Дидинский тоннель
Интересный маршрут для жаждущих прохлады этим летом.
Представьте: летний знойный день, вы изнываете от жары и с удовольствием бы залезли в прохладную пещеру или старинную шахту, где с потолка свисают сталактиты, а высоко под сводом затаились летучие мыши. Если желание укрыться от щедрого в этом году уральского солнца в вас сочетается с жаждой исследований, поезжайте в Дидинский тоннель. Всего в 60 километрах от Екатеринбурга есть удивительный объект, который может стать отличным приключением в один из выходных дней.
Дидинский тоннель окутан завесой тайны. Даже точное время его появления неизвестно. По одной из версий, в этом году он отмечает столетний юбилей. По другой – его возраст чуть меньше, порядка 90 лет. Он стоит на старой железнодорожной ветке, которая начинает дублироваться новой сразу за станцией Емелино (направление на Дружинино). Старая ветка (здесь ж/д полотно давно разобрано, она представляет собой сильно поросшую травой дорогу) и новая в районе тоннеля идут очень близко, кое-где между ними всего метров 10-15. По новой проносятся поезда дальнего следования, товарники и электрички, с последних совсем рядом сходят садоводы, чтобы направиться в деревню Дидино (по имени которой и назван тоннель).
Подъехать на машине можно непосредственно к тоннелю. Более того, его можно проехать насквозь, правда, только на внедорожнике (обычным легковушкам помешают ледяные "обрывы", но об этом чуть ниже). Даже снаружи у тоннеля весьма внушительный вид. Стоя у громадного каменного свода, из-за небольшого искривления дороги вы не увидите другой выход. Вас обдаст прохладой, эхо будет передразнивать, люди с особенно хорошим воображением запросто представят себе какой-нибудь эпизод из "Властелина колец" – портал тоннеля небольшими башенками весьма напоминает крепость. Но самое интересное, конечно, ждет впереди.
После того, как тоннель перестал использоваться для проезда гражданских поездов (а произошло это в начале 90-х, если верить интернет-источникам), его передали в распоряжение военных. Что именно здесь располагалось – мы вряд ли когда-нибудь узнаем наверняка, да и следов пребывания обычных туристов здесь теперь уже гораздо больше, чем наследия ВС.
Входим в тоннель (лучше запастись фонариками, поскольку темнота здесь полная, а опасностей в виде неровного пола и огромных ледяных луж – предостаточно) и сразу ощущаем приятную прохладу. Однако, уже метров через сто возникает желание сменить футболку на теплый свитер, а сандалии – на резиновые сапоги.
Почти сразу по обе стороны от дороги в стенах начинают появляться неглубокие ниши. А еще чуть подальше встречается первая глубокая ниша. Никакого интереса, правда, она не представляет (если только нет желающих сфотографироваться в интерьере "пытошных" времен Ивана Грозного). Дальше резко становится еще холоднее, а от дороги начинает подниматься пар – утыкаемся в ледяную корку, покрывающую грунтовую дорогу. И если сначала лед лежит не везде, то и дело прерываясь ледяными ручьями, то ближе к середине тоннеля он сплошь покрывает дорогу и тоннель становится значительно ниже, в какой-то момент даже возникает сомнение – а проедет ли дальше автомобиль?
Подходим к середине тоннеля. Влажно и холодно. Снова натыкаемся на глубокую нишу по правую руку. И тут неожиданное открытие – в нише зияет дверной проем. Никаких дверей, правда, и в помине нет – свет фонаря рассеивается, скудно освещая лишь громадную, мокрую деревянную лестницу, уходящую куда-то вверх. Есть и другой, куда более мрачный путь – вниз спускается лаз, который, видимо, сразу и разветвляется и идет параллельно тоннелю. Вообще, это обычные коммуникации – вентиляционная шахта и дренажная система. Но, честно говоря, особенно впечатлительным людям лучше перед путешествием ужастики не смотреть и не брать в компанию персонажей, считающих отличной шуткой страшным голосом порычать или притвориться зомби.
Голос друга вас, конечно, не испугает, но знаете, здесь эхо так все искажает, откликаясь страшными, нечеловеческими отголосками…
Если нервы в порядке и исследовательский дух на высоте, можно слазить вверх, в вентиляционный ход. Дело это весьма опасное – под ногами сначала скользкое дерево, потом влажный грунт, который то и дело норовит соскользнуть. Острые камни и неизвестность над головой – в общем, очень рекомендуем взять с собой защитную каску, хотя бы обычную строительную.
После преодоления метров 7-8 деревянной лесенки, оказываемся в очень тесном ходу, вырезанном прямо в горной породе. Взрослому мужчине среднего роста здесь придется залазить почти вприсядку. Каменные ступени круто забирают вверх и уводят влево. Наверху площадка. С одной ее стороны обрыв и выход в основной тоннель, с другой – глубокая-глубокая шахта. Впереди – треугольный свод вентиляционного тоннеля. Высота – около метра, так что снова почти ползем. Тьма кромешная, так что фонарик просто необходим. Любой шорох пугает, к тому же здесь много боковых тупиковых ответвлений, заблудиться, конечно, вряд ли получится, но рекомендуем держаться вместе.
Хлебнув экстрима и почувствовав себя героями фильма про Индиану Джонса, возвращаемся в главный тоннель. Здесь, кстати, тоже есть причины осторожничать – того и гляди наступишь, например, на вмерзшую в ледяной пол огромную жабу.
Идем дальше, и через несколько десятков метров появляется свет – это выход из тоннеля, общая протяженность которого составляет около километра. Даже на выходе есть шанс хлебнуть эмоций – нам, например, повстречалась группа таких же путешественников. Шли они в полной тишине, светили диодными фонариками, и из-за света за их спинами, мы могли видеть только силуэты. Прибавить к этому пар, поднимающийся от льда – в какой-то момент по спине пробежали мурашки и даже захотелось отступить обратно в тоннель. В общем, в тоннель стоит ехать не столько в исследовательских целях, сколько за впечатлениями. Для городского жителя это весьма неплохой вариант реализовать дремлющую в офисном сердце жажду открытий и приключений.
Как добраться: выезжаем из города мимо "Меги", далее по Ново-Московскому тракту, минуем Ревду, деревню Хомутовку, далее следим за километражными столбами. В районе 305-го км будет поворот налево. Никуда не сворачивая, едем по грунтовой дороге еще около пяти километров. Затем на развилке сворачиваем налево, дорога уходит вниз, и скоро вы увидите тоннельный портал внизу по правую руку.
Автор: Станислава Свердлова
Представьте: летний знойный день, вы изнываете от жары и с удовольствием бы залезли в прохладную пещеру или старинную шахту, где с потолка свисают сталактиты, а высоко под сводом затаились летучие мыши. Если желание укрыться от щедрого в этом году уральского солнца в вас сочетается с жаждой исследований, поезжайте в Дидинский тоннель. Всего в 60 километрах от Екатеринбурга есть удивительный объект, который может стать отличным приключением в один из выходных дней.
Дидинский тоннель окутан завесой тайны. Даже точное время его появления неизвестно. По одной из версий, в этом году он отмечает столетний юбилей. По другой – его возраст чуть меньше, порядка 90 лет. Он стоит на старой железнодорожной ветке, которая начинает дублироваться новой сразу за станцией Емелино (направление на Дружинино). Старая ветка (здесь ж/д полотно давно разобрано, она представляет собой сильно поросшую травой дорогу) и новая в районе тоннеля идут очень близко, кое-где между ними всего метров 10-15. По новой проносятся поезда дальнего следования, товарники и электрички, с последних совсем рядом сходят садоводы, чтобы направиться в деревню Дидино (по имени которой и назван тоннель).
Подъехать на машине можно непосредственно к тоннелю. Более того, его можно проехать насквозь, правда, только на внедорожнике (обычным легковушкам помешают ледяные "обрывы", но об этом чуть ниже). Даже снаружи у тоннеля весьма внушительный вид. Стоя у громадного каменного свода, из-за небольшого искривления дороги вы не увидите другой выход. Вас обдаст прохладой, эхо будет передразнивать, люди с особенно хорошим воображением запросто представят себе какой-нибудь эпизод из "Властелина колец" – портал тоннеля небольшими башенками весьма напоминает крепость. Но самое интересное, конечно, ждет впереди.
После того, как тоннель перестал использоваться для проезда гражданских поездов (а произошло это в начале 90-х, если верить интернет-источникам), его передали в распоряжение военных. Что именно здесь располагалось – мы вряд ли когда-нибудь узнаем наверняка, да и следов пребывания обычных туристов здесь теперь уже гораздо больше, чем наследия ВС.
Входим в тоннель (лучше запастись фонариками, поскольку темнота здесь полная, а опасностей в виде неровного пола и огромных ледяных луж – предостаточно) и сразу ощущаем приятную прохладу. Однако, уже метров через сто возникает желание сменить футболку на теплый свитер, а сандалии – на резиновые сапоги.
Почти сразу по обе стороны от дороги в стенах начинают появляться неглубокие ниши. А еще чуть подальше встречается первая глубокая ниша. Никакого интереса, правда, она не представляет (если только нет желающих сфотографироваться в интерьере "пытошных" времен Ивана Грозного). Дальше резко становится еще холоднее, а от дороги начинает подниматься пар – утыкаемся в ледяную корку, покрывающую грунтовую дорогу. И если сначала лед лежит не везде, то и дело прерываясь ледяными ручьями, то ближе к середине тоннеля он сплошь покрывает дорогу и тоннель становится значительно ниже, в какой-то момент даже возникает сомнение – а проедет ли дальше автомобиль?
Подходим к середине тоннеля. Влажно и холодно. Снова натыкаемся на глубокую нишу по правую руку. И тут неожиданное открытие – в нише зияет дверной проем. Никаких дверей, правда, и в помине нет – свет фонаря рассеивается, скудно освещая лишь громадную, мокрую деревянную лестницу, уходящую куда-то вверх. Есть и другой, куда более мрачный путь – вниз спускается лаз, который, видимо, сразу и разветвляется и идет параллельно тоннелю. Вообще, это обычные коммуникации – вентиляционная шахта и дренажная система. Но, честно говоря, особенно впечатлительным людям лучше перед путешествием ужастики не смотреть и не брать в компанию персонажей, считающих отличной шуткой страшным голосом порычать или притвориться зомби.
Голос друга вас, конечно, не испугает, но знаете, здесь эхо так все искажает, откликаясь страшными, нечеловеческими отголосками…
Если нервы в порядке и исследовательский дух на высоте, можно слазить вверх, в вентиляционный ход. Дело это весьма опасное – под ногами сначала скользкое дерево, потом влажный грунт, который то и дело норовит соскользнуть. Острые камни и неизвестность над головой – в общем, очень рекомендуем взять с собой защитную каску, хотя бы обычную строительную.
После преодоления метров 7-8 деревянной лесенки, оказываемся в очень тесном ходу, вырезанном прямо в горной породе. Взрослому мужчине среднего роста здесь придется залазить почти вприсядку. Каменные ступени круто забирают вверх и уводят влево. Наверху площадка. С одной ее стороны обрыв и выход в основной тоннель, с другой – глубокая-глубокая шахта. Впереди – треугольный свод вентиляционного тоннеля. Высота – около метра, так что снова почти ползем. Тьма кромешная, так что фонарик просто необходим. Любой шорох пугает, к тому же здесь много боковых тупиковых ответвлений, заблудиться, конечно, вряд ли получится, но рекомендуем держаться вместе.
Хлебнув экстрима и почувствовав себя героями фильма про Индиану Джонса, возвращаемся в главный тоннель. Здесь, кстати, тоже есть причины осторожничать – того и гляди наступишь, например, на вмерзшую в ледяной пол огромную жабу.
Идем дальше, и через несколько десятков метров появляется свет – это выход из тоннеля, общая протяженность которого составляет около километра. Даже на выходе есть шанс хлебнуть эмоций – нам, например, повстречалась группа таких же путешественников. Шли они в полной тишине, светили диодными фонариками, и из-за света за их спинами, мы могли видеть только силуэты. Прибавить к этому пар, поднимающийся от льда – в какой-то момент по спине пробежали мурашки и даже захотелось отступить обратно в тоннель. В общем, в тоннель стоит ехать не столько в исследовательских целях, сколько за впечатлениями. Для городского жителя это весьма неплохой вариант реализовать дремлющую в офисном сердце жажду открытий и приключений.
Как добраться: выезжаем из города мимо "Меги", далее по Ново-Московскому тракту, минуем Ревду, деревню Хомутовку, далее следим за километражными столбами. В районе 305-го км будет поворот налево. Никуда не сворачивая, едем по грунтовой дороге еще около пяти километров. Затем на развилке сворачиваем налево, дорога уходит вниз, и скоро вы увидите тоннельный портал внизу по правую руку.
Автор: Станислава Свердлова
Метки: Екатеринбург
32
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (18)
Написать комментарий: