Прогулка по соцгороду Уралмаш

История самого «солнечного» и старинного района Екатеринбурга.



Соцгород Уралмаш не вырос из неких поселений, не был создан стихийно: его построили по идеальному плану коммунистического города. Многие годы он являлся самостоятельным и крайне самобытным поселением и не относился к Екатеринбургу.

Новый город возник благодаря Урало-Кузнецкому комбинату. Замыслы относительно его работы были глобальны: на Урале добывались большие объемы железной руды, а на Кузбассе – много угля, который необходим для её обработки. Таким образом, активно работали обе части страны: Кузбасс поставлял на Урал уголь, а комбинат отправлял руду. Но технический прогресс не дал заводу долго просуществовать в его изначальном варианте: вскоре были придуманы новые способы обработки металла с помощью электричества.



Место для Уралмаша было выбрано не случайно, он, в то время, находился на пересечении трех самых важных составляющих – железной дороги, электричества и воды. И, если с железной дорогой все понятно, то с электричеством история складывалась гораздо интереснее. На тот момент единственной электростанцией в округе была станция «Луч», обслуживающая центр Екатеринбурга. Поэтому на Малоконном полуострове (который нынче называют «Куба») еще до революции построили электростанцию, работающую на торфе. Почему именно там? От новой электростанции рукой подать до озера с благозвучным названием Сдохня, обладающее огромными запасами торфа. Централизованного водопровода, который смог бы питать Уралмаш, в те времена в Екатеринбурге тоже не было, поэтому воду для соцгорода брали на озере Шувакиш.

На перекрестке этих трех составляющих и был построен город, в центре которого была образована площадь. К ней пятилучием сходятся все основные улицы. При отсутствии общественного транспорта именно по этим улицам-лучам каждое утро на завод сходились около 40 000 рабочих (из 50 000 проживающих в городе). По главной задумке архитекторов из бюро Оранского, в течение получаса все жители могли оказаться в одной точке города – на проходной завода. Именно из-за этой градостроительной лучевой композиции (вместо стандартной Гиподамовой квадратной системы), «заезжие» из других районов до сих пор подолгу блуждают в поисках нужного дома.

«Главный луч» соцгорода – Бульвар культуры. Это пешеходная улица, и единственный транспорт, и раньше по ней ездил лишь небольшой паровозик, перевозивший пиломатериалы для строительства завода. Именно на Бульваре культуры расположилась в то время фабрика-кухня (старый Дом Культуры), в которой жители могли покушать и купить полуфабрикаты домой.



Конструктивистское здание фабрики-кухни занимает целый квартал и состоит из нескольких корпусов, один из которых сгорел совсем недавно. Внутренний двор сейчас захламлен и используется для хозяйственных нужд.



Улица Ильича примечательна тем, что на ней до нашего времени сохранились одни из самых первых капитальных домов, построенных на Уралмаше. Если сегодня посмотреть на этот участок сверху, будет заметен интересный архитектурный рисунок, которым выстроены здания. Подобная композиция по замыслам архитекторов должна была распространиться по всему городу. Но во время Второй Мировой войны строительство города прекратилось, и не все замыслы успели воплотиться в жизнь.



Ранее, до революции, люди жили домохозяйствами и занимались обустройством собственного быта. При строительстве соцгорода перед архитекторами стояла задача максимально освободить людей от быта, чтобы они как можно больше времени могли проводить на работе. С этой целью в план были заложены многоквартирные дома и полная социальная инфраструктура для жизни.

Гостиница «Мадрид»

Гостиница «Мадрид» расположена на бульваре Культуры. Изначально здание строилось как малосемейное общежитие. Во время гражданской войны в Испании в 1936 году Советский союз принимал беженцев. Часть их – так называемые испанские дети – были вывезены на Урал и заселены в это общежитие. Отсюда и взялось новое название: гостиница «Мадрид» стала в то время своим маленьким Мадридом для нескольких сотен испанцев.



Дворянское гнездо

Напротив гостиницы «Мадрид» располагается Дворянское гнездо – дома повышенного комфорта для иностранных специалистов, в большом количестве нанимаемых во времена Великой депрессии, и для управленцев завода. Этот шикарный по тем временам квартал с фонтаном в центре двора соседствовал с разрушенными землянками и размытыми дорогами Уралмаша. Эти строения с просторными квартирами, украшенными парадными красивыми арками были очень заметны и выделялись на фоне города своим старорежимным архитектурным стилем.

Школы

22-ая школа – одна из первых, построенных на Уралмаше. Она до сих пор считается жемчужиной конструктивистских школ того времени. Одним из важных аспектов этого архитектурного стиля было единство фасада и плана здания: по внешнему облику легко угадывается, что расположено за той или иной стеной. Всевозможные украшательства были заменены изображением четырех книг, на которых и сегодня написано «Маркс», «Энгельс», «Ленин» и «КПСС». Сразу замеченное историческое несоответствие (КПСС появилось намного позже, чем было построено здание школы) объясняет легенду о том, что раньше на четвертой книге значилась надпись «Сталин».





В новом городе был свой Парк культуры и отдыха – также треугольной формы, свои магазины и даже первый звуковой кинотеатр «Темп». Сейчас здание кинотеатра заброшено, но до сих пор за завалами мусора можно разглядеть красоту первоначальной постройки.





Одним из немногих зданий тех времен, сохранивших свою функциональность по сей день, являются уралмашевские бани. Они были возведены по проекту архитектурного бюро Оранского.

Белая башня

Водонапорная башня сразу же была заложена в генплан нового соцгорода. Она несла в себе не только утилитарную функцию, но и служила неким символом всего масштабного проекта. Именно эта башня была одной из немногих в мире, на проектирование которой был объявлен архитектурный конкурс. В результате конкурса был выбран проект молодого 27-летнего архитектора Моисея Вениаминовича Рейшера. На тот момент это было его первым, но крайне удачным сооружением.

Одна из городских легенд гласит, что башня может стоять и на двух опорах, как было запроектировано Решером, а не на четырех. Но на самом деле после проектирования и утверждения эскизного проекта рисунок Рейшера был отправлен на обсчет в крупный инженерный институт Техбетон, который проектировал основную часть конструктивистских зданий в Москве и во всем Советском Союзе. Именно сотрудники института и заложили в проект четыре «ноги».



Вплоть до 60-х годов башня работала и обеспечивала весь город водой, пока на Уралмаш не пришло центральное водоснабжение. Затем башню продолжили содержать и охранять, так как она являлась собственностью стратегического объекта – завода, но использовать ее по назначению нужда отпала.

По проекту в башне предусмотрено общественное пространство на первом этаже и две смотровые площадки: одна – на кровле бака, другая – смотровая вышка. Предполагалось, что в перспективе строительства двух новых улиц – Бакинских комиссаров и Донбасской, башня станет общественным местом, но этого так и не случилось. Сам же Рейшер, уже будучи профессором Архитектурной академии, со своими студентами разработал проект конверсии Белой башни в кафе-мороженое. Но в инициативе было отказано из-за несоответствия проекта пожарным нормам.

С того времени и по сей день башня не функционирует. В 1991 году, во времена приватизации, несколько человек с завода Уралмаш организуют страховую фирму с учредительным капиталом – Белой башней. После нескольких лет владения объектом культурной и промышленной ценности, башня была объявлена памятником архитектуры и возвращена государству. С тех самых пор мы и видим башню такой, какой она выглядит сегодня.

Последним пользователем башни является Арх-группа «Podelniki», которая занимается ей уже два года. Ее участники выбрали новую схему работы, чтобы не повторять чужих ошибок: сначала организовали на объекте ряд субботников, затем провели исследование конструкции и только после этого подготовили проект консервации башни, который сейчас находится на утверждении. Таким образом, до сих пор остается надежда на возрождение Белой башни, как символа не только Уралмаша, но и всей романтической эпохи первых пятилеток.



Автор: Наталья Неволина

Выражаем благодарность клубу пеших прогулок «Пешеход» за помощь в подготовке материала.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

18
Другие новости

Оставить комментарий

bond62
bond62 Добавил(а) :
27 ноября 2014 12:16 #
ПивоРыбкаТортик
На фото начальная школа 115, а не бани.
На фото начальная школа 115, а не бани.
Александр Невский
Александр Невский Добавил(а) :
27 ноября 2014 12:20 #
ПивоРыбкаТортикЛифчик

показать все комментарии (24)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!