Снежная кавалерия
Новый экспонат представляет собой совершенно уникальный тип машин, использовавшихся в Красной Армии во время Великой Отечественной войны.
Первая конструкция отечественных аэросаней появилась в 1919 году, а к 1930-м годам технологии и конструкторские идеи были доведены до совершенства. Постановлением ГКО № 516сс от 19 августа 1941 года Государственный Комитет Обороны отдает распоряжение о производстве, распределении и использовании аэросаней.
Уже в декабре 1941 и январе 1942 года по документации, разработанной под руководством Николая Андреева и Михаила Веселовского, на Московском глиссерном заводе началось производство новых боевых аэросаней НКЛ-26. Уже через месяц после этого боевые машины доказали свою незаменимость при доставке грузов в осажденный Ленинград, а аэросани типа НКЛ-26 несли патрулирование и охранение "дороги жизни".
Аэросанные батальоны в зимние периоды 1941-1944 гг. провели множество боевых, десантных и транспортных операций - как самостоятельно, так и во взаимодействии с батальонами лыжников. Опыт применения этих машин оказался удачным: высокие скорости движения и проходимость по снежной целине обеспечивали боевым аэросаням неожиданность их появления в местах расположения противника и молниеносность проведения операций. Быстрота, маневренность и интенсивный огонь пулеметов порой позволяли избежать потерь среди машин и экипажей.
Налеты аэросанных батальонов проводились как непосредственно на фронте, так и в тылу противника, где уничтожались тыловые гарнизоны и опорные пункты, а также движущиеся к линии фронта обозы с боеприпасами и провиантом. В зимний период такие действия советских аэросанных подразделений нарушали и так недостаточно регулярное снабжение гитлеровской армии.
Интересно, что один из прославленных советских военачальников Советского Союза – Константин Рокоссовский – в своих мемуарах дает высокую оценку боевым и транспортным качествам этих подразделений.
Все лыжи на санях НКЛ четырёх-лыжной схемы были взаимозаменяемы и исполнены конструктивно
Т-образными в профиле. Поэтому на многих фотографиях мы можем видеть наших десантников стоящих на полках лыж - что называется "облепив как муравьи" аэросани.
Никто из противников не догадался так перевозить десант, да и конструктивно лыжи немецких и финских аэросаней не позволяли этого делать.
Также материал по экспонатам музея:
Танк ленд-лиза Шерман
Автомобиль Buick 32-90
Самолет Ла-5ФН
Первая конструкция отечественных аэросаней появилась в 1919 году, а к 1930-м годам технологии и конструкторские идеи были доведены до совершенства. Постановлением ГКО № 516сс от 19 августа 1941 года Государственный Комитет Обороны отдает распоряжение о производстве, распределении и использовании аэросаней.
Уже в декабре 1941 и январе 1942 года по документации, разработанной под руководством Николая Андреева и Михаила Веселовского, на Московском глиссерном заводе началось производство новых боевых аэросаней НКЛ-26. Уже через месяц после этого боевые машины доказали свою незаменимость при доставке грузов в осажденный Ленинград, а аэросани типа НКЛ-26 несли патрулирование и охранение "дороги жизни".
Аэросанные батальоны в зимние периоды 1941-1944 гг. провели множество боевых, десантных и транспортных операций - как самостоятельно, так и во взаимодействии с батальонами лыжников. Опыт применения этих машин оказался удачным: высокие скорости движения и проходимость по снежной целине обеспечивали боевым аэросаням неожиданность их появления в местах расположения противника и молниеносность проведения операций. Быстрота, маневренность и интенсивный огонь пулеметов порой позволяли избежать потерь среди машин и экипажей.
Налеты аэросанных батальонов проводились как непосредственно на фронте, так и в тылу противника, где уничтожались тыловые гарнизоны и опорные пункты, а также движущиеся к линии фронта обозы с боеприпасами и провиантом. В зимний период такие действия советских аэросанных подразделений нарушали и так недостаточно регулярное снабжение гитлеровской армии.
Интересно, что один из прославленных советских военачальников Советского Союза – Константин Рокоссовский – в своих мемуарах дает высокую оценку боевым и транспортным качествам этих подразделений.
"…По нашей просьбе В.Д. Соколовский прислал аэросанную роту. Располагалась она при штабе тыла армии. Каждые аэросани были вооружены легким пулеметом.
Очень крепкая помощь, и не только для живой связи, как обнаружилось.
Во второй половине февраля немецкий лыжный отряд – до двухсот с лишним солдат – ночью проник к нам в тыл и пересек дорогу, питавшую правое крыло армии всем необходимым. Создалось на время критическое положение.
Главный наш связист полковник П.Я. Максименко был как раз в аэросанной роте. По его инициативе ее использовали для удара по врагу
Рота моментально выдвинулась в район, занятый немецкими лыжниками, развернулась и с ходу атаковала, ведя огонь из четырнадцати своих пулеметов. Немцы были рассеяны, истреблены. Спаслись только те, кому удалось добежать до кустов на опушке леса.
Взятые в этой стычке пленные в голос говорили, что эта атака их ошеломила: они приняли аэросани за танки и были поражены, почему же машины как будто летят по глубокому снегу…"
писал в своих мемуарах Константин Рокоссовский.
Все лыжи на санях НКЛ четырёх-лыжной схемы были взаимозаменяемы и исполнены конструктивно
Т-образными в профиле. Поэтому на многих фотографиях мы можем видеть наших десантников стоящих на полках лыж - что называется "облепив как муравьи" аэросани.
Никто из противников не догадался так перевозить десант, да и конструктивно лыжи немецких и финских аэросаней не позволяли этого делать.
Также материал по экспонатам музея:
Танк ленд-лиза Шерман
Автомобиль Buick 32-90
Самолет Ла-5ФН
Метки: Екатеринбург
12
Другие новости
Оставить комментарий
Написать комментарий: