Подводная лодка-музей U-2540

Многие специалисты относят немецкие подлодки XXI-й серии (строились в 1944-45 гг.) к первым "настоящим" ПЛ, которые были способны не только лишь на некоторое (весьма небольшое) время "нырять" под воду, но именно что свободно оперировать под водой - без необходимости регулярно всплывать для подзаряда батарей или для перехода на большое расстояние. Всё это ПЛ этой серии могли делать, оставаясь на перископной глубине. Более того, скорость их подводного хода была больше надводной.

Немного истории:

В ноябре 1942 года Карл Дёниц созвал в своей парижской штаб-квартире совещание, чтобы обсудить способы вернуть себе инициативу в подводной войне. Встреча, на которую прибыли офицеры штаба подводного флота, инженеры с верфей и эксперты конструкторского управления командования ВМФ из Берлина, являлась важным моментом развития подводных лодок.


Карл Дёниц (1891-1980гг.)

Первостепенным вопросом являлось развитие проекта профессора Гельмута Вальтера по созданию подводной лодки с ПГТУ (парогазотурбинной установкой). Прототип был показан Эриху Рёдеру в феврале 1942г., но он не выказал большого интереса, несмотря на вмешательство Дёница.


Гельмут Вальтер (1900-1980гг.) - изобретатель газотурбинного двигателя. Он был одним из ведущих сотрудников ракетной группы Вернера фон Брауна.


Решение было найдено одним из специалистов конструкторского бюро Г. Вальтера Г. Хеепом и офицером конструкторского управления командования ВМФ Х. Эльфкеном. Было предложено на основе субмарин XVIII серии разработать проект с традиционной дизель-электрической установкой, получивший обозначение XXI серии. Предварительные расчёты были завершены к январю 1943 года, результаты которых обещали выдающиеся ТТХ: "электролодка" водоизмещением 1600 т могла идти под водой 90 минут на 18 узлах, или 10 часов на 12 узлах, а также 60 часов на 5 узлах в режиме подкрадывания. Новая субмарина могла под водой не только пройти Бискайский залив, но и дойти до основных маршрутов конвоев незамеченной.



Так выглядели немецкие подлодки XXI-й серии в 1945 году

Некоторые ПЛ этой серии выглядели ещё и так


Общий чертёж

Для своего времени эти ПЛ были весьма неплохи (несмотря на ряд "детских болезней"). Реализованные в них новации были тщательно изучены победителями, и затем, в той или иной мере, внедрены в своих аналогичных "изделиях". Вот неполное перечисление таких новинок, впервые нашедших своё применение в рамках серийной ПЛ (т.е. изначально входящих в набор её стандартного оборудования):

- шнорхель (устройство для обеспечения работы дизеля под водой) - это понятно, причём на его надводную часть наносили специальное антирадарное покрытие,
- комбинация из основных (для полного подводного хода) и вспомогательных (для "бесшумного" тихого хода) электродвигателей,
- ложные цели и установщики помех для отвлечения или подавления гидроакустических средств противника,
- радарные системы для раннего обнаружения кораблей и самолётов неприятеля, а так же их работающих радаров,
- активная гидроакустическая система, позволявшая (в теории) производить точную стрельбу торпедами с глубины до 60 м, не всплывая под перископ
- система быстого заряжания торпед.


Эта подводная лодка для своего времени стала технологическим прорывом в военном судостроении.
Единственная сохранившаяся ПЛ этой серии - это U 2540 "Вильгельм Бауэр" в г. Бремерхафен, Германия.
Приглашаю совершить экскурсию по этой подводной лодке.

Вход в музейную подлодку. На плакате показано всё, что нужно знать посетителю

Носовой отсек и его торпедные аппараты (видны только верхние четыре, ибо два нижних спрятаны под настилом)

Кроме входа на ПЛ, в носовом отсеке так же расположены касса и небольшой сувенирный магазинчик

Люк для погрузки торпед. Рынду повесили явно не по проекту

Второй отсек - жилой, с каютами офицеров и унтеров

Каюта командира. Если-что, можно быстро поменять предохранители (слева)

Спальное место командира

Под каютами, в специальном корпусе - аккумуляторные батареи. Очень много

В принципе, условия обитания вполне приличные. Это каюта офицеров

А это - каюта унтерофицеров

Индивидуальные средства спасения

Подходим к третьему отсеку (это будет центральный пост)

Люк в рубку закрыт чем-то похожим на охотничий капкан

Можно воспользоваться действующим перископом и изучить "вражескую территорию".

На центральном посту сосредоточено управление горизонтальными рулями.


Эхолот

В отдельной секции за центральным постом расположен камбуз

Если смотреть со стороны камбуза, то хорошо видна шахта шнорхеля, проходящая через центральный пост в рубку (и затем за неё)

Четвёртый отсек опять жилой и опять аккумуляторный

Каюты матросов по обоим бортам выглядят вот так


Некоторое подобие уюта

Следующий отсек пятый - машинный. Там расположены два шестицилиндровых дизеля MAN мощностью по 2000 л.с. и электродвигатели (два сдвоенных основных электродвигателя SSW для полного подводного хода, по 2500 л.с. и два вспомогательных электродвигателя SSW для "бесшумного" хода, по 226 л.с.)

ВВС - это не вражий голос, а фирма, сделавшая турбонаддув для дизеля и специальную установку для сушки воздуха. Конденсированная вода поступала в умывальники и душ (вместе с двумя туалетами они были расположены в специальной изолированной выгородке во втором отсеке).

Дизель

Дизели отгорожены переборкой от управляющей аппаратуры (она расположена в том же отсеке)

Щиты управления дизелями главными гребными электродвигателями, разделены побортно. Тем, кто путает "лево" и "право", сделана цветовая подсказка

Управление электродвигателями экономичного хода

Основной электродвигатель (левого борта)

Ременная передача вспомогательного электромотора (они расположены перед основными, ближе к щитам управления и, соответственно, дальше от кормы)

В машинном отсеке был свой туалет

Сейчас в конце машинного отсека расположен выход на свободу


Но, перед выходом на поверхность, заглянем в последний, шестой отсек - кормовой. Там расположен резервный пост управления рулями, баллоны с сжатым воздухом и устройства для отстрела ложных целей и установщиков помех

Вид с улицы

Вид на рубку с её двумя 30-мм зенитными пулеметами и прочим антенно-шнорхельным хозяйством

____________


Справка:
Под названием U-2540 лодка 24 февраля 1945 года была принята на службу и зачислена в 31-ю учебную подводную флотилию. В апреле 1945 года лодка была отправлена для
тренировок в Рённе. 4 мая 1945 года в рамках операции «Регенбоген» была затоплена экипажем
Спустя 12 лет, в июне 1957 года U 2540 была поднята, отремонтирована и введена в состав Bundesmarine. Под названием «Кит» (Wal) лодка служила сначала в целях испытаний новых приборов и механизмов, а 1 сентября 1960 года был названа «Вильгельм Бауэр», в честь первого немецкого инженера-подводника. Была выведена из состава флота 15 марта 1982 года и впоследствии переоборудована в музей.


Послевоенная служба ПЛ XXI серии:

Франция
U-2518 стала французской подводной лодкой Roland Morillot. Она служила во время Суэцкого кризиса в 1956 году, и до 1967 года. Она была разрезана в 1969 году.

СССР
Четыре типа XXI лодки были переданы Советскому Союзу после Потсдамского соглашения. Это были U-3515, U-2529, U-3035, и U-3041, которые были введены в эксплуатацию в ВМФ как Б-27, Б-28, Б-29 и Б-30. Эти четыре подводные лодки прослужили до 1957—1958 годов, потом стали учебными, причем Б-27 сдали на слом только в 1973 году.

Великобритания
U-3017 была введена в эксплуатацию в Королевском флоте, как HMS N41. Она была использована для испытаний до разделки в ноябре 1949.

США
ВМС США получили U-2513 и U-3008, для испытаний и эксплуатации в Атлантике. В ноябре 1946 президент Гарри Трумэн стал первым американским президентом, совершившим погружение на субмарине. U-2513 была потоплена в качестве мишени в 1951 г., U-3008 была разобрана в 1956 г.

Ещё три лодки типа XXI (U-2505, U-3004 и U-3506) считавшиеся пропавшими без вести, в 1987 году были обнаружены во взорванном гамбургском бункере "Эльбе II". Все три лодки находились в плохом техническом состоянии, в 1950-х годах американскими войсками с лодок были частично сняты дизели и электромоторы. U-3506 придавлена и повреждена упавшими бетонными балками перекрытий. В том же году остатки "Эльбе-II" были снесены и засыпаны, вместе с тремя лодками, для строительства портовых сооружений.

Американцы, англичане, французы и наши морские специалисты после изучения этой подводной лодки использовали ее технологические решения в разработке своих собственных субмарин. Практически все дизельные субмарины послевоенного времени использовали характеристики проекта XXI. А некоторые были прямыми ее копиями. Только развитие атомной энергии открыли новые горизонты в конструкции подводных машин. Но даже в атомных субмаринах использовались некоторые разработки впервые реализованные германскими инженерами проекта XXI.



Не пропустите:
Экскурсия по ядерной подводной лодке
Как устроена подводная лодка
Атомная подводная лодка «Редутабль», ставшая музеем (36 фото)
Первая советская экскурсионная подводная лодка «Нептун»
Один день на борту подводной лодки ВМС США
Внутри подводной лодки
Музей - ремонтный завод подводных лодок
Подводная лодка изнутри

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

16
Автор: hoper,
Другие новости

Оставить комментарий

kormchy
kormchy Добавил(а) :
4 декабря 2016 08:42 #
ПивоРыбкаТортикЛифчик
Многое было перенято для наших лодок. И с тех пор, немногое улучшилось ;-)
Многое было перенято для наших лодок. И с тех пор, немногое улучшилось ;-)
ягоды
ягоды Добавил(а) :
4 декабря 2016 11:12 #
ПивоРыбкаТортик
Шнорхель, работа двигателя (а потом и дизеля) под водой (РДП), в России придумано, русскими подводниками. Но как обычно после революции все было благополучно похерено и всплыло в Германии.
Шнорхель, работа двигателя (а потом и дизеля) под водой (РДП), в России придумано, русскими подводниками. Но как обычно после революции все было благополучно похерено и всплыло в Германии.

показать все комментарии (4)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!