Система TIR - выстрел в спину


Шок. Удар под дых. Полный бред. Иначе не назовешь решение российской таможни отменить на территории страны «дальнобойную» систему TIR, которая действует во многих странах мира, причем в России и СССР — с 1982 года! Чем это грозит?
Сине-белые таблички «TIR», которые можно видеть на фурах, работающих на интернациональных рейсах, означают «Transports Internationaux Routiers», «международные дорожные перевозки» (российская аббревиатура — МДП).
Это система автомобильной транспортировки грузов через границы, договор о соблюдении которой впервые подписали несколько европейских стран еще в 1949 году. На сегодняшний день система TIR работает в 57 странах, включая США, Канаду, Чили, Южную Корею. Советский Союз подписал соглашение еще больше тридцати лет назад — в 1982 году.
Если коротко, то система функционирует так: перевозчикам, которые работают по системе TIR, выдаются «TIR-карнеты», они же книжки МДП — документы строжайшего учета и строжайшей отчетности. Их выдает местный представитель Международного союза автомобильного транспорта (IRU) — в России это Ассоциация международных автоперевозчиков (АСМАП).
Таможня в стране загрузки пломбирует грузовой отсек или контейнер и «открывает» (то есть оформляет) книжку МДП: она позволяет пересекать границы и передвигаться по странам без уплаты пошлин и, как правило, без досмотра груза. А снимают пломбу уже на конечной таможне в стране назначения, даже если таможня находится в глубине страны. Невероятно удобно — и многократно уменьшает простои фур на границах!
Эта система исправно функционирует у нас три десятка лет — и вдруг Федеральная таможенная служба России заявила, что с 14 августа действие TIR в стране отменяется! Причина столь жесткого решения — «недоставка грузов и неуплата таможенных платежей». Это действительно так? По нашей информации, еще в 2002 году таможня предъявила АСМАПу иск на впечатляющую сумму в 90 млн долларов — как говорят, обоснованный. Тогда представители АСМАПа обратились за помощью в женевскую штаб-квартиру IRU, а в Женеве посовещались и решили: «Проще исключить Россию из конвенции TIR, чем платить такие деньги!» Однако тогда наши власти возмутились, и дело дошло даже до Владимира Путина, который встречался с европейскими чиновниками. В итоге все «спустили на тормозах».
Шли годы, однако, несмот­ря на внешнее спокойствие, конфликт продолжал назревать.
На этот раз уже Европа решила вступиться за АСМАП. Чиновники Евросоюза приезжали к нам для переговоров, а генеральный секретарь IRU Умберто де Претто написал тревожное письмо Дмитрию Медведеву: «Реализация такого решения будет иметь тяжелые последствия для экономики всех стран, имеющих международную торговлю с Россией, а также для экономики самой России».
Решение ФТС удалось отложить на месяц, до 14 сентября.

И вот гром грянул: TIR отменили на российско-украинской границе — и это, как обещает таможня, только начало...
Вот выдержки из письма, под которым подписались руководители 1438 транспортных компаний: «В нарушение международного законодательства и международных обязательств РФ руководитель ФТС (Федеральной таможенной службы) России письмом от 4 июля 2013 года принял решение прекратить оформление перевозок по МДП — международному соглашению ЕЭК ООН, объединяющему 68 государств.
Высший орган Конвенции МДП... заключил, что действия ФТС России нарушают международный договор. Вопреки этому, ФТС России свое решение не только не отменила, но и начала его реализацию в нескольких федеральных округах.

14 октября 2013 года Высший арбитражный суд Российской Федерации признал указанное письмо ФТС России не имеющим юридической силы. Формально исполняя решение суда, руководитель ФТС России отменил свое решение от 4 июля 2013 года, однако направил в таможенные органы новое письмо аналогичного содержания.
...Дальнейшее развитие современной России как правового государства становится невозможным в ситуации, когда руководитель федерального органа исполнительной власти не только нарушает положения международного договора, но и фактически игнорирует решения высшего судебного органа...
Более того, руководитель ФТС России принял решение расторгнуть с 1 декабря 2013 года соглашение с АСМАП. Если с 1 декабря 2013 года Конвенция МДП в России перестанет действовать, отрасль международных автомобильных перевозок окажется парализована.
Мы расцениваем эти действия как заранее спланированную акцию против российских автоперевозчиков и АСМАП. Взамен процедуры МДП нам предлагают воспользоваться новой, сложной и затратной процедурой с использованием платных услуг аффилированных с ФТС России структур, таких как ФГУП Ростэк, ООО СК Арсеналъ и других».
И что же? Всего через три дня после передачи этого письма в Администрацию Президента РФ таможня начала реализацию своей программы по отмене МДП! В начале — на территории Южного таможенного управления (оно находится в Ростове-на-Дону), в том числе на погранпереходах с Украиной. О том, что там творилось в начале ноября, красноречиво говорит тест с официального таможенного интернет-сайта: «Предпринимаются все возможные меры для разрешения ситуации... Как альтернативный вариант перевозчикам предлагают проследовать на терминалы, расположенные вблизи границы, и вместо оформления процедуры внутреннего таможенного транзита растаможить товары сразу на границе...»
А 12 ноября действие МДП отменили и на территории Центрального таможенного управления — и погранпереходы с Украиной в Брянской области мгновенно парализовало: очередь из нескольких сотен автопоездов с украинской стороны растянулась на 16 км!
Между тем официальный сайт таможни сообщал, что «все пункты пропуска работают в штатном режиме» и что «наблюдается незначительное скопление грузовых автомобилей».
13 ноября поступили сведения от таможенных брокеров, что с 19 ноября действие МДП отменяется на Псковской, Себежской и Кингисеппской таможнях, а с 1 декабря, как и было обещано, на всей территории России. Логично предположить, что зарубежные страны могут ввести ответные меры по отношению к российским транспортникам.
Дальнейший прогноз понятен: на границах случится коллапс, компании-перевозчики выстроятся в очередь по оплате «обес­печения уплаты таможенных платежей», а затем выставят счет... Кому? Правильно, заказчикам груза.
14 ноября президент IRU направил тревожное письмо о ситуации в России генеральному секретарю ООН, в котором просит того лично обратиться к Путину. Неужели и на этот раз в Кремле сделают вид, что не замечают ситуации? А может быть, наоборот — специально ее и создают?

Подготовлено по материалам autoreview.ru

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

16
Автор: sad1012,
Другие новости

Оставить комментарий

ZAK
ZAK Добавил(а) :
17 ноября 2013 14:35 #
ПивоРыбкаТортик
Руслан
Руслан Добавил(а) :
17 ноября 2013 14:35 #
ПивоРыбкаТортикЛифчик
ну вот вам и причина очередного дикого роста цен
ну вот вам и причина очередного дикого роста цен

показать все комментарии (14)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!