Подводная лодка под парусом (8 фото,видео)


Русская подводная лодка «Нерпа» с поставленным для маскировки парусом, 1916 г.


Подводная лодка под парусом — это не фантастика. И речь не о первых опытах подводного плавания. В истории ХХ века тоже бывали случаи, когда паруса, поднятые над субмариной, оказывались весьма кстати.

Например, пока подлодки были лишь «ныряющими» и большую часть крейсерства проводили в надводном положении, поставленный на перископе парус или его имитация служил отличным средством маскировки: издали субмарину легко было принять за маленькое рыбачье судно. Подводники получали возможность первыми опознать встреченное судно и предпринять соответствующие действия.

Именно так поступали, в частности, командиры подводных лодок Черноморского флота в годы Первой мировой войны.

А вот обстоятельства, вынудившие в апреле 1942 года поднять импровизированные паруса над советской подлодкой «Щ-421», были весьма драматическими. «Щука» подорвалась на немецкой противолодочной мине, лишилась хода и возможности погружаться. Чтобы предотвратить дрейф к вражескому побережью, из чехлов дизелей экстренно сшили парус и подняли его на перископе. Конечно, доплыть с таким движителем до базы было нереально, поэтому после подхода подлодки «К-22» и неудачной попытки буксировать аварийную «щуку», последнюю пришлось затопить. Экипаж «Щ-421» перешёл на «катюшу» и прибыл в базу без потерь.


Экипаж подводной лодки «Щ-421».



Встреча подводных лодок «К-22» и «Щ-421». Художник А. Заикин.


Следует также упомянуть об экспериментах с применением парусов на современных эсминцах, проводимых американцами перед Второй мировой войной. Определённая логика в этих опытах была: огромные просторы тихоокеанского театра заставляли рассматривать паруса и как средство экономии топлива, и как аварийный движитель. Правда, в боевых условиях использовать парусное вооружении на военных кораблях оказалось невозможным.


Американский эсминец «Tucker» под парусами, конец 1930-х гг.



Импровизированные паруса на эсминце «Somers», 1941 г.


Зато несколько советских катеров типа МО-4, базировавшихся на Тихом океане, в 1942-1943 годах по инициативе их экипажей были оснащены парусами наподобие шлюпочных. Это было вызвано тем, что установленные на катерах шумопеленгаторы «Посейдон» при работе двигателей оказались малоэффективны, а движение под парусами в режиме прослушивания резко увеличивало дальность обнаружения подводных целей. Столь оригинальную идею предложил капитан-лейтенант М.Сагуленко, а проект парусного вооружения катера разработал бывший севастопольский яхтсмен старший лейтенант Н.Полонский.


Морской охотник типа МО-4 под парусами. Художник А. Сазанов («Катера и яхты» №2 за 1986 г.).


По мнению командира экспериментально «парусного» катера капитан-лейтенанта Я.Копылова, применение парусов попутно давало еще два преимущества: делало морской охотник абсолютно незаметным для акустиков вражеской субмарины, а также позволяло экономить топливо. Правда, в 1943 году на вооружение поступили новые гидролокаторы «Тамир», эффективность работы которых уже мало зависела от шума собственных двигателей. Соответственно, надобность в парусах на морских охотниках отпала.



А вот совсем недавно разрабатывался проект грузового парусного судна в Токийском университете. Вернее, даже не судна, а складного пятисекционного пластико-аллюминиевого автоматически контролируемого паруса шириной 20 м высотой 50 м. Установить такие паруса можно будет на любое грузовое судно, наиболее эффективным использование таких парусов разработчикам представляется на танкерах и балкерах. Предполагаемая стоимость кождого паруса ~ $2.5 млн., ожидаемая окупаемость (за счет экономии топлива) — от 5 до 10 лет.





Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

4
Другие новости

Оставить комментарий

ясурала
ясурала Добавил(а) :
17 июля 2019 22:20 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовБарабан - 15000 комментовШайберКоньяк за первую публикацию
Написал(а) Просто прохожий Сегодня, 22:03
Интересные странички истории. Спасибо.

А танкеры под парусами (роторными) ещё в 70-80-хх годах прошлого века проектировали и даже строили. Журнал "Техника - молодёжи" любил печатать, а мы читать...

А Жак Ив Кусто построил роторный Калипсо-2 да и поплыл.Но про это в Юном технике первыми напечатали.
Написал(а) Просто прохожий Сегодня, 22:03
Интересные странички истории. Спасибо.

А танкеры под парусами (роторными) ещё в 70-80-хх годах прошлого века проектировали и даже строили. Журнал "Техника - молодёжи" любил печатать, а мы читать...

А Жак Ив Кусто построил роторный Калипсо-2 да и поплыл.Но про это в Юном технике первыми напечатали.
dabar80
dabar80 Добавил(а) :
17 июля 2019 22:25 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментов
И всё бы хорошо, и всё бы почти красиво, но вот только в статье главного не упомянуто - «Щ-421» в момент её "парусного похода" командовал Фёдор Алексеевич Видяев, в честь которого база подлодок Видяево и названа , а до него Николай Александрович Лунин, охерачивший торпедами "Тирпиц" , так что экипаж «Щ-421» был натренирован, что называется - "до пи...деца" !
И всё бы хорошо, и всё бы почти красиво, но вот только в статье главного не упомянуто - «Щ-421» в момент её "парусного похода" командовал Фёдор Алексеевич Видяев, в честь которого база подлодок Видяево и названа , а до него Николай Александрович Лунин, охерачивший торпедами "Тирпиц" , так что экипаж «Щ-421» был натренирован, что называется - "до пи...деца" !

показать все комментарии (7)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!