«Чтобы выбрать хорошее вино, мне не нужно обращаться к Испании или Чили» (9 фото)

Выбирая вино в магазине, мы зачастую отдаем предпочтение Европе или Южной Америке, а полки с российским вином обходим стороной. У многих российские виноделие не ассоциируется либо ни с чем, либо ни с чем хорошим, вроде какой-нибудь «Исповеди грешницы» или «Арбатского».




Дмитрий Евтеев несколько лет составляет карту российского виноделия и ведет телеграм-канал «Цитрон Цурюпинский», посвященный отечественному вину. По его словам, европейские вина он давно берет разве что из интереса — потому что и у нас хватает хорошего. В беседе с Disgusting Men Евтеев рассказал, что было не так с русским вином, кто занимается возрождением русского виноделия, и посоветовал десятки отличных вариантов до 1000 рублей.

Карта российского виноделия


На одной из дегустаций уже несуществующей «Виллы Виктории» владелец проекта Сергей Янов очень живо описывал, какой у него великолепный терруар, Семигорье, уникальная местность для России. Я географ-картограф по образованию, но никак не мог представить, где это находится. Сначала я просто нашел это хозяйство в Google Maps, а потом решил от бутылки к бутылке отмечать все хозяйства в России. В процессе стало понятно, что метод «от бутылки к бутылке» не совершенен — есть те, кто не делает свои бутылки, но продает виноград, или кто продает бутылки в очень узком сегменте. Так я стал делать электронную карту российского виноделия — с нее начался мой блог. Ну а потом уже начал рассказывать про хозяйства и вообще все, что думаю о вине.


Фрагмент карты российского виноделия.


Начав вести канал, я пробовал практически все подряд, появились свои фавориты. Сейчас моя погруженность в российское вино такова, чтобы выбрать хорошее вино, мне не нужно обращаться к Испании или Чили. Я скорее возьму их из любопытства, но если мне нужно будет принести на тусовку вино, я просто подберу по нужной цене из российского сегмента — знаю, кто может производить недорогие и качественные вина.

Я не популяризатор российского вина, я просто изучаю его. Нет задачи отговорить людей покупать немецкое или французское вино. Моя личная задача изучить российское вино максимально всесторонне и понимать, что с ним происходит. В отличие от винных регионов, которые уже давно сложились, у нас это очень изменчивая структура. Например, «Виллы Виктории», с которой началась моя карта вина, уже нет.

Что было не так с русским вином


Долгое время наши производители вина, пытаясь получить выгоду здесь и сейчас, настолько сильно уронили само понятие российского виноделия, что его сейчас очень сложно поднять.

Как вообще функционирует мир вина нижнего сегмента? Есть так называемый балк или балковое вино, оно же — вино наливом. Это может быть французское, испанское, аргентинское столовое вино, разлитое в контейнеры, которое развозится по всему миру, где есть спрос. Может быть, например, чилийское вино, привезенное во Францию и бутилированное в условном Марселе. Оно не имеет необходимых атрибутов для вина, сделанного на территории Франции — не принадлежит ни к какому региону. Но французам все равно — они привезли, бутилировали, продали куда-нибудь (например нам). Франция – один из крупнейших импортеров вина для этих целей (наряду с Германией, Голландией, Великобританией). Вино чаще всего нормальное; литр стоит при закупке 60 центов, при продаже — по 3 евро.


Le Grand Noir — типичный пример балкового вина


Наши, разумеется, в какой-то момент тоже вышли на этот рынок и тоже стали закупать балк. Но суть в том, что чаще всего брался самый-самый дешевый и дрянной материал, который только может быть. Там где французы в бутылку за 3 евро заливают материал за 60 центов, наши пытались заливать за 15, 20, 30.

Было огромное количество таких предприятий, которые занимались балковым вином, разливали, бутилировали, продавали под этикеткой какого-нибудь «Анапского дворика» или «Ласточкиного гнезда», и действительно вино часто было очень плохого качества. Так как это происходило лет 25 подряд, потребитель стал относится к российской полке с сомнением. Еще такой момент, что балковое вино из Франции привозит дистрибьютор (т.е. бутылку, разлитую на территории Франции), и даже в таком низком сегменте у них есть свой контроль качества — дегустаторы, которые тестируют даже самые простые балковые вещи из-за рубежа. И в 99% случаев они пригодны для питья и даже весьма успешны у потребителя (каноничный пример — вина Tussock Jumper, Le Grand Noir, Hans Greyl из «КБ»).

И вот эти заводики уронили и так непрочную репутацию, а с прошлого года, когда вышел закон о виноделии, выяснилось что все они вообще вне закона. Теперь эта схема «привезти — разлить — назвать вином» в принципе не работает, теперь это стало винным напитком, и эта надпись должна занимать не менее трети этикетки. И многие заводы просто закрылись.

С чего началось российское виноделие


В 90-е в России действовали виноторговые компании средней руки из Италии или Франции. Они продавали, скажем, среднее Бордо с тройной-четверной наценкой. В 98-м случился кризис и их бизнес подсхлопнулся, но многие решили не уходить.

В 2003 году одна из таких компаний выступила инициатором закладки виноградников и строительства винодельни на Кубани. Они нашли советский совхоз «Аврора» в неплохом состоянии и решили построить на его базе свой проект — такое Бордо на Кубани. Так образовалось «Шато ле гран Восток» — отправная точка российского современного виноделия. У них были небольшие, хорошие релизы, но я тогда еще вином не интересовался — пробовал лишь с 14-го года. За все это время там несколько раз менялись хозяева, сейчас хозяйство вновь возрождается — его купила компания «Мистраль». Вино стоит на полках в том же «Магните», вполне чистое.



К слову, еще один актив «Мистраля» сейчас — дистрибьюция продукции «Вина и воды Абхазии», которая очень круто сработана на псевдоностальгии. Помните, как было с водкой «Зеленая марка»? В СССР не было такой водки, но эта надпись вместе со словом «Главспирттрест» сорвала кассу, так как делала рефрен к советским временам. И сейчас у нас схожая история с этими «Апсны» и «Лыхны» — именно таких этикеток не было, но они сделаны в таком позднесоветском стиле, приемлемые по цене и качеству вина. И это та же балковая история, просто локальная. Закупается материал в Молдавии, разливается в Абхазии, привозится сюда. Нашим уже запрещено так делать, а статус Абхазии как республики подвешенный. Надо отметить, что материал не совсем плохого уровня, другое дело что «Лыхны» — это такая облагороженная Изабелла, себестоимость ее рублей 100, а продают под 500. Получается, у «Мистраля» в одном кармане у них пакет балковых вин из Абхазии, в другом старейшее предприятие российского виноделия.





Присоединение Крыма инициировало негласное соревнование виноделов. Пока не было Крыма, существовала просто тусовка кубанских виноделов, а сейчас у нас появилось два конкурирующих региона. Пока небольшое преимущество на стороне Кубани, но Крым (Севастополь в первую очередь) очень поджимает. Севастопольское виноделие переживает бум, каждый год мы получаем десяток новых проектов, закупается много новой земли и засаживается лозами.

Как изабелла приехала в Европу и почему ее не жалуют


Изабелла — это один из американских гибридов. До эпохи Великих географических открытий в Европе было два вида лозы — лоза культурная, из которой делают вино, и дикая лесная лоза. Когда добрались до Америки и Дальнего Востока, выяснилось, что разновидностей лоз — десятки. Когда начали перевозить лозы из-за океана при переселении, пошло самопроизвольное скрещивание. Пыльца с дикой лозы попала на культурную — получилось что-то третье.

История Изабеллы — как раз такая. Ее открыли лет 200 назад в Америке, привезли в Европу для экспериментов в конце XIX века. По одной из версий вместе с ней завезли тлю, которая выела все корни у европейских лоз. И пришлось везти эти американское гибриды, стойкие к тле, чтобы на них методом подвоя посадить родные европейские растения. В большинстве мест, где растет виноград невозможно посадить исконные растения целиком европейской лозы, только на американской подвой. В редких случаях, когда это удается, используется как маркетинговый ход — мол, «у нас чистая лоза». Но в мире в 99% случаев европейские классические сорта растут на американских корнях. Сложно сказать, что все это случилось именно из-за Изабеллы — тогда не было никакого фитосанитарного контроля. Это сейчас в Австралию нельзя приехать даже со своим бутербродом. Наверняка эта тля и рано или поздно попала бы в Европу. Но для Изабеллы это был один из мощных ударов по репутации, французские виноделы затаили на нее обиду.



Основная же претензия к Изабелле — это ее вкус. У него даже есть свой термин — «foxy». Устойчивый, однозначный и неприятный. Гонений на Изабеллу как таковую нет, но в той же самой Франции — например, в пределах Бордо — нельзя использовать гибриды для винификации. То есть она не запрещена, но из нее не допускается делать вино в определенных регионах. Схожая история в Португалии, но например, в Бразилии виноградников с этим сортом — процентов 40. Она чрезвычайно устойчива в том числе к гнили, может выращиваться в очень влажных местах, и это очень выгодный виноград с точки зрения винодельческих рисков.

В России ситуация с Изабеллой такая. Есть закон о виноделии, но он в состоянии формирования. И один из пунктов — список сортов, разрешенных для виноделия. Сейчас там Изабеллы нет, и де-юре вино из нее делать на продажу нельзя. Так что сейчас Изабеллы будет меньше. Но я, кстати, недавно видел в продаже бразильское вино из этого сорта, рублей за 300.

По поводу завышенного содержания метанола. Я исследовал этот вопрос: в Каберне Совиньон, который есть в списке разрешенных сортов, на 20-30% меньше метанола, чем в Изабелле. Но австралийцы проводили свое исследование и пришли к выводу, что для ущерба организму нужно выпить 3-4 литра вина из изабеллы примерно за час. Смотрел и публикации наших токсикологов — случаев отравления метанолом от изабеллы не описывается. В данном случае все эти разговоры про метанол — просто спекуляция: да, метанола больше, но столь большой роли он не играет.

Гордости российского виноделия: вино Пушкина, игристые, вино 30-х и первые суперпозиции


У нас есть подтвержденное исторически производство игристых вин ансестральным методом — сейчас их называют петнатами. Это то Цимлянское «в засмоленной бутылке», о котором писал Пушкин. Сейчас восстановили технологию — дорого, но купить это «вино Пушкина» можно (Арпачин производит). У нас в России вообще много потребителей и любителей игристых вин. Даже во Франции специалисты признают игристые как топ виноделия — это очень интересные и своеобразные напитки, а мы не только не потеряли в них позиции, но и уверенно себя чувствуем. Наши игристые вина выступают неплохо даже на уровне шампанских домов.

Наши советские шампанисты разработали технологию которая даже была экспортирована в Португалию и Германию (и даже закуплена Moёt). Есть такая «шампанизация непрерывного потока» — ее успешно использовали и у нас, и у них. Другое дело, что применяли ее только для самых дешевых игристых вин, но тем не менее факт: мы экспортировали винодельческие технологии за границу.

Можем гордиться и тем, что у нас сейчас можно относительно без приключений найти вино 35-го, 38-го года. «Массандра» готова такие вина поставлять и продавать, и это хорошие сохранившиеся вина крепленого типа. Бутылка будет стоить 70-80 тысяч рублей, зато можно попробовать вино, которое собиралось когда ваш прадедушка ходил в школу. По органолептическим ощущениям это очень интересное вино. У нас в этом плане очень неплохая библиотека — дорого, но возможно.


Из жизни отдыхающих. Крым. Массандра. 1937


Сейчас у нас складывается ситуация, когда наши вина наконец начинают претендовать на суперпозиции в мировых каталогах. Это вина суперуровня, цена на них начинается от 100 долларов (при выпуске за рубежом). Уже был прецедент, когда одна из позиций «Фанагории», Саперави «101 оттенок», взял 96 баллов. Такие вина которые могут расцениваться как выдающиеся на мировом уровне. Это был единичный случай, но я думаю, что скоро они станут рядовыми, пусть и не массовыми. Есть несколько компаний, которые подтянутся в ближайшее время. Та же Шумринка буквально на днях получила оценку в 97 баллов конкурса Decanter (там правда, оценка формируется с учетом стоимости, наше вино выступало в суперлегком весе).


101 оттенок красного Саперави


Наконец, в отличии от всех стран южного полушария в нашей базе есть исконно российские сорта, которые не являются клонами европейских сортов. Например, Пухляковский, Красностоп, Цимлянский Черный, Плечистик — это только наши сорта, которые мы изучаем, но к сожалению, пока не имеем четкой инструкции, что с ними делать.

Чистое российское вино и цены на него: приемлемые до 500 и интересные до 1000


В вине есть целая плеяда винных дефектов, некоторые специалисты насчитывают и выделяют примерно два десятка разновидностей. Чистым вином мы называем вино, лишенное этих дефектов. Образуются они практически на всех стадиях производства, начиная от агрономии, заканчивая хранением уже укупоренных бутылок. Для многих российских проектов сделать чистое вино — это уже огромное достижение.

За 300-400 рублей можно взять довольно чистое российское вино.



Это самый низовой порог, где есть вина которые рекомендованы к открытию, скажем так. Они неглубокие и неинтересные, но вполне себе чистые и пригодны для гастрономического сопровождения.

Есть огромное количество вин от «Шато Тамань», рублей за 350 можно взять «Высокий берег». Недавно вышла позиция «Верт» — такой мускат, стоял по «Перекресткам», стоил 399. В линейке Aristov есть вина, особенно игристые, очень простые и доступные. Среди игристых конкуренцию им составляет Дербентская винодельческая компания, у них тоже вполне чистый брют. Есть вина «Золотой балки», которые были в этом ценовом сегменте, сегодня они стоят 500 рублей, но бывают скидки. У «Фанагории» есть широкая линейка F-Style в той же категории. Часто встречается торговая марка «Саук-Дере», принадлежащая «Фанагории», невзрачная, но вполне чистая. Бренд «Солнечная долина» и их хиты «Меганом» и «Кокур» многими вообще оцениваются как эталонные российские вина. С недавнего времени появилась торговая марка «Адагум», принадлежащая концерну Лудинг, тоже чистое вино без претензий.

В сегменте 800-900 рублей высокие шансы найти интересное российское вино, а вот вина из той же Франции будут скорее всего простые и невнятные.



У нас же в этой категории как раз начинаются интересные вина. 1000 рублей — порог скорее ментальный, вино после 1000 воспринимается как премиум, поэтому многие производители стараются не уходить за эту цифру, продавать по 900-950.

— ВК Сатера, серия Unplugged ESSE — Одесский черный, Пино Гри и Оранж.
— Проект «Бельбек» — просто великолепное розе, хороший Совиньон Блан.
— Компания «Солнечная долина» — «Меганом» красный будет стоить рублей 550, стоит взять попробовать. Если удастся найти — «Кариньян», очень сильное и выдающееся на мой взгляд вино.
— Винодельня Гунько. Можно советовать все — Совиньон Блан, Розе, Мальбек, Саперави.
— Узуновы. Алиготе, «Оранж бунт», саперави, их фирменный РАШ.
— «Фанагория» — «100 оттенков» Саперави и Шардоне.
— «Шато Тамань», выдержанное Саперави — очень интересная позиция.
— «Шумринка» — Саперави-сира, то самое вино с 97 баллами Decanter.
— «Мысхако» — пока мои фавориты из Зинфандель и Каберне Совиньон в линейке Квинтессенция – прямые насыщенные тяжелые вина, которые нравятся начинающим виноманам.
— Гай-Кодзор — это сильнейшие белые вина – Шардоне, Вионье, Мускат, белые купажи.

В целом — Узунов, Гунько, Сатера, и «Солнечная долина» — отправные точки, по которым можно понять, что у нас с вином все нормально.

Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

2
Другие новости

Оставить комментарий

;tyz
;tyz Добавил(а) :
26 июля 2021 12:30 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментов
Есть нюанс.. С винами (и бренди, кстати, тоже) произведенными в СНГ (обобщу) получается странная ситуация - качество никак не связано с ценой. Даже на заводе покупаешь дорогую марку - реально бырло, а берешь неприметное нераскрученное вино или бренди - шедевр!
Когда-то случайно продегустировал "Массандра премиум" - до закрытия границ покупал его каждый год... Больше в Крыму путного бренди так и не нашёл... Вполне массовая когда-то Мадера коктебельская - шедевр! Заканчиваю старые запасы (ещё украинские), но того бренда больше не встречал, а Массандровская мадера - помои ещё те!
Армянские бренди - вообще разочаровали... Зато, как ни странно, очень неплохи дешевые и почти неизвестная в Грузии "Колхида" и совсем неизвестный "Еризиони ХО".
С грузинскими винами - всё понятно: покупаешь в Грузии "Хванчкару" почти любого производителя - дорого, но качественно, у нас "Хванчкара" - наполовину дешевле и совсем не то винище...
В Болгарии всё наборот: дорогущее марочное вино (на заводе брал несколько видов) - так себе... А дешевое белое и бренди "Черное море" (по цене нашей водки) - на диво не плохи...

В Германии тарился - там всё чётко: вино за 3 евро и на вкус на 3 евро, за 10 - на 10. Дороже, обычно не беру, но, полагаю закономерность сохраняется... Мы еще в начале пути...

Для начинающих дам простой совет: покупайте на заводе у крупного производителя. Там будет стабильное качество (хорошее или плохое - решать вам после дегустации).
Или, если покупать в магазине - разлитое производителем. Не дороже 10$. (95% потребителей не отличат в бокале вино за 50$ от вина за 5$). И ищите то, что нравится именно вам...
Есть нюанс.. С винами (и бренди, кстати, тоже) произведенными в СНГ (обобщу) получается странная ситуация - качество никак не связано с ценой. Даже на заводе покупаешь дорогую марку - реально бырло, а берешь неприметное нераскрученное вино или бренди - шедевр!
Когда-то случайно продегустировал "Массандра премиум" - до закрытия границ покупал его каждый год... Больше в Крыму путного бренди так и не нашёл... Вполне массовая когда-то Мадера коктебельская - шедевр! Заканчиваю старые запасы (ещё украинские), но того бренда больше не встречал, а Массандровская мадера - помои ещё те!
Армянские бренди - вообще разочаровали... Зато, как ни странно, очень неплохи дешевые и почти неизвестная в Грузии "Колхида" и совсем неизвестный "Еризиони ХО".
С грузинскими винами - всё понятно: покупаешь в Грузии "Хванчкару" почти любого производителя - дорого, но качественно, у нас "Хванчкара" - наполовину дешевле и совсем не то винище...
В Болгарии всё наборот: дорогущее марочное вино (на заводе брал несколько видов) - так себе... А дешевое белое и бренди "Черное море" (по цене нашей водки) - на диво не плохи...

В Германии тарился - там всё чётко: вино за 3 евро и на вкус на 3 евро, за 10 - на 10. Дороже, обычно не беру, но, полагаю закономерность сохраняется... Мы еще в начале пути...

Для начинающих дам простой совет: покупайте на заводе у крупного производителя. Там будет стабильное качество (хорошее или плохое - решать вам после дегустации).
Или, если покупать в магазине - разлитое производителем. Не дороже 10$. (95% потребителей не отличат в бокале вино за 50$ от вина за 5$). И ищите то, что нравится именно вам...
ARZ-60
ARZ-60 Добавил(а) :
26 июля 2021 22:20 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовКоньяк за первую публикацию
Красные вина российские сухие, как из одной бочки - пить невозможно!!! Эталон для обеденного запивона итальянские, легкие и светлые. А французы понятно, почему не алё - всё Чили да Аргентина...Так себе, косорыловка. Наши белые еще не испоганили - ризлинг, мускат сухой, но у белых технология другая.
Португальские ничего, молодые, задорные вина. А испанские. как и французские тяжёлые, даже тягомутные, почти все на один вкус. Немного другие греческие, но то же далеко не ушли. Австралийские самые насыщенные, тяжелые значит...на любителя. А болгарские...в семье не без урода! Еще не знаю болгарских вин, чтоб голова не болела. Игристые у них все на один вкус - что брют, что сухое, что полу....Технология Болгар отсталая видать, водку лучше делают. Молдаване, к удивлению, держат планку. И вина и бутылки - достойные, марочные. Этикетки и названия на ходу не придумывают......
Красные вина российские сухие, как из одной бочки - пить невозможно!!! Эталон для обеденного запивона итальянские, легкие и светлые. А французы понятно, почему не алё - всё Чили да Аргентина...Так себе, косорыловка. Наши белые еще не испоганили - ризлинг, мускат сухой, но у белых технология другая.
Португальские ничего, молодые, задорные вина. А испанские. как и французские тяжёлые, даже тягомутные, почти все на один вкус. Немного другие греческие, но то же далеко не ушли. Австралийские самые насыщенные, тяжелые значит...на любителя. А болгарские...в семье не без урода! Еще не знаю болгарских вин, чтоб голова не болела. Игристые у них все на один вкус - что брют, что сухое, что полу....Технология Болгар отсталая видать, водку лучше делают. Молдаване, к удивлению, держат планку. И вина и бутылки - достойные, марочные. Этикетки и названия на ходу не придумывают......

показать все комментарии (4)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!