Летим, ковыляя во мгле: великие советские лётчики
После многочисленных рассказов о великих советских танкистах и моряках, самое время взмыть под облака и обратить внимание на летчиков, чей вклад в дело победы в Великой Отечественной войне не менее важен. Они поднимались в воздух, вызывая трепет у асов Люфтваффе, и даже терпя неудачи, возвращались в дело, чтобы в конце концов победить. Пятерка великих советских летчиков времен войны — перед вами.
Иван Никитович Кожедуб
(8 июня 1920 — 8 августа 1991)
Тягу к небу Иван Кожедуб почувствовал еще в детстве — с юных лет он занимался в Шосткинском аэроклубе, а в 1940 году пополнил ряды красноармейцев, параллельно работая инструктором Чугуевской военной школы летчиков, которую сам и закончил.
Из-за важной для дела армии работы Кожедуб попал на фронт только в 1943 году, и в первом же бою потерпел неудачу. «Мессер» повредил его Ла-5, но Ивану удалось спастись. Последующие бои он был вынужден проводить на «остатках» — свободных самолетах эскадрильи. Удача долго отворачивалась от Кожедуба — свой первый самолет он сбил только во время сорокового вылета, на Курской дуге. И тут все изменилось — почувствовав вкус победы, летчик стал быстро наращивать темпы и к концу войны сбил 64 немецких самолета, что является лучшим результатом среди союзных летчиков-истребителей. Кожедуб и Покрышкин — единственные летчики, трижды представленные к званию Героев Советского Союза.
Иван Кожедуб и его Ла-5
Александр Иванович Покрышкин
(19 марта 1913 — 13 ноября 1985)
Как и Кожедуб, Александр Покрышкин увлекся авиацией в раннем возрасте — уже в 12 лет он твердо решил посвятить жизнь небу. В возрасте 17 лет он поступил в техникум, где учился на авиационного механика — там он неоднократно просил о переводе на курсы летчиков, но получал отказы. В 1938 году во время отпуска Покрышкин прошел годовой курс гражданского пилота за 17 дней (!), после чего учился в Качинской летной школе, откуда выпустился с отличием и отправился на службу в истребительный полк.
Покрышкин начал воевать уже в июне 41-го и в первой же битве омрачил свой послужной список сбитием советского Су-2, который он по ошибке принял за немецкий самолет. К счастью, уже в следующем вылете Александр сбил вражеский «Мессер». К концу войны на его счету было 59 сбитых самолетов — и это без учета 15 побед 41-го года, документы о которых сгорели. Многие победы Покрышкин одержал на американском истребителе P-39, который был поставлен в СССР по ленд-лизу. Александр Иванович стал первым в истории трижды Героем Советского Союза. По боевой результативности среди союзных войск он уступает только Кожедубу.
Покрышкин с товарищами на фоне его P-39 Airacobra
Николай Михайлович Скоморохов
(19 мая 1920 — 14 октября 1994)
Николай Скоморохов записался в аэроклуб в 19 лет, а через год пошел добровольцем в Красную армию. Командование отметило его интерес к авиации и после начала войны отправило его на обучение в Батайскую авиационную школу, которую он закончил в 1942 году.
На фронте Скоморохов прославился своим бесстрашием — вместе со своим ведомым, лейтенантом Филипповым, он спокойно бросался на превосходящие силы противника. Николай Михайлович был и новатором — его эскадрилья постоянно экспериментировала с боевыми порядками, пытаясь найти альтернативу классическим звеньям из трех самолетов. О летчике ходило много легенд, в том числе и знаменитая история о мести асу Люфтваффе за сбитого друга, которая была положена в основу «Песни о погибшем друге» Высоцкого.
Немцы боялись Николая и предупреждали своих пилотов о его появлении — Скоморохов всегда бился до последнего. К концу войны летчик имел на счету 46 сбитых самолетов и был дважды представлен к званию Героя Советского Союза. Оставшись после войны в рядах ВВС, Скоморохов стал Маршалом авиации.
Николай Скоморохов в кабине его Ла-5
Амет-Хан Султан
(25 октября 1920 — 1 февраля 1971)
К 18 годам Амет-Хан Султан был успешным выпускником аэроклуба, а к 20 — выходцем Качинской военной авиационной школы. В звании младшего лейтенанта будущий герой отправился в истребительный полк под Кишиневом.
Амет-Хан начал войну на устаревшем самолете И-153, на котором сражался под Ростовом-на-Дону. Чуть позже, во время одного из боев под Ярославлем он направил британский «Харрикейн» на таран «Юнкерса», в результате чего истребитель застрял в загоревшемся бомбардировщике. Султану пришлось выбираться из кабины и прыгать с парашютом.
На таком Hawker Hurricane Амет-Хан Султан протаранил вражеский бомбардировщик и, когда истребитель застрял в днище горящего самолета противника, выбрался из кабины и прыгнул с парашютом.
В 1944 году он участвовал в освобождении родного Крыма (уже на американском P-39), а закончил войну в Берлине. За время войны Султан сбил 30 самолетов противника и был дважды представлен к званию Героя Советского Союза. В последующие годы Амет-Хан работал летчиком-испытателем, внеся большой вклад во внедрение реактивных самолетов в советскую авиацию. Герой погиб в 1971 году во время испытания нового реактивного двигателя на самолете Ту-16.
Николай Дмитриевич Гулаев
(26 февраля 1918 — 17 сентября 1985)
Аэроклуб, авиационное училище — пути многих летчиков схожи. Первые шаги Николая Гулаева не отличаются от других героев нашего материала. В 1938 году вступил в ряды РККА, а с августа 1942 года воевал на фронте.
Николай отметился во время боев на Курской дуге: во время одного из вылетов он принял бой сразу с тремя «Юнкерсами» — двоих сбил, третьего же протаранил крылом, после чего сумел посадить собственный самолет, сменить машину и вернуться в бой. Всего на Курской Дуге Гулаев уничтожил 17 самолетов, после чего был впервые представлен к званию Героя Советского Союза. В битвах на Правобережной Украине шестерка его истребителей разгромила группу немецких бомбардировщиков, состоявшую из 27 машин. На Украинском фронте летчик совершил 125 вылетов и сбил 42 самолета противника, за что во второй раз стал Героем Советского Союза. К концу войны Гулаев был третьим по результативности летчиком среди союзников и завершил службу в звании генерала-полковника авиации.
Иван Никитович Кожедуб
(8 июня 1920 — 8 августа 1991)
Тягу к небу Иван Кожедуб почувствовал еще в детстве — с юных лет он занимался в Шосткинском аэроклубе, а в 1940 году пополнил ряды красноармейцев, параллельно работая инструктором Чугуевской военной школы летчиков, которую сам и закончил.
Из-за важной для дела армии работы Кожедуб попал на фронт только в 1943 году, и в первом же бою потерпел неудачу. «Мессер» повредил его Ла-5, но Ивану удалось спастись. Последующие бои он был вынужден проводить на «остатках» — свободных самолетах эскадрильи. Удача долго отворачивалась от Кожедуба — свой первый самолет он сбил только во время сорокового вылета, на Курской дуге. И тут все изменилось — почувствовав вкус победы, летчик стал быстро наращивать темпы и к концу войны сбил 64 немецких самолета, что является лучшим результатом среди союзных летчиков-истребителей. Кожедуб и Покрышкин — единственные летчики, трижды представленные к званию Героев Советского Союза.
Иван Кожедуб и его Ла-5
Александр Иванович Покрышкин
(19 марта 1913 — 13 ноября 1985)
Как и Кожедуб, Александр Покрышкин увлекся авиацией в раннем возрасте — уже в 12 лет он твердо решил посвятить жизнь небу. В возрасте 17 лет он поступил в техникум, где учился на авиационного механика — там он неоднократно просил о переводе на курсы летчиков, но получал отказы. В 1938 году во время отпуска Покрышкин прошел годовой курс гражданского пилота за 17 дней (!), после чего учился в Качинской летной школе, откуда выпустился с отличием и отправился на службу в истребительный полк.
Покрышкин начал воевать уже в июне 41-го и в первой же битве омрачил свой послужной список сбитием советского Су-2, который он по ошибке принял за немецкий самолет. К счастью, уже в следующем вылете Александр сбил вражеский «Мессер». К концу войны на его счету было 59 сбитых самолетов — и это без учета 15 побед 41-го года, документы о которых сгорели. Многие победы Покрышкин одержал на американском истребителе P-39, который был поставлен в СССР по ленд-лизу. Александр Иванович стал первым в истории трижды Героем Советского Союза. По боевой результативности среди союзных войск он уступает только Кожедубу.
Покрышкин с товарищами на фоне его P-39 Airacobra
Николай Михайлович Скоморохов
(19 мая 1920 — 14 октября 1994)
Николай Скоморохов записался в аэроклуб в 19 лет, а через год пошел добровольцем в Красную армию. Командование отметило его интерес к авиации и после начала войны отправило его на обучение в Батайскую авиационную школу, которую он закончил в 1942 году.
На фронте Скоморохов прославился своим бесстрашием — вместе со своим ведомым, лейтенантом Филипповым, он спокойно бросался на превосходящие силы противника. Николай Михайлович был и новатором — его эскадрилья постоянно экспериментировала с боевыми порядками, пытаясь найти альтернативу классическим звеньям из трех самолетов. О летчике ходило много легенд, в том числе и знаменитая история о мести асу Люфтваффе за сбитого друга, которая была положена в основу «Песни о погибшем друге» Высоцкого.
Немцы боялись Николая и предупреждали своих пилотов о его появлении — Скоморохов всегда бился до последнего. К концу войны летчик имел на счету 46 сбитых самолетов и был дважды представлен к званию Героя Советского Союза. Оставшись после войны в рядах ВВС, Скоморохов стал Маршалом авиации.
Николай Скоморохов в кабине его Ла-5
Амет-Хан Султан
(25 октября 1920 — 1 февраля 1971)
К 18 годам Амет-Хан Султан был успешным выпускником аэроклуба, а к 20 — выходцем Качинской военной авиационной школы. В звании младшего лейтенанта будущий герой отправился в истребительный полк под Кишиневом.
Амет-Хан начал войну на устаревшем самолете И-153, на котором сражался под Ростовом-на-Дону. Чуть позже, во время одного из боев под Ярославлем он направил британский «Харрикейн» на таран «Юнкерса», в результате чего истребитель застрял в загоревшемся бомбардировщике. Султану пришлось выбираться из кабины и прыгать с парашютом.
На таком Hawker Hurricane Амет-Хан Султан протаранил вражеский бомбардировщик и, когда истребитель застрял в днище горящего самолета противника, выбрался из кабины и прыгнул с парашютом.
В 1944 году он участвовал в освобождении родного Крыма (уже на американском P-39), а закончил войну в Берлине. За время войны Султан сбил 30 самолетов противника и был дважды представлен к званию Героя Советского Союза. В последующие годы Амет-Хан работал летчиком-испытателем, внеся большой вклад во внедрение реактивных самолетов в советскую авиацию. Герой погиб в 1971 году во время испытания нового реактивного двигателя на самолете Ту-16.
Николай Дмитриевич Гулаев
(26 февраля 1918 — 17 сентября 1985)
Аэроклуб, авиационное училище — пути многих летчиков схожи. Первые шаги Николая Гулаева не отличаются от других героев нашего материала. В 1938 году вступил в ряды РККА, а с августа 1942 года воевал на фронте.
Николай отметился во время боев на Курской дуге: во время одного из вылетов он принял бой сразу с тремя «Юнкерсами» — двоих сбил, третьего же протаранил крылом, после чего сумел посадить собственный самолет, сменить машину и вернуться в бой. Всего на Курской Дуге Гулаев уничтожил 17 самолетов, после чего был впервые представлен к званию Героя Советского Союза. В битвах на Правобережной Украине шестерка его истребителей разгромила группу немецких бомбардировщиков, состоявшую из 27 машин. На Украинском фронте летчик совершил 125 вылетов и сбил 42 самолета противника, за что во второй раз стал Героем Советского Союза. К концу войны Гулаев был третьим по результативности летчиком среди союзников и завершил службу в звании генерала-полковника авиации.
29
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (24)
Написать комментарий: