Боевые торпеды с человеком-пилотом: что это было и зачем (6 фото)
Их придумывали не только японцы для своих любимых камикадзе, но также итальянцы, немцы, русские, даже израильтяне.
В кинофильмах-боевиках, если торпеда вдруг требует человеческого управления, к ней режиссер цепляет аквалангиста, который сидит на торпеде верхом или же нелепо держится за какую-нибудь выступающую часть.
Однако в реальности все выглядит сложнее. После долгих экспериментов и боевой практики мировой военпром остановился на дизайне торпеды аж с полноценной кабиной с обтекателем.
Словом «торпеда» первое время обозначали итальянские морские боевые снаряды, потом это же название прилипло к более крупным британским торпедам. Этот тип оружия предназначался для поражения кораблей противника в гаванях Средиземного моря. Пилотируемые торпеды также обожали любители подводного спорта.
Типичная пилотируемая торпеда имеет подводные крылья, винт, вертикальный руль и панель управления для экипажа. Предусмотрены наполнительные танки для повышения управляемости. Конструкция зачастую позволяет сидеть лицом вперед двум бойцам сразу. Чем современнее торпеда, тем более продвинутые средства навигации она имеет, вплоть до GPS и гидролокатора. Во многих моделях кабина герметична, чтобы пилот не тратил личный запас кислорода.
Сама по себе концепция крошечной пилотируемой подводной лодки, несущей бомбу, была разработана и запатентована британским морским офицером в 1909 году, однако ни разу не была использована во время Первой мировой войны.
В 1918 году итальянский военно-морской флот экспериментировал с примитивной миниатюрной подлодкой, несущей двух человек и мину, и неплохо продвинулся в своих разработках вперед. Первой действительно практичной человеческой торпедой была итальянская Maiale (по прозвищу «Свинья», потому что ею было трудно управлять), использовавшаяся во Второй мировой войне.
Maiale приводилась в действие электромотором мощностью 1,6 л.с. и развивала скорость 3 узла. Чтобы достигнуть цели, порой требовалось два часа. Она могла погружаться на 15 метров, хотя чисто теоретически допускалась и глубина в 30 метров. Достигнув цели, пилоты должны были осуществить запуск боевой головки и вернуться назад на той же мини-подлодке.
Официальное название для большинства произведенных в Италии торпед — Siluro a Lenta Corsa (SLC, или «Медленная торпеда»). Были сделаны две различные модели: серия 100 и в 1942 году — серия 200 с некоторыми улучшениями. По крайней мере 50 SLC были построены к сентябрю 1943 года.
Последняя итальянская модель SSB (Siluro San Bartolomeo) с частично закрытой кабиной, более мощным двигателем и более крупной боеголовкой весом 300 кг была разработана в 1943 году, но так и не приняла участия в боевых операциях.
Первая британская версия концепта получила название «Колесница». Произведены две модели; : Mk 1 имела длину 6,1 м, а Mk 2 — 9,1 м. Обе «Колесницы» подходили для перевозки двух человек. Более поздние версии были крупнее, существовала даже малолитражная подводная лодка X-Craft длиной 16 м, уже не являющаяся действительно человеческой торпедой, хотя и схожая по концепции.
Ну и, само собой, в 1943 году германский флот разработал пилотируемую торпеду Neger, предназначенную для перемещения одного человека с максимальной скоростью 4 узла. Частые технические проблемы постоянно приводили к гибели операторов.
Построено было около 40 копий, и им удалось потопить несколько кораблей. Более поздний вариант Marder имел длину около 8,2 м, был более изощренным и мог погружаться на глубину 27 метров. Их построили около 500 единиц.
Что же касается СССР, то у нас был запущен проект «Сирена» уже после Второй мировой войны. Это была сравнительно крупная махина, ведь она предназначалась для транспортировки двух боеголовок при содействии двух пилотов. Запускать устройства в море планировалось через торпедные люки подлодок.
Пилотируемая торпеда, созданная в Израиле, 1967
В кинофильмах-боевиках, если торпеда вдруг требует человеческого управления, к ней режиссер цепляет аквалангиста, который сидит на торпеде верхом или же нелепо держится за какую-нибудь выступающую часть.
Однако в реальности все выглядит сложнее. После долгих экспериментов и боевой практики мировой военпром остановился на дизайне торпеды аж с полноценной кабиной с обтекателем.
Словом «торпеда» первое время обозначали итальянские морские боевые снаряды, потом это же название прилипло к более крупным британским торпедам. Этот тип оружия предназначался для поражения кораблей противника в гаванях Средиземного моря. Пилотируемые торпеды также обожали любители подводного спорта.
Итальянская пилотируемая торпеда Maiale времен Второй мировой войны
Типичная пилотируемая торпеда имеет подводные крылья, винт, вертикальный руль и панель управления для экипажа. Предусмотрены наполнительные танки для повышения управляемости. Конструкция зачастую позволяет сидеть лицом вперед двум бойцам сразу. Чем современнее торпеда, тем более продвинутые средства навигации она имеет, вплоть до GPS и гидролокатора. Во многих моделях кабина герметична, чтобы пилот не тратил личный запас кислорода.
Сама по себе концепция крошечной пилотируемой подводной лодки, несущей бомбу, была разработана и запатентована британским морским офицером в 1909 году, однако ни разу не была использована во время Первой мировой войны.
В 1918 году итальянский военно-морской флот экспериментировал с примитивной миниатюрной подлодкой, несущей двух человек и мину, и неплохо продвинулся в своих разработках вперед. Первой действительно практичной человеческой торпедой была итальянская Maiale (по прозвищу «Свинья», потому что ею было трудно управлять), использовавшаяся во Второй мировой войне.
Торпеда Maiale на постаменте в Сицилии
Maiale приводилась в действие электромотором мощностью 1,6 л.с. и развивала скорость 3 узла. Чтобы достигнуть цели, порой требовалось два часа. Она могла погружаться на 15 метров, хотя чисто теоретически допускалась и глубина в 30 метров. Достигнув цели, пилоты должны были осуществить запуск боевой головки и вернуться назад на той же мини-подлодке.
Официальное название для большинства произведенных в Италии торпед — Siluro a Lenta Corsa (SLC, или «Медленная торпеда»). Были сделаны две различные модели: серия 100 и в 1942 году — серия 200 с некоторыми улучшениями. По крайней мере 50 SLC были построены к сентябрю 1943 года.
Последняя итальянская модель SSB (Siluro San Bartolomeo) с частично закрытой кабиной, более мощным двигателем и более крупной боеголовкой весом 300 кг была разработана в 1943 году, но так и не приняла участия в боевых операциях.
Chariot Mk 1 без боеголовки, 3 марта 1944 года
Первая британская версия концепта получила название «Колесница». Произведены две модели; : Mk 1 имела длину 6,1 м, а Mk 2 — 9,1 м. Обе «Колесницы» подходили для перевозки двух человек. Более поздние версии были крупнее, существовала даже малолитражная подводная лодка X-Craft длиной 16 м, уже не являющаяся действительно человеческой торпедой, хотя и схожая по концепции.
Chariot Mk 1 с экипажем, 3 марта 1944 года
Ну и, само собой, в 1943 году германский флот разработал пилотируемую торпеду Neger, предназначенную для перемещения одного человека с максимальной скоростью 4 узла. Частые технические проблемы постоянно приводили к гибели операторов.
Построено было около 40 копий, и им удалось потопить несколько кораблей. Более поздний вариант Marder имел длину около 8,2 м, был более изощренным и мог погружаться на глубину 27 метров. Их построили около 500 единиц.
Спуск торпеды Neger с пилотом, 1944 или 1945 год
Что же касается СССР, то у нас был запущен проект «Сирена» уже после Второй мировой войны. Это была сравнительно крупная махина, ведь она предназначалась для транспортировки двух боеголовок при содействии двух пилотов. Запускать устройства в море планировалось через торпедные люки подлодок.
Японская трофейная торпеда смертника Kaiten в гавайском музее
5
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (7)
Написать комментарий: