Роковые ошибки в деле Чикатило
А.Х. Яндиев был следователем по особо важным делам Прокуратуры Ростовской области и в настоящее время он работает юристом в Ростовской Коллегии Адвокатов. Будучи одним из самых известных специалистов в своей области, в последнее время А.Х. Яндиев также преподает на курсах обучения следователей.
В одной из своих лекций, он раскрыл некоторые подробности «дела Чикатило», которые мы приводим в этом материале. Официально операция «Лесополоса» начинала отсчет с 1982 года, и на тот момент было обнаружено уже 36 трупов. Спустя 8 лет, когда Чикатило был пойман, и ему предъявили обвинение, то он сказал, что убивать начал гораздо раньше.
И печальную роль в том, что черный период деятельности маньяка растянулся на столь длительный промежуток времени, увы, как признает Яндиев, сыграли и сотрудники милиции. Некачественная и недобросовестная работа органов, приводящая затем к роковым ошибкам, в своем проявлении доходила до абсурда. В самом деле, когда начали один за другим появляться трупы, в качестве подозреваемых следователи зачастую выдавали слабоумных и психически больных, которые слепо брали на себя всю вину за убийство. Убийства продолжались и тогда оперативники ловили следующего душевнобольного.
Так, А.Х. Яндиев приводит уникальный случай, который был описан им в книге «Охота на женщин» (С.Слепцов-Кабаидзе, А.Яндиев «Охота на женщин». – Ростов н/Д: РИЦ «Журналист».1994): “ В тот самый день, когда Чикатило убил Наталью Ш. – 9 января 1984 г., следствием был задержан психически больной Попов** По его «показаниям» вышли на соучастника – такого же психически больного Тяпкина. Обоих подозревали в совершении убийства мальчика М*. Однако показания больных были настолько путаны и противоречивы, что версия рассыпалась прямо на глазах.
Но Попову и Тяпкину «повезло». Они стали героями истории уже просто анекдотической. В районном центре Целина Ростовской области около рынка был обнаружен труб гражданина С. – местного жителя. У трупа С.были отсечены оба яичка с частью мошонки, которые тут же, рядом с трупом и валялись. Труп направили в морг, а яички почему-то – в районную прокуратуру.
Раскрыто это преступление не было. И тут сотрудникам УВД, «работавшим» с Тяпкиным и Поповым, пришла в голову мысль «применить» их к убийству С. Как обычно, Тяпкин и Попов сознались в преступлении довольно быстро. Но в этот раз решили признания закрепить в законном порядке. Психбольного привели на рынок к месту убийства, и тут под бдительным оком следователей он не только точно указал место убийства, но и…обнаружил лежащее на земле одно яичко убитого. Удивительный феномен!
Оказывается у убитого С.их было три! Два в прокуратуре и одно а месте проверки показаний?” (**Фамилии изменены; * Жертва Чикатило) Причем допрос подозреваемого проходил в недопустимой форме с некорректно поставленными вопросами. Так, например, у психически больного спрашивали: — Ты в Целинском районе был? — Да, был. — На рынке там был? — Да, был. — А ты там мужика убивал? — Да, убивал. В самих наводящих вопросах уже содержался нужный оперативникам ответ, а при некотором давлении, конечно, подозреваемый, получается, рассказывал все. Когда же за это дело решили взяться основательно, то после изучения всех материалов дела, была выработана основная версия: преступник забирает жертв из мест большого скоплениях людей, и основной площадкой для его действий выступают автовокзалы.
Причем убийства совершает лицо с сексуальными извращениями, об этом, помимо жестоких насильственных действий над трупом, свидетельствовал и сам характер наносимых колото-резаных ран: входное отверстие ножа было одно, а выходы разные (на манер онанирующих действий). В 1984 году на Старом Автовокзале в Ростове-на-Дону милиция обратила внимание, что какой-то мужчина подходит к одиноким девушкам. Проверили документы, мужчиной оказался Андрей Романович Чикатило. Его отпускают, но оперативники уже решили подготовить приманку на Главном Автовокзале. Ведомый своей маниакальной страстью, Чикатило появляется на вокзале, но замечает, что за ним следят. Тогда он садится в троллейбус, едет с вокзала на Центральный рынок. Тут его и догоняют оперативники со словами: «Ну что, друг, приехал»… В Первомайском отделении милиции, куда привезли Чикатило, исследовали содержимое его портфеля, в котором были обнаружены: вазелин, веревка, кухонный нож и проволока. А задержали Чикатило по делу… о хищении куска линолеума. С ним начали проводить работу, держали 3 месяца, а потом бросили, так ничего и не добившись. Тем более что у Чикатило оказалась II группа крови. Как поясняет А.Х. Яндиев, когда только начиналось дело «Лесополоса», были проведены экспертизы по биологическим выделениям, и обнаружился большой разброс по группам. Тогда решили провести экспертизу всех биологических выделений, найденных на трупах в Москве, и эксперты вынесли решение, что они относятся к IV группе крови. Поэтому когда ловили всех подозрительных лиц, стали проверять у них группу крови. Чикатило отпустили, позволив дальше убивать, потому что его группа крови не совпадала с теми следами, что были найдены на трупах. Но, по мнению А.Х. Яндиева, эксперты, давшие заключение на первоначальном этапе ошиблись, так как не учли факторов, которые могли оказать влияние на результат: например то, что биологические выделения могут измениться на открытом воздухе, или что на труп случайно могли попасть биологические выделения другого человека, животного. Из этого следует, что по сути, никакого противоречия между группой крови и выделениями не существует.
Однако подобная непредусмотрительность продлила пребывание маньяка на свободе. По сути, не будь этой халатности, повторяющейся, множащейся, тянущей за собой другие оплошности, невнимательности к мелочам, деталям и дело Чикатило могло завершиться после совершения им первого убийства. Тогда жертвой маньяка стала школьница, труп и портфель которой он выбросил в реку Грушовку. По подозрению в убийстве арестовали Александра Кравченко. Кравченко признавал себя виновным и на предварительном следствии, и на суде, но после них говорил, что не виновен и показания давал под давлением. Затем он снова признавался и потом все отрицал. Так с 1978 года продолжалось по кругу 5 лет до 1983 года, когда Кравченко расстреляли. А.Х. Яндиев поднял оперативные материалы дела (доследственные проверки) и обнаружил там протокол допроса подозреваемого — Чикатило. Были также показания женщины, говорившей, что видела мужчину, который разговаривал с девочкой в тот день. С ее слов художник нарисовал портрет, с ним оперативники ходили по предприятиям и другим общественным местам.
Но, потом как водится, об этой женщине забыли и портрете, так как задержали «убийцу». Яндиев также заметил по записям, что Кравченко постоянно сопровождало одно и то же лицо (от начала и до конца судебного следствия), как потом выяснилось, это был агент, который действительно оказывал давление на Кравченко. Когда все обстоятельства были еще раз пересмотрены, то областной суд признал, что девочку убил Чикатило, а Верховный суд так этого и не признал (ибо это означало подтвердить и собственную ошибку), поэтому дело повисло. Причем Яндиев также выяснил, что Чикатило тайно от жены, напротив речки Грушовки купил флигель, куда он и привел девочку. Но все это также не рассматривалось, и оперативниками не было учтено. Завершает колею роковых случайностей эпизод, произошедший в ноябре 1990 года. Один из сотрудников милиции обратил внимание на мужчину с пятнами крови на лице.
Проверка документов показала, что мужчина этот Чикатило. На вопрос, что он делал в лесополосе, маньяк отвечает, что собирал грибы, а лицо поцарапал ветками. За неимением достаточных оснований для задержания, Чикатило снова отпустили, но уже не надолго. Поскольку предпоследние убийства были совершены им в Шахтинской зоне, то следователи допросили кассира на вокзале г.Шахты. Кассирша в свою очередь сказала, что ее дочка видела, как мужчина в электричке уговаривал мальчика ехать с ним, якобы это мать ребенка попросила привезти его домой. Но мальчик молчал, а потом выскочил и затерялся в толпе. Приметы мужчины совпадали с описанием Чикатило, и затем, девочка опознала его по фотографии.
20 ноября Чикатило был задержан, но до этого неделю за ним вели тайное наблюдение. Чикатило продолжал действовать по своей схеме, искал одинокого мальчика. Даже чувствуя опасность, он не мог противостоять своей сущности и единственному ненасытному желанию – убивать. Из последующих за задержанием многочисленных допросов, выяснилось также, что о некоторых убийствах следователи даже не знали. Так, например, была убита девочка в Узбекистане, но местные власти умолчали об этом происшествии, и о нем не был известно, пока Чикатило сам не указал место убийства. По убийствам в других регионах были проведены экспертизы, почерк, способ нанесения ранений и характер, все совпадало, что еще раз доказывало вину Чикатило… <a href="http://ribalych.ru/2014/04/24/rokovye-oshibki-v-dele-chikatilo/" style="display:none">Роковые ошибки в деле Чикатило</a>
В одной из своих лекций, он раскрыл некоторые подробности «дела Чикатило», которые мы приводим в этом материале. Официально операция «Лесополоса» начинала отсчет с 1982 года, и на тот момент было обнаружено уже 36 трупов. Спустя 8 лет, когда Чикатило был пойман, и ему предъявили обвинение, то он сказал, что убивать начал гораздо раньше.
И печальную роль в том, что черный период деятельности маньяка растянулся на столь длительный промежуток времени, увы, как признает Яндиев, сыграли и сотрудники милиции. Некачественная и недобросовестная работа органов, приводящая затем к роковым ошибкам, в своем проявлении доходила до абсурда. В самом деле, когда начали один за другим появляться трупы, в качестве подозреваемых следователи зачастую выдавали слабоумных и психически больных, которые слепо брали на себя всю вину за убийство. Убийства продолжались и тогда оперативники ловили следующего душевнобольного.
Так, А.Х. Яндиев приводит уникальный случай, который был описан им в книге «Охота на женщин» (С.Слепцов-Кабаидзе, А.Яндиев «Охота на женщин». – Ростов н/Д: РИЦ «Журналист».1994): “ В тот самый день, когда Чикатило убил Наталью Ш. – 9 января 1984 г., следствием был задержан психически больной Попов** По его «показаниям» вышли на соучастника – такого же психически больного Тяпкина. Обоих подозревали в совершении убийства мальчика М*. Однако показания больных были настолько путаны и противоречивы, что версия рассыпалась прямо на глазах.
Но Попову и Тяпкину «повезло». Они стали героями истории уже просто анекдотической. В районном центре Целина Ростовской области около рынка был обнаружен труб гражданина С. – местного жителя. У трупа С.были отсечены оба яичка с частью мошонки, которые тут же, рядом с трупом и валялись. Труп направили в морг, а яички почему-то – в районную прокуратуру.
Раскрыто это преступление не было. И тут сотрудникам УВД, «работавшим» с Тяпкиным и Поповым, пришла в голову мысль «применить» их к убийству С. Как обычно, Тяпкин и Попов сознались в преступлении довольно быстро. Но в этот раз решили признания закрепить в законном порядке. Психбольного привели на рынок к месту убийства, и тут под бдительным оком следователей он не только точно указал место убийства, но и…обнаружил лежащее на земле одно яичко убитого. Удивительный феномен!
Оказывается у убитого С.их было три! Два в прокуратуре и одно а месте проверки показаний?” (**Фамилии изменены; * Жертва Чикатило) Причем допрос подозреваемого проходил в недопустимой форме с некорректно поставленными вопросами. Так, например, у психически больного спрашивали: — Ты в Целинском районе был? — Да, был. — На рынке там был? — Да, был. — А ты там мужика убивал? — Да, убивал. В самих наводящих вопросах уже содержался нужный оперативникам ответ, а при некотором давлении, конечно, подозреваемый, получается, рассказывал все. Когда же за это дело решили взяться основательно, то после изучения всех материалов дела, была выработана основная версия: преступник забирает жертв из мест большого скоплениях людей, и основной площадкой для его действий выступают автовокзалы.
Причем убийства совершает лицо с сексуальными извращениями, об этом, помимо жестоких насильственных действий над трупом, свидетельствовал и сам характер наносимых колото-резаных ран: входное отверстие ножа было одно, а выходы разные (на манер онанирующих действий). В 1984 году на Старом Автовокзале в Ростове-на-Дону милиция обратила внимание, что какой-то мужчина подходит к одиноким девушкам. Проверили документы, мужчиной оказался Андрей Романович Чикатило. Его отпускают, но оперативники уже решили подготовить приманку на Главном Автовокзале. Ведомый своей маниакальной страстью, Чикатило появляется на вокзале, но замечает, что за ним следят. Тогда он садится в троллейбус, едет с вокзала на Центральный рынок. Тут его и догоняют оперативники со словами: «Ну что, друг, приехал»… В Первомайском отделении милиции, куда привезли Чикатило, исследовали содержимое его портфеля, в котором были обнаружены: вазелин, веревка, кухонный нож и проволока. А задержали Чикатило по делу… о хищении куска линолеума. С ним начали проводить работу, держали 3 месяца, а потом бросили, так ничего и не добившись. Тем более что у Чикатило оказалась II группа крови. Как поясняет А.Х. Яндиев, когда только начиналось дело «Лесополоса», были проведены экспертизы по биологическим выделениям, и обнаружился большой разброс по группам. Тогда решили провести экспертизу всех биологических выделений, найденных на трупах в Москве, и эксперты вынесли решение, что они относятся к IV группе крови. Поэтому когда ловили всех подозрительных лиц, стали проверять у них группу крови. Чикатило отпустили, позволив дальше убивать, потому что его группа крови не совпадала с теми следами, что были найдены на трупах. Но, по мнению А.Х. Яндиева, эксперты, давшие заключение на первоначальном этапе ошиблись, так как не учли факторов, которые могли оказать влияние на результат: например то, что биологические выделения могут измениться на открытом воздухе, или что на труп случайно могли попасть биологические выделения другого человека, животного. Из этого следует, что по сути, никакого противоречия между группой крови и выделениями не существует.
Однако подобная непредусмотрительность продлила пребывание маньяка на свободе. По сути, не будь этой халатности, повторяющейся, множащейся, тянущей за собой другие оплошности, невнимательности к мелочам, деталям и дело Чикатило могло завершиться после совершения им первого убийства. Тогда жертвой маньяка стала школьница, труп и портфель которой он выбросил в реку Грушовку. По подозрению в убийстве арестовали Александра Кравченко. Кравченко признавал себя виновным и на предварительном следствии, и на суде, но после них говорил, что не виновен и показания давал под давлением. Затем он снова признавался и потом все отрицал. Так с 1978 года продолжалось по кругу 5 лет до 1983 года, когда Кравченко расстреляли. А.Х. Яндиев поднял оперативные материалы дела (доследственные проверки) и обнаружил там протокол допроса подозреваемого — Чикатило. Были также показания женщины, говорившей, что видела мужчину, который разговаривал с девочкой в тот день. С ее слов художник нарисовал портрет, с ним оперативники ходили по предприятиям и другим общественным местам.
Но, потом как водится, об этой женщине забыли и портрете, так как задержали «убийцу». Яндиев также заметил по записям, что Кравченко постоянно сопровождало одно и то же лицо (от начала и до конца судебного следствия), как потом выяснилось, это был агент, который действительно оказывал давление на Кравченко. Когда все обстоятельства были еще раз пересмотрены, то областной суд признал, что девочку убил Чикатило, а Верховный суд так этого и не признал (ибо это означало подтвердить и собственную ошибку), поэтому дело повисло. Причем Яндиев также выяснил, что Чикатило тайно от жены, напротив речки Грушовки купил флигель, куда он и привел девочку. Но все это также не рассматривалось, и оперативниками не было учтено. Завершает колею роковых случайностей эпизод, произошедший в ноябре 1990 года. Один из сотрудников милиции обратил внимание на мужчину с пятнами крови на лице.
Проверка документов показала, что мужчина этот Чикатило. На вопрос, что он делал в лесополосе, маньяк отвечает, что собирал грибы, а лицо поцарапал ветками. За неимением достаточных оснований для задержания, Чикатило снова отпустили, но уже не надолго. Поскольку предпоследние убийства были совершены им в Шахтинской зоне, то следователи допросили кассира на вокзале г.Шахты. Кассирша в свою очередь сказала, что ее дочка видела, как мужчина в электричке уговаривал мальчика ехать с ним, якобы это мать ребенка попросила привезти его домой. Но мальчик молчал, а потом выскочил и затерялся в толпе. Приметы мужчины совпадали с описанием Чикатило, и затем, девочка опознала его по фотографии.
20 ноября Чикатило был задержан, но до этого неделю за ним вели тайное наблюдение. Чикатило продолжал действовать по своей схеме, искал одинокого мальчика. Даже чувствуя опасность, он не мог противостоять своей сущности и единственному ненасытному желанию – убивать. Из последующих за задержанием многочисленных допросов, выяснилось также, что о некоторых убийствах следователи даже не знали. Так, например, была убита девочка в Узбекистане, но местные власти умолчали об этом происшествии, и о нем не был известно, пока Чикатило сам не указал место убийства. По убийствам в других регионах были проведены экспертизы, почерк, способ нанесения ранений и характер, все совпадало, что еще раз доказывало вину Чикатило… <a href="http://ribalych.ru/2014/04/24/rokovye-oshibki-v-dele-chikatilo/" style="display:none">Роковые ошибки в деле Чикатило</a>
-8
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (10)
Написать комментарий: