Пять фактов об экспедиции Скотта на Южный полюс

Роберта Скотта нашли в палатке — он умер последним. Рядом в спальных мешках лежали тела членов его команды. Последняя запись в дневнике руководителя экспедиции «Терра Нова» была датирована 29 марта.
Мёртвых трогать не стали. Убрали подпорки палатки — она стала саваном погибшим. Над останками возвели снежную пирамиду и крест из лыж.
Зачем эти люди решились на изматывающий поход — больше тысячи километров на лыжах в среде, враждебной ко всему живому? Почему погибли — не смогли вернуться назад? Пытаясь ответить на эти вопросы, мы собрали вместе пять судьбоносных фактов о последней экспедиции Роберта Скотта.
Цели
В научном плане экспедиция Скотта была прямым продолжением Британской национальной антарктической экспедиции 1901—1904 годов «Дискавери». Главной целью «Терра Новы» были научные исследования в районе Земли Виктории, а также западных островов Трансантарктического хребта и Земли Эдуарда VII. Кроме того, у экспедиции была и политическая цель — обеспечение первенства Великобритании на Крайнем Юге Земли.

Британцы выполнили большое количество метеорологических и гляциологических наблюдений, собрали множество геологических образцов с ледниковых морен и отрогов. В частности, метеорологические наблюдения, сделанные экспедицией Роберта Скотта, позволили сделать вывод о наличии у Южного полюса в летний период антарктического антициклона.

Политическая задача экспедиции прямо не была выполнена, первой до Южного полюса добралась норвежская экспедиция во главе с Руалем Амундсеном.





Транспорт
Роберт Скотт решил использовать в экспедиции триаду тягловых средств: моторные сани, маньчжурских лошадей и ездовых собак. При этом к собакам руководитель британской экспедиции относился крайне отрицательно, его дневники полны жалоб на сложности обращения с этими животным. Это была его главная ошибка. Мотосани сломались, не пройдя и сотни километров по ледяному щиту Антарктиды. Из доставленных в Антарктику 19 лошадей девять погибли ещё до начала похода. Остальные умерли вскоре после старта броска к полюсу. Оставшись без транспорта, люди три четверти пути тащили всё снаряжение на себе, это обстоятельство сыграло роковую для всей экспедиции роль.





Питание
Один из участников «Терра Новы» после путешествия обвинил организаторов в неправильном снаряжении экспедиции, в частности, в сознательном занижении пищевого пайка. Ссылаясь на исследования походного доктора, он писал, что для нормальной работоспособности человека при 12 градусах мороза требуется 8500 килокалорий, в то время как рацион команды Скотта фактически составлял 4003 килокалории. Люди недоедали и слабели с каждым днём — у них попросту не хватило сил на обратный путь.
Нужно отметить, что проблемы со здоровьем у команды Скотта начались ещё на половине пути к полюсу — они все заболели цингой. Это случилось потому, что рацион полярников совершенно не содержал витамина C: 450 граммов сухарей, 340 граммов пеммикана (мясного концентрата), 85 граммов сахара, 57 граммов сливочного масла, 20 граммов чайной заварки и 16 граммов какао в день.



Дневник
На протяжении всей экспедиции Роберт Скотт вёл дневник, по записям которого позже полностью смогли восстановить все обстоятельства трагедии. Вечером 10 февраля 1913 года в Лондоне стало известно, что «Терра Нова» вернулась на месяц ранее оговорённых сроков в связи с серьёзной бедой. Тогда же было опубликовано «Воззвание к общественности» самого Скотта, написанное им перед смертью. Там анализировались причины провала экспедиции, причём особо оговаривались тяжёлые погодные условия.
Завершалось послание так:
«Если бы мы остались в живых, то какую бы я поведал повесть о твёрдости, выносливости и отваге наших товарищей! Мои неровные строки и наши мёртвые тела должны поведать эту повесть, но, конечно же, наша великая и богатая страна позаботится о том, чтобы наши близкие были как следует обеспечены».





Слава
После отчёта о трагедии «Терра Новы» все участники экспедиции были награждены Полярными медалями Королевского географического общества и короля. Офицеры и матросы получили денежную премию. Трагедия Скотта в политическом смысле стала символом героизма представителя Британской империи. Это своеобразное толкование гибели членов экспедиции даже затмило на некоторое время успех команды Амундсена, дошедшей до Южного полюса и вернувшейся домой без потерь.
Памятник Роберту Скотту, сооружённый на средства фонда его имени, был открыт в 1925 году в Девонпорте. Мраморный памятник работы его вдовы Кэтлин Скотт воздвигнут в Крайстчёрче (Новая Зеландия), ещё один поставлен в Порт-Чалмерсе, откуда отважный британец отбыл в свою последнюю экспедицию. Памятники Скотту также были сооружены в Кейптауне и Портсмуте.



Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

8
Автор: VRedinka ,
Другие новости

Оставить комментарий

AlexFlash
AlexFlash Добавил(а) :
17 ноября 2013 15:49 #
ПивоРыбкаТортик
а еще у них керосин хранился в сосудах паяных оловом - а при низких температурах белое олово ставится аморфным серым и превращается в порошок, в итоге они остались без топлива (вытекло) - а значит без источников тепла
а еще у них керосин хранился в сосудах паяных оловом - а при низких температурах белое олово ставится аморфным серым и превращается в порошок, в итоге они остались без топлива (вытекло) - а значит без источников тепла
"Ы"
"Ы" Добавил(а) :
18 ноября 2013 13:55 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовБарабан - 15000 комментовКорона - репутация +1002Коньяк за первую публикацию
AlexFlash
Не знал... Всё-таки, главная их шибка- это выбор транспорта... Ведь кроме собственного пропитания они были вынуждены тащить ещё и лошадиный корм- сено, овёс, а т.к. это очень низкокалорийные продукты, то их нужно было много... Амундсен шёл на собаках- алеутских лайках.
И ещё один штрих:
"... многие исследователи считают, что коренное различие между Амундсеном и Скоттом определяют не детали организации, а общий подход к снаряжению экспедиции: в одном случае профессиональный, в другом – любительский. Если норвежец идет в поход – он обязан предусмотреть все, чтобы вернуться целым и невредимым. Для британцев же дело было в борьбе, героизме и преодолении. Они делали ставку не на профессионализм, а на твердость духа. Сегодня такую точку зрения сочли бы безответственной. «То, как Амундсен готовился к своим экспедициям, для меня пример для подражания, – говорит Борге Оусланд, норвежский исследователь, который первым в одиночку пересек Антарктиду. – Он был всегда готов учиться у других. Он четко определял проблему и искал пути ее решения»..."
AlexFlash
Не знал... Всё-таки, главная их шибка- это выбор транспорта... Ведь кроме собственного пропитания они были вынуждены тащить ещё и лошадиный корм- сено, овёс, а т.к. это очень низкокалорийные продукты, то их нужно было много... Амундсен шёл на собаках- алеутских лайках.
И ещё один штрих:
"... многие исследователи считают, что коренное различие между Амундсеном и Скоттом определяют не детали организации, а общий подход к снаряжению экспедиции: в одном случае профессиональный, в другом – любительский. Если норвежец идет в поход – он обязан предусмотреть все, чтобы вернуться целым и невредимым. Для британцев же дело было в борьбе, героизме и преодолении. Они делали ставку не на профессионализм, а на твердость духа. Сегодня такую точку зрения сочли бы безответственной. «То, как Амундсен готовился к своим экспедициям, для меня пример для подражания, – говорит Борге Оусланд, норвежский исследователь, который первым в одиночку пересек Антарктиду. – Он был всегда готов учиться у других. Он четко определял проблему и искал пути ее решения»..."

показать все комментарии (4)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!