«Ханли»: как конфедераты построили первую в мире успешную подводную лодку
Худшее, что может случиться с подводной лодкой — это если она утонет вместе со всем экипажем. «Ханли» в этом смысле — рекордсмен: она тонула трижды, унеся жизни пары дюжин моряков, в том числе ее собственного создателя. Но зато именно она стала первой в истории субмариной, которая потопила вражеское судно. Причем столь высокотехнологичную по меркам XIX века штуку построили конфедераты, так что на ее родине, в Америке, про нее теперь вспоминают нечасто
1863 год, Гражданская война в США в самом разгаре. Сорокалетний амбициозный изобретатель Хорас Лоусон Ханли лелеет мечту создать секретное супероружие, которое поможет южанам выиграть войну на море и снять морскую блокаду северян. Три предыдущие попытки оказались провальными: созданные им субмарины не прошли испытаний. Четвертый прототип из суеверия решили даже не называть. Жестокая ирония заключается в том, что в итоге он получил имя своего создателя — H. L. Hunley, после того, как убил его.
В июне 1863 труды Хораса увенчались успехом: «Ханли» прошла испытания и была одобрена министерством обороны. Видимо, к этому моменту конфедераты уже достаточно отчаялись. Проект обошелся недешево, и при этом был чистейшим безумием. При испытаниях субмарины погиб командный состав, после чего ее подняли и снова представили командованию. Это была настоящая машина для самоубийства, так что можно сказать, что концепцию камикадзе придумали американцы.
Длина «Ханли» была 12 метров, ширина — 1.2. Внутри, согнувшись, располагался экипаж: 7 матросов и капитан. Пока командир управлял устройством, держа штурвал и дергая рычаги, остальные крутили вал, который вращал гребной винт. Для первой подводной лодки такая примитивная конструкция подходила лучше «высокотехнологичных» паровых и электрических двигателей. Хорас Ханли экспериментировал с ними, но отказался из-за ненадежности.
Предполагалось, что большую часть времени лодка будет плыть, слегка высовываясь над поверхностью. Погружаться и подниматься в толще воды ей помогали цистерны, которые служили балластом: закачивая и откачивая воду, матросы могли менять глубину. В крайнем случае они могли отвинтить прикрепленный снизу металлический балласт и экстренно всплыть. Потопить же вражеское судно предполагалось с помощью мины.
Мина была обычной бомбой на шесте, начиненной 40 килограммами черного пороха. Субмарина просто подплывала к кораблю противника и таранила его этим шестом. Чистейшее самоубийство! Но от моряков-добровольцев не было отбоя — они рвались войти в историю. 15 октября 1863 года во время очередного испытания подводная лодка снова утонула, на этот раз унеся жизнь самого Ханли. Субмарину снова достали на поверхность и ввели в строй, а изобретателя похоронили с почестями на родине.
17 февраля 1864 года «Ханли» наконец отправилась в свой первый бой. Он же стал для нее последним. Лодку привезли в порт Чарльстон, который заблокировал флот северян. Экипажу было приказано взорвать самую опасную цель — 12-пушечный винтовой шлюп «Хаусатоник» и вернуться на базу. Поначалу все шло просто отлично: субмарина проплыла какое-то расстояние на поверхности, а затем нырнула и подплыла к противнику незамеченной. Надо сказать, в это время над водой уже разгорелся бой, так что миссия оказалась еще опаснее.
«Ханли» подплыл к «Хаусатонику», взорвал мину и дал сигнал на берег с помощью синего «бенгалького огня». Миссия была выполнена и, казалось, все прошло как нельзя успешнее. Судно северян затонуло за считанные минуты, хотя из 160 членов экипажа погибло только пятеро — остальные спаслись на шлюпках. Это был первый в истории случай успешного боевого применения субмарины. Однако на базу она так и не вернулась, и 130 лет было неизвестно, почему.
Субмарину удалось найти в 1995 году, она лежала на дне в 300 метрах от потопленного «Хаусатоника». В 2000 ее подняли на поверхность, лодка пролежала под толстым слоем ила, и это спасло ее от коррозии. Весь экипаж был внутри, причем, судя по позам, они погибли быстро. Капитан продолжать сидеть в кресле, остальные — на своих скамьях. Что-то убило их почти мгновенно, они явно умерли не от долгого и мучительного удушья.
В 2017 году команда физиков из Университета Дьюка провела серию экспериментов, которые помогли раскрыть тайну смерти экипажа. Ученые создали масштабированную модель подводной лодки и мины, изучая, как взрыв черного пороха действует на подобный объект. Оказалось, что с вероятностью 85% люди внутри погибли от контузии легких. Взрыв привел к тому, что в них полопались капилляры.
Это была мучительная, но быстрая смерть, хотя непонятно, как они умудрились подать сигнал и успешно погрузиться, проплыв 300 метров. Скелеты моряков после тщательного изучения похоронили, а вот на «Ханли» до сих пор можно полюбоваться как на музейный экспонат.
Справедливости ради, нужно сказать, что это не первая подводная лодка, и даже не первая боевая. Мы уже писали про более ранний образец, деревянную субмарину «Черепаха», которая тоже была создана в Америке, только во время Войны за независимость. У этого судна не менее занимательная история, но вот с миссией ему не повезло — потопить вражеский корабль оно так и не смогло.
Источник
H. L. Hunley — подводная лодка конфедератов
1863 год, Гражданская война в США в самом разгаре. Сорокалетний амбициозный изобретатель Хорас Лоусон Ханли лелеет мечту создать секретное супероружие, которое поможет южанам выиграть войну на море и снять морскую блокаду северян. Три предыдущие попытки оказались провальными: созданные им субмарины не прошли испытаний. Четвертый прототип из суеверия решили даже не называть. Жестокая ирония заключается в том, что в итоге он получил имя своего создателя — H. L. Hunley, после того, как убил его.
В июне 1863 труды Хораса увенчались успехом: «Ханли» прошла испытания и была одобрена министерством обороны. Видимо, к этому моменту конфедераты уже достаточно отчаялись. Проект обошелся недешево, и при этом был чистейшим безумием. При испытаниях субмарины погиб командный состав, после чего ее подняли и снова представили командованию. Это была настоящая машина для самоубийства, так что можно сказать, что концепцию камикадзе придумали американцы.
«Примитивная технология»
Длина «Ханли» была 12 метров, ширина — 1.2. Внутри, согнувшись, располагался экипаж: 7 матросов и капитан. Пока командир управлял устройством, держа штурвал и дергая рычаги, остальные крутили вал, который вращал гребной винт. Для первой подводной лодки такая примитивная конструкция подходила лучше «высокотехнологичных» паровых и электрических двигателей. Хорас Ханли экспериментировал с ними, но отказался из-за ненадежности.
Предполагалось, что большую часть времени лодка будет плыть, слегка высовываясь над поверхностью. Погружаться и подниматься в толще воды ей помогали цистерны, которые служили балластом: закачивая и откачивая воду, матросы могли менять глубину. В крайнем случае они могли отвинтить прикрепленный снизу металлический балласт и экстренно всплыть. Потопить же вражеское судно предполагалось с помощью мины.
Мина была обычной бомбой на шесте, начиненной 40 килограммами черного пороха. Субмарина просто подплывала к кораблю противника и таранила его этим шестом. Чистейшее самоубийство! Но от моряков-добровольцев не было отбоя — они рвались войти в историю. 15 октября 1863 года во время очередного испытания подводная лодка снова утонула, на этот раз унеся жизнь самого Ханли. Субмарину снова достали на поверхность и ввели в строй, а изобретателя похоронили с почестями на родине.
Первый и последний морской бой
17 февраля 1864 года «Ханли» наконец отправилась в свой первый бой. Он же стал для нее последним. Лодку привезли в порт Чарльстон, который заблокировал флот северян. Экипажу было приказано взорвать самую опасную цель — 12-пушечный винтовой шлюп «Хаусатоник» и вернуться на базу. Поначалу все шло просто отлично: субмарина проплыла какое-то расстояние на поверхности, а затем нырнула и подплыла к противнику незамеченной. Надо сказать, в это время над водой уже разгорелся бой, так что миссия оказалась еще опаснее.
«Ханли» подплыл к «Хаусатонику», взорвал мину и дал сигнал на берег с помощью синего «бенгалького огня». Миссия была выполнена и, казалось, все прошло как нельзя успешнее. Судно северян затонуло за считанные минуты, хотя из 160 членов экипажа погибло только пятеро — остальные спаслись на шлюпках. Это был первый в истории случай успешного боевого применения субмарины. Однако на базу она так и не вернулась, и 130 лет было неизвестно, почему.
«Ханли» сейчас
Субмарину удалось найти в 1995 году, она лежала на дне в 300 метрах от потопленного «Хаусатоника». В 2000 ее подняли на поверхность, лодка пролежала под толстым слоем ила, и это спасло ее от коррозии. Весь экипаж был внутри, причем, судя по позам, они погибли быстро. Капитан продолжать сидеть в кресле, остальные — на своих скамьях. Что-то убило их почти мгновенно, они явно умерли не от долгого и мучительного удушья.
В 2017 году команда физиков из Университета Дьюка провела серию экспериментов, которые помогли раскрыть тайну смерти экипажа. Ученые создали масштабированную модель подводной лодки и мины, изучая, как взрыв черного пороха действует на подобный объект. Оказалось, что с вероятностью 85% люди внутри погибли от контузии легких. Взрыв привел к тому, что в них полопались капилляры.
Это была мучительная, но быстрая смерть, хотя непонятно, как они умудрились подать сигнал и успешно погрузиться, проплыв 300 метров. Скелеты моряков после тщательного изучения похоронили, а вот на «Ханли» до сих пор можно полюбоваться как на музейный экспонат.
Справедливости ради, нужно сказать, что это не первая подводная лодка, и даже не первая боевая. Мы уже писали про более ранний образец, деревянную субмарину «Черепаха», которая тоже была создана в Америке, только во время Войны за независимость. У этого судна не менее занимательная история, но вот с миссией ему не повезло — потопить вражеский корабль оно так и не смогло.
Источник
5
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (14)
Написать комментарий: