Спарта начинает, конница античности против фаланги

Полтысячи лет ждать ещё рождения Христа, две с половиной тысячи лет до первого чемпионата миру по футболу, жизнь скучна и однообразна. Поэтому греки, в местечке под названием Фалерская Долина, организуют товарищескую встречу с главным призом в лице города Афины...



С одной стороны гоплиты Спарты со своими царями, в количестве двух. Двух штук царей, и соответственно двух тысяч гоплитов.
С другой — фракийская кавалерия. Цари одна штука, тысяч всадников тоже одна штука. Фракийцы это племена с Балкан. Кавалерия это которые на коняшках. Вон кстати аватарка Фракийского царя пониже



Стоп, стоп, скажет любопытный читатель, а что они делают тут, а где Афиняне там всякие?
О, это наполненная греческим колоритом история, с сексом убийствами и без женщин. Общество было у греков таким патриархальным, что даже понятие любовь, по отношению к женщине не употреблялось. Отсюда можно делать далеко идущие выводы, но не стоит – понятие мужской любви, подразумевало крепкую мужскую дружбу и преданность.



Вообще последнее время гейские темы постоянно всплывают в около исторической литературе, и геями оказываются самые неожиданные личности, начиная от Леонарда нашего Да Винчи, и заканчивая такими внезапными людьми как Альберт их Эйнштейн. А уж культура древней Греции с их пинусами на распашку, так и вовсе никак этого проскочить не могла.
Правда же в том, что греки как все нормальные люди относились к извращением с юмором, но спокойно. Разумеется, проявлений этого на улице не любили. До парадов точно дело не доходило.
Бабы запертые дома могли ходить тока в церковь и не чаще трёх раз в месяц, поэтому изменяли они наспех, хоть и с огоньком. Но жёны аристократичных гоплитов всё же были нужны именно как производители детей, хозяйство не вели, и потому утончённым грекам и приходилось искать себе компанию интересных собеседников среди других начитанных мужчин, особенно по пятницам. Были ещё гетеры, но они деньги брали.
Казалось бы, да хрен бы с ним, но случилось, так что в то время был в Афинах тиран, Писистрат. Слово тиран именно в Афинах носило скорее положительный оттенок на тот момент, и Писистрат, несмотря на имя, этому способствовал.
Вон ниже его аватарка.



Он пошёл простым путём – придя к власти, разогнал олигархов. Не всех, а самых наглых. В числе прочих – род Алкмеонидов, запомните, они ещё вернутся. В общем, жил Писистрат, жил, да и умер. Во главе Афин, после кроооохотной такой резни, встали сыновья Писистрата — хитрый Гиппий и умный Гиппарх. И надо сказать, в отличие от русских князей например, друг дружку не резали, а жили хорошо. Гиппий был по дипломатической части больше, и баб большой любитель, а Гиппарх всё больше по экономике да градоустройству убивался. Долго ли коротко они правили, да время пришло инвестиции в страну звать. Тут то и вспомнили про Алкемеонидов. От которых остался один Клисфен, который других передушил. Но деньги нужны, проекты были великанские – расселение, соцпрограммы разные.
В народе братьев любили – много добра делали, опять же колонии в богатом Египте выбили, пособия всякие, а главное земля. Гоплиты, сиречь граждане – ценили. Добивались многого без войн, но с выгодой. Торговля ремёсла, город хорошел. А богатейшие, олигархи братьев ненавидели. Потому как трясли с них и землю, и зерном спекулировать не давали, и вообще.
Но только с появлением Клисфена, всё это оформилось в какую-то оппозицию. Начали с малого – по нанимали всякое отребье стены в людных местах похабщиной исписывать. Придумывать особо ничего не стали, а упирали на то, что братья не той ориентации, в смысле секса. Ну, больше особо обвинить не в чем – воруют в меру, о людях заботятся.



Короче недовольства не случилось. Тогда Клисфен пошёл другим путём, и организовал майдан. Зависимые от олигархов гоплиты в большинстве своём остались в стороне, а нанятые убийцы добрались до умного Гиппарха, но обломились с хитрым Гиппием. Гиппий воспользовался случаем, и зачистил Афины от всякого сброда, заодно много хорошего конфисковал. Но Клисфен Алкмеонид сбежал. Деньги подлец, в офшоры вывел, и сбежал на личной яхте.
Воспользовался конфискованным Гиппий с умом – склады пуль для пращи организовал, церквушку новую отгрохал. Ну и стены вокруг Афин, от греха. Но главное – программу по переселению. Каждому нищему афинянину – гектар годной земли в курортных зонах причерноморья, подъёмные в виде зерна и 5-6 хороших рабов. И не на пустое место – места выбирал живописные, с бухтой удобной, с скалой отвесной. На скале укрепления, под скалой – домики для бедняков афинских. В общем молодец мужик, о людях думал.



Клисфен Алкмеонид однако тоже не сидел без дела. В общем по всему видать, не любил он тиранов. Он и сам об этом везде говорил, только его мало слушал.

Тут он вернулся к любимой теме про отклонения – и дескать умного Гиппарха убил не кто ни будь, а любовник какого-то пацана к которому старик приставал, Клисфен вообще не виноват. Да и Гиппий тоже, говорят, из этих…
Афиняне отнеслись к этому спокойно. Ну даже пусть Гиппий и гей, думали они, то лишь бы он не был таким пид..сом как Клисфен.
Клисфен обиделся на всех Афинян. И решил что демократическая оппозиция нуждается в вливании добровольцев из вне. Для свержения тирании и восстановления демократии лучше всего подходило самое демократическое государство всех времён – Спарта. Но там начались сложности. Он договорился с одним царём, но в Спарте их два. Он договорился с другим – первый просит ещё откаты. Клисфен почувствовал что его разводят как варвара.



И тут он вспомнил о СМИ. Дельфийский оракул в Дельфах – хорошая, нужная вещь. Все греки туда приходили прогноз погоды послушать, гороскоп узнать. Ну и по случаю вопросы задавали – надо ли войну начинать. Стоит ли колонию основывать. Вот этого-то оракула Клисфен и купил. Ну так по крайней мере Геродот думал. Не знаю кто такой Геродот, но имя раскрученное, так что мнение солидное.
В общем и три года не прошло после того как Клисфена с Афин выперли, как оракул начал Спартанцам странное говорить. Ну его предсказания и до этого прозрачностью не отличались, но с определённого момента вообще всякую связь с реальностью потеряли.
Ну то есть приходишь ты из Спарты, за советом, что лучше посадить в этом году, пшеницу али рожь. С тебя дары на свечки стрясли, ты стилус достал, записывать, а пифия корчится, падает в конвульсиях, шепчет на ухо жрецу последние слова и умирает. Ты стоишь, красный такой – ну неприятно же, и люди из очереди с неодобрением смотрят, задерживаешь всех. А тут ещё жрец начинает какую-то дичь втирать про тиранию в Афинах. И так раз за разом.



А Спартанцы люди простые. Раз оракул сказал помочь, значит надо пойти поубивать там всех. Цари покочевряжились, да начали готовиться. С Клисфена всё таки серебренных на корабли стрясли, доплыли почти до самых Афин, высадились в Фалерской бухте, которая прям посередине Фалерской долины, ну так совпало. А их там Гипий ждёт. Точнее его Фракийский союзник. Армии у Гиппия мало – гоплиты не надёжны, легкая пехота из бедняков за него горой, но против гоплитов не стоит. Спрятался за стенами. Ну а фракийцы решили съездить, на спартанцев посмотреть.



Исход встречи ни у кого не вызывает сомнений – спартанцы победят. Потому что во первых, все видели тот фильм, во вторых ДЫЗ ИЗ СПАРТААА, а в третьих все в Греции знают что пеший лучше конного. До нас сохранились трактаты по военному искусству, где авторитетные люди – спартанцы к тому же – уверенно говорят, что преимущество всадника только в том, что ему легче убегать. И обосновывают это тем, что конному некуда упираться, а пеший упирается в землю ногами. И в этом есть смысл, ибо в то время не было стремян.
Есть свидетельства, что конницу в бою часто сопровождала легкая пехота, и люди беспокоились больше за то, что в бою отстанет конница от пехоты, а не наоборот.
Да что там говорить – даже лошади и те были совсем не те.
Почти единственный сохранившийся до наших времён живой реликт – исландская лошадь. Это порода лошадей брутальных викингов, неизменная примерно с 900-х годов нашей эры.
Высота в холке — 130—145 см. Вес — 380—410 кг.
Сейчас есть собаки таких размеров.
На картинке — барельеф того времени. Не смотря на то что конь богатырский, у всадника ноги гораздо ниже чем мы привыкли. Судя по всему, на деле они почти до земли доставали.



Итак всадник не мог нанести таранный удар копьём, но мог метнуть копьё или дротик, и ускакать на своей собаке прочь. Мог ударить копьём или мечом сверху. Да вот пожалуй и всё. Хотя конечно если тебя угораздило родиться саком – ты прямо с рождения умеешь стрелять из лука и скакать верхом – то тогда конница становится инструментом завоевания господства. Но и тогда этим инструментом ещё надо уметь пользоваться.
Поэтому спартанцы увидели фракийскую конницу, очень обрадовались, наспех построились в фалангу и кинулись к ней. Фракийцы сначала вели себя как нормальные греки – обкидывали из далека дротикам, обстреливали, кричали обидные слова. Спартанцы раззадорились и немного увлеклись. В фаланге появились слабые места, она потеряла монолитность. Многие воины, спеша показать свою храбрость до того как фракийцы убегут, покидали свой строй в попытке догнать конницу.
На картинке всадник с Тарента. Не того торрента, а который на каблуке италийского сапога.



И тут фракийцы, внезапно согласованно развернулись и ударили в строй гоплитов. Спартанцы не дрогнули, и сражались уверенно и умело.
Фракийцы буквально расшвыряли фалангу, сбивая людей с ног своими неприлично агрессивными конями. Спартанцы держались даже когда их союзников размотали кровавыми ошмётками по всей долине. Но фракийцы окружив их строй со всех сторон, просто выбивали то одного, то другого. И только когда одного из их царей убили, спартанцы решились отступить к кораблям.



Это было поражение, и поражение сокрушительное.
Забегая вперёд скажу, что спартанцы позже дали матч реванш, но теперь приняли удар фракийской конницы стоя на месте. Фракийцы потеряли сорок всадников, обиделись на всех и ушли домой, что очень плохо закончилось для Гиппия, впрочем это уже другая история.
Суть же в том, что при кажущейся слабости конницы того периода, в сравнении с более поздними образцами, важность её, и опасность при умелом применении недооценивать не стоит.
Когда в следующий раз народное собрание доверит вам управление армией, следите за плотностью рядов, обеспечивайте безопасность тыла и флангов, ибо атака конницы по этим местам губительна для любого отряда.
И не забудьте нанять фракийскую конницу.


Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

5
Другие новости

Оставить комментарий

Antonio87
Antonio87 Добавил(а) :
20 октября 2015 12:27 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗвезда Героя ЕкабуПокажитесь уже всеАктивный участник Профсоюза2Забанен админами за неподобающее поведениеУчастник Майской прогулкиЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовБарабан - 15000 комментовКорона - репутация +1004ДР Екабу: 7 летХранитель бумагиБицепс - 30 000 комментовЗимние Игрища 2016Коньяк за первую публикацию
Правда же в том, что греки как все нормальные люди относились к извращением с юмором, но спокойно. Разумеется, проявлений этого на улице не любили. До парадов точно дело не доходило.

ну-ну..
кто темой Древнего мира увлекался - поддержит, что пост этот хрень
Правда же в том, что греки как все нормальные люди относились к извращением с юмором, но спокойно. Разумеется, проявлений этого на улице не любили. До парадов точно дело не доходило.
ну-ну..
кто темой Древнего мира увлекался - поддержит, что пост этот хрень
VikinG81
VikinG81 Добавил(а) :
20 октября 2015 13:12 #
ПивоРыбкаТортикЛифчик
мдааа, согласен с Antonio87
мдааа, согласен с Antonio87

показать все комментарии (4)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!