработки судна на основе их результатов продлились целых три года. Так, именно тогда было решено оснастить подушку специальной «юбкой», которая представляла собой гибкое ограждение, предназначенное для увеличения мореходности. В результате СВП «Сормович» достигло скорости в 120 км/час, а поднималось над поверхностью земли на высоту до тридцати сантиметров. Кроме того, аппарат беспрепятственно преодолевал мелководье и пересыхающие участки рек, а также без проблем выходило на отлогий берег.
На момент сдачи газотурбохода «Сормович» в опытную эксплуатацию судно обладало следующими габаритами: длина - 29,2 метров, ширина - 11,33 метров, высота - 7,8 метров. Технические характеристики судна: водоизмещение - 37 тонн, средняя осадка в полном водоизмещении - 0,37 метра. Силовая установки для СВП «Сормович» представляет отдельный интерес, ведь ею был авиационный газотурбинный двигатель АИ-20К, мощность которого достигала 1690 кВт, или 2 тыс. э.л.с. В конструкции был также предусмотрен вспомогательный турбогенератор в виде газотурбинного двигателя АИ-8 с генератором ГС-24.
Успешные испытания дали возможность при поддержке Волжского речного пароходства СВП «Сормовичу» встать на экспериментальную пассажирскую линию Горький – Чебоксары протяженностью 274 километра по реке Волга. Капитаном экипажа был Владимир Александрович Щербаков, который по совместительству также занимал должность механика. Эксплуатация СВП «Сормович» обещала стать началом большого пути судов такого типа, ведь путь Горького до Чебоксар и обратно оно преодолевало всего за один день. Таким образом, по данным редакции Novate.ru, данный тип транспорта в вверенных ему условиях передвигалось даже быстрее знаменитых «Метеоров».
Однако многообещающее начало оказалось загублено всего лишь одной, но очень серьёзной конструктивной недоработкой. Ею оказался раздаточный редуктор, который регулярно ломался. Оказалось, что разработчики очень спешили сдать проект в эксплуатацию, да и на этапе испытаний по непонятным причинам эту недоработку не заметили. Поэтому на линии судно проработал всего две навигации в 1971 и 1972 годах. За это время СВП «Сормович» успело перевезти примерно 6 тысяч пассажиров. Более того, за короткую эксплуатацию его ещё и не выводили работать в зимний период - оказалось, что он разрушает ледяной покров.
На этом опытная эксплуатация на пассажирских линиях СВП «Сормович» была завершена. Причины, по которым судно не отдали на доработку с дальнейшим вводом в строй опять, до конца не выяснены. Капитан суда В. А. Щербаков связывал вывод из эксплуатации с окончательной поломкой главного редуктора. Списан газотрубоход в 1974 году, после чего он был отправлен на базу ЦКБ по СПК в Чкаловске, что в Горьковской области, где после нескольких лет стоянки некогда перспективное судно, уже пришедшее в полную негодность, было разрезан на металлолом.
Источник
3
Другие новости
Написать комментарий: