Страницы истории. Корабль Его Величества «Дредноут» и «Бунга! Бунга!». Розыгрыш 1910 года.
Корабль Его Величества «Дредноут» («неустрашимый») — британский линкор, родоначальник нового подкласса линейных кораблей «дредноутного типа», названного в его честь. Он стал первым в мире кораблём, при постройке которого был реализован так называемый принцип «all-big-gun» («только большие пушки») — в составе его вооружения было десять 305-мм орудий и отсутствовали орудия промежуточного калибра.
«Дредноут» также стал первым в мире линкором с паротурбинной силовой установкой, обеспечившей ему очень высокую по тем временам скорость в 21 узел.
Благодаря скорости и большему количеству 305-мм орудий имел неоспоримые тактические преимущества перед броненосцами того времени.
Создание линейного корабля «Дредноут» тесно связано с именем Джона Фишера.
Будучи адмиралом Королевского Британского военно-морского флота, он оказал огромное влияние на тактику, стратегию, развитие и материально-техническое оснащение Королевского военно-морского флота.
Родился в 1841 году, рыцарь (1894), барон (1909). В службе (1854), офицер (1860), контр-адмирал (1890), вице-адмирал (1896), адмирал (1902) и адмирал флота Великобритании (1905).
Участвовал в Крымской (1853-1856) и англо-китайской (1859-1860) войнах, египетской экспедиции (1882). Директор Департамента морской артиллерии (1886-1891). Адмирал-суперинтендант Портсмутских доков (1891). 3-й лорд Адмиралтейства (1892-1897).
Главнокомандующий Североамериканской и Вест-Индской станцией (1897—1899). Главнокомандующий Средиземноморским флотом (1899—1902). Главнокомандующий в Портсмуте (1903−1904). Первый морской лорд c 20 октября 1904 года по 25 января 1910 года и в 1914—1915 годах.
Явился основоположником концепции проектирования и боевого применения дредноутов, линейных крейсеров, он был сторонником развития подводных и авианесущих боевых кораблей. Благодаря ему к лету 1914 года британский военно-морской флот был полностью переведен на жидкое топливо.
По указанию короля Эдуарда VII (это на его похоронах встретились те девять, о которых я уже рассказывал на страницах ekabu), Совет Адмиралтейства 6 декабря 1904 года учредил особый комитет по проектированию новых кораблей. Фишер стал его председателем.
В задачи комитета входила выработка тактико-технических заданий на новые корабли — линкоры, крейсера, эсминцы и подводные лодки. Формально решения комитета имели рекомендательный характер, и за проекты официально отвечал главный строитель флота Филип Уоттс. На деле мнение комитета, формировавшееся под управлением Фишера, воспринималось главным строителем как руководство к действию
Первое заседание комитета состоялось 3 января 1905 года. Фишер огласил решение Совета флота, в котором было сказано, что будущий линкор должен иметь 21-узловую скорость и вооружение из 305-мм орудий. Количество орудий главного и противоминного калибра должно было быть как можно большим. Линкор должен был свободно помещаться в доках основных баз флота — Портсмута, Девенпорта, Гибралтара и Мальты.
Комитет рассмотрел ряд проектов и к 25 января сделал свой выбор. По 21 февраля рассматривались и уточнялись детали. Постройку «Дредноута» поручили Королевской верфи в Портсмуте. Общая контрактная стоимость постройки корабля оставила 1 672 483 фунта стерлингов, орудий — 113 200 фунтов стерлингов.
Официально «Дредноут» был заложен 2 октября 1905 года. Фактически же заготовительные работы начались в первых числах мая 1905 года. На момент закладки огромная часть раскроенного листового материала находилась на стапеле.
Под непосредственным руководством Фишера были приняты организационные меры, позволившие добиться очень высокого темпа работ. К официальной дате закладки на строительстве уже работало 1100 человек. Трудовая неделя рабочих длилась шесть дней с 6 утра до шести вечера. Был организован своевременный подвоз материалов.
Ко 2 октября 1905 года на стапеле, окружённом лесами и полноповоротными кранами, уже стоял остов будущего корабля — коробчатая килевая балка, части наружной обшивки, днищевые и скуловые стрингеры, выведены флорные и бракетные шпангоуты до уровня нижнего шельфа броневого пояса — около 7,5 м. В кормовой части были установлены две внутренние поперечные переборки.
После официальной даты закладки число работающих было доведено до 3 тыс. человек.
Для упрощения заготовительных операций ещё на этапе подготовки рабочих чертежей было значительно уменьшено количество типоразмеров стальных профилей. Количество толщин стальных листов также было сведено до минимума.
Принятых мер оказалось достаточно, чтобы установить не побитый до сегодняшнего дня рекорд темпов постройки крупного корабля.
10 февраля 1906 года «Дредноут» был спущен на воду. Церемонию проводил король Эдуард VII. А уже 3 октября 1906 года корабль вошёл в строй. Таким образом, официально срок его постройки составил один год и один день.
Если считать от даты укладки первого листа на стапель — от мая 1905 года — до декабря 1906 года, когда была завершена подготовка «Дредноута» к атлантическому походу, получится 20 месяцев. А если считать до даты ввода в строй как боевой единицы, то и все 23. Но даже этот срок является выдающимся результатом, учитывая количество применённых на корабле принципиально новых решений.
Строительство «Дредноута» стало значительным событием в кораблестроении. После появления «Дредноута» все ведущие морские державы мира начали строить линейные корабли, подобно ему имевшие основное вооружение из однокалиберных орудий. По имени своего прародителя эти корабли получили нарицательное имя «дредноуты».
Гонка морских вооружений перед Первой мировой войной привела к появлению «сверхдредноутов» с вооружением из 343-мм и 381-мм орудий. На их фоне «Дредноут» смотрелся уже не таким мощным, поэтому в Ютландском сражении — самом крупном в Первой мировой войне — прародитель класса находился во «второй линии» и участия в бое не принял.
Единственным боевым достижением «Дредноута» стал успешный таран германской подводной лодки «U-29», которой командовал ас-подводник Отто Веддиген, в начале войны в течение одного дня потопивший три британских броненосных крейсера: «Абукир», «Кресси», «Хог»...
Февральским днем 1910 года на королевский линкор «Дредноут» пришла телеграмма, сообщающая, что корабль собирается удостоить визитом абиссинская королевская семья. На линкоре засуетились: нужно было подготовиться к неожиданному приезду высоких гостей. К приготовлениям был подключен даже оркестр военно-морского флота. Тот, правда, не знал гимн Абиссинии, но решили, что и гимн Занзибара сойдет. И флаг Занзибара, кстати, тоже.
Наконец, гости прибыли — четверо смуглых и бородатых эфиопов, одетых в восточные одежды и тюрбаны.
Они с должным для королевской семьи дружелюбием внимали экскурсии по линкору, переговариваясь на своем экзотическом абиссинском языке и периодически восхищенно восклицая «Бунга! Бунга!» Правда, от торжественного обеда отказались — переводчик объяснил, что королевская семья не обедает с посторонними. Когда почетные гости, наконец, удалились, капитан «Дредноута» и его помощники вздохнули с облегчением. Похоже, визит прошел на высшем уровне.
Но спустя несколько дней у капитана возникла законное желание застрелиться — из Лондона пришла телеграмма о том, что абиссинская делегация была вовсе не делегацией, а кучкой шутников-англичан. Возглавлял эту кучку известный пройдоха, аристократ Гораций де Вир Коул. Причем одним из «абиссинцев» была женщина, начинающая писательница Вирджиния Стивен (в недалеком будущем ей предстояло стать великой писательницей Вирджинией Вульф).
Абиссинский язык, на котором так живо переговаривались гости, был не чем иным, как результатом импровизированного смешения латыни и абракадабры. А отказаться от торжественного обеда самозванцев вынудило беспокойство за грим.
Представители власти судорожно пытались найти статью, по которой шутника и его друзей можно было бы судить, но, как назло, формально закон они не нарушили. Визит на «Дредноут» стал самым масштабным розыгрышем Коула. Конечно, за ним водились и другие грешки: в бытность студентом Кэмбриджа он посетил его же в образе султана Занзибара; в другой раз, с друзьями, переодетыми дорожными рабочими, перекопал Пикадилли. Но на «Дредноуте» Коул превзошел сам себя.
По возвращении в Лондон шутник-аристократ отправил фото «делегации» и рассказ о розыгрыше в газету Daily Mirror, после чего ВМФ Британии на долгие месяцы превратился в посмешище. Коул, собственно, в этом и видел цель предприятия — доказать, с какой легкостью можно, при желании, проникнуть на важные военные объекты. И что, например, для немецкой разведки это не составит никакого труда. Когда спустя пару лет Британию посетил настоящий император Эфиопии, ему было отказано в экскурсии на «Дредноут», а английские дети приветствовали его кортеж криками «Бунга! Бунга!»
По материалам Википедии и публикации в сети.
«Дредноут» также стал первым в мире линкором с паротурбинной силовой установкой, обеспечившей ему очень высокую по тем временам скорость в 21 узел.
Благодаря скорости и большему количеству 305-мм орудий имел неоспоримые тактические преимущества перед броненосцами того времени.
Создание линейного корабля «Дредноут» тесно связано с именем Джона Фишера.
Сэр Джон Арбетнот «Джеки» Фишер, 1-й барон Фишер оф Кильверстоун
Будучи адмиралом Королевского Британского военно-морского флота, он оказал огромное влияние на тактику, стратегию, развитие и материально-техническое оснащение Королевского военно-морского флота.
Родился в 1841 году, рыцарь (1894), барон (1909). В службе (1854), офицер (1860), контр-адмирал (1890), вице-адмирал (1896), адмирал (1902) и адмирал флота Великобритании (1905).
Участвовал в Крымской (1853-1856) и англо-китайской (1859-1860) войнах, египетской экспедиции (1882). Директор Департамента морской артиллерии (1886-1891). Адмирал-суперинтендант Портсмутских доков (1891). 3-й лорд Адмиралтейства (1892-1897).
Главнокомандующий Североамериканской и Вест-Индской станцией (1897—1899). Главнокомандующий Средиземноморским флотом (1899—1902). Главнокомандующий в Портсмуте (1903−1904). Первый морской лорд c 20 октября 1904 года по 25 января 1910 года и в 1914—1915 годах.
Явился основоположником концепции проектирования и боевого применения дредноутов, линейных крейсеров, он был сторонником развития подводных и авианесущих боевых кораблей. Благодаря ему к лету 1914 года британский военно-морской флот был полностью переведен на жидкое топливо.
По указанию короля Эдуарда VII (это на его похоронах встретились те девять, о которых я уже рассказывал на страницах ekabu), Совет Адмиралтейства 6 декабря 1904 года учредил особый комитет по проектированию новых кораблей. Фишер стал его председателем.
В задачи комитета входила выработка тактико-технических заданий на новые корабли — линкоры, крейсера, эсминцы и подводные лодки. Формально решения комитета имели рекомендательный характер, и за проекты официально отвечал главный строитель флота Филип Уоттс. На деле мнение комитета, формировавшееся под управлением Фишера, воспринималось главным строителем как руководство к действию
Первое заседание комитета состоялось 3 января 1905 года. Фишер огласил решение Совета флота, в котором было сказано, что будущий линкор должен иметь 21-узловую скорость и вооружение из 305-мм орудий. Количество орудий главного и противоминного калибра должно было быть как можно большим. Линкор должен был свободно помещаться в доках основных баз флота — Портсмута, Девенпорта, Гибралтара и Мальты.
Комитет рассмотрел ряд проектов и к 25 января сделал свой выбор. По 21 февраля рассматривались и уточнялись детали. Постройку «Дредноута» поручили Королевской верфи в Портсмуте. Общая контрактная стоимость постройки корабля оставила 1 672 483 фунта стерлингов, орудий — 113 200 фунтов стерлингов.
Официально «Дредноут» был заложен 2 октября 1905 года. Фактически же заготовительные работы начались в первых числах мая 1905 года. На момент закладки огромная часть раскроенного листового материала находилась на стапеле.
Под непосредственным руководством Фишера были приняты организационные меры, позволившие добиться очень высокого темпа работ. К официальной дате закладки на строительстве уже работало 1100 человек. Трудовая неделя рабочих длилась шесть дней с 6 утра до шести вечера. Был организован своевременный подвоз материалов.
Ко 2 октября 1905 года на стапеле, окружённом лесами и полноповоротными кранами, уже стоял остов будущего корабля — коробчатая килевая балка, части наружной обшивки, днищевые и скуловые стрингеры, выведены флорные и бракетные шпангоуты до уровня нижнего шельфа броневого пояса — около 7,5 м. В кормовой части были установлены две внутренние поперечные переборки.
4 октября 1905 года, 2 дня после закладки. Почти все нижние части шпангоутов на своих местах, частично скреплены заклёпками.
После официальной даты закладки число работающих было доведено до 3 тыс. человек.
7 октября 1906 года, 5 дней после закладки. Все шпангоуты и бимсы для установки броневой палубы на своих местах
Для упрощения заготовительных операций ещё на этапе подготовки рабочих чертежей было значительно уменьшено количество типоразмеров стальных профилей. Количество толщин стальных листов также было сведено до минимума.
36 дней после закладки. Установлены почти все броневые плиты на скосах и горизонтальной части броневой палубы и большая часть бимсов под главную палубу
Принятых мер оказалось достаточно, чтобы установить не побитый до сегодняшнего дня рекорд темпов постройки крупного корабля.
10 февраля 1906 года «Дредноут» был спущен на воду. Церемонию проводил король Эдуард VII. А уже 3 октября 1906 года корабль вошёл в строй. Таким образом, официально срок его постройки составил один год и один день.
Если считать от даты укладки первого листа на стапель — от мая 1905 года — до декабря 1906 года, когда была завершена подготовка «Дредноута» к атлантическому походу, получится 20 месяцев. А если считать до даты ввода в строй как боевой единицы, то и все 23. Но даже этот срок является выдающимся результатом, учитывая количество применённых на корабле принципиально новых решений.
HMS Dreadnought в 1906 году
Строительство «Дредноута» стало значительным событием в кораблестроении. После появления «Дредноута» все ведущие морские державы мира начали строить линейные корабли, подобно ему имевшие основное вооружение из однокалиберных орудий. По имени своего прародителя эти корабли получили нарицательное имя «дредноуты».
Гонка морских вооружений перед Первой мировой войной привела к появлению «сверхдредноутов» с вооружением из 343-мм и 381-мм орудий. На их фоне «Дредноут» смотрелся уже не таким мощным, поэтому в Ютландском сражении — самом крупном в Первой мировой войне — прародитель класса находился во «второй линии» и участия в бое не принял.
Единственным боевым достижением «Дредноута» стал успешный таран германской подводной лодки «U-29», которой командовал ас-подводник Отто Веддиген, в начале войны в течение одного дня потопивший три британских броненосных крейсера: «Абукир», «Кресси», «Хог»...
——–\|||||||/————-
———-( o o )—————
—oooO–(_)–Oooo——–
———-( o o )—————
—oooO–(_)–Oooo——–
Февральским днем 1910 года на королевский линкор «Дредноут» пришла телеграмма, сообщающая, что корабль собирается удостоить визитом абиссинская королевская семья. На линкоре засуетились: нужно было подготовиться к неожиданному приезду высоких гостей. К приготовлениям был подключен даже оркестр военно-морского флота. Тот, правда, не знал гимн Абиссинии, но решили, что и гимн Занзибара сойдет. И флаг Занзибара, кстати, тоже.
Наконец, гости прибыли — четверо смуглых и бородатых эфиопов, одетых в восточные одежды и тюрбаны.
Они с должным для королевской семьи дружелюбием внимали экскурсии по линкору, переговариваясь на своем экзотическом абиссинском языке и периодически восхищенно восклицая «Бунга! Бунга!» Правда, от торжественного обеда отказались — переводчик объяснил, что королевская семья не обедает с посторонними. Когда почетные гости, наконец, удалились, капитан «Дредноута» и его помощники вздохнули с облегчением. Похоже, визит прошел на высшем уровне.
Но спустя несколько дней у капитана возникла законное желание застрелиться — из Лондона пришла телеграмма о том, что абиссинская делегация была вовсе не делегацией, а кучкой шутников-англичан. Возглавлял эту кучку известный пройдоха, аристократ Гораций де Вир Коул. Причем одним из «абиссинцев» была женщина, начинающая писательница Вирджиния Стивен (в недалеком будущем ей предстояло стать великой писательницей Вирджинией Вульф).
Профиль писательницы Вирджинии Вульф - натуральный и в образе
Абиссинский язык, на котором так живо переговаривались гости, был не чем иным, как результатом импровизированного смешения латыни и абракадабры. А отказаться от торжественного обеда самозванцев вынудило беспокойство за грим.
Представители власти судорожно пытались найти статью, по которой шутника и его друзей можно было бы судить, но, как назло, формально закон они не нарушили. Визит на «Дредноут» стал самым масштабным розыгрышем Коула. Конечно, за ним водились и другие грешки: в бытность студентом Кэмбриджа он посетил его же в образе султана Занзибара; в другой раз, с друзьями, переодетыми дорожными рабочими, перекопал Пикадилли. Но на «Дредноуте» Коул превзошел сам себя.
Одна из многочисленных карикатур на розыгрыш. Надпись сверху литературно переводится как «Обжегшись на молоке дуют на воду». На 1-й картинке: «Фальшивая абиссинская делегация». На 2-й: «Что случится в следующий раз, когда какой-нибудь настоящий восточный принц решит посетить британский военный корабль».
По возвращении в Лондон шутник-аристократ отправил фото «делегации» и рассказ о розыгрыше в газету Daily Mirror, после чего ВМФ Британии на долгие месяцы превратился в посмешище. Коул, собственно, в этом и видел цель предприятия — доказать, с какой легкостью можно, при желании, проникнуть на важные военные объекты. И что, например, для немецкой разведки это не составит никакого труда. Когда спустя пару лет Британию посетил настоящий император Эфиопии, ему было отказано в экскурсии на «Дредноут», а английские дети приветствовали его кортеж криками «Бунга! Бунга!»
По материалам Википедии и публикации в сети.
-3
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (14)
Написать комментарий: