Алексей Иванов напишет книгу о Екатеринбурге 90-х

Писатель приехал в столицу Урала и рассказал об уралмашевцах, городских историях и типичном уральском характере.


Алексей Иванов прославит Екатеринбург на всю Россию. Известный российский писатель начал работу над новой книгой о столице Урала в 90-е годы. Ее героями станут реальные горожане – бывшие руководители города и области, политики, бизнесмены, представители рок-движения, и военные.

На встречу с Алексеем Ивановым в кинотеатр «Титаник Синема» пришло большое количество людей. Здесь были и журналисты, и бизнесмены, и фанаты творчества писателя. Писатель на протяжении двух часов беседовал с екатеринбуржцами и отвечал на вопросы своих читателей. Самые интересные фрагменты беседы – сегодня в материале ЕКАБУ.

О Екатеринбурге, Ельцине и реформах

«Вообще Екатеринбург для меня – город любимый. Это город моей молодости. Город, где меня, слава богу, помнят и поддерживают.

Дело в том, что в 90-е годы Екатеринбург, на мой взгляд, стал ужасно важен для всей России. Это вопрос на самом деле не такой простой. Мне приходилось общаться с Анатолием Борисовичем Чубайсом, мы вместе пришли примерно к такому выводу: начале 90-х, когда пришли реформы, были две стратегии реформирования.

Первую стратегию олицетворяли младореформаторы Чубайса и Гайдара. Стратегия эта заключалась в том, что в России надо создавать институт частной собственности. Вторую стратегию олицетворял Президент Борис Николаевич Ельцин, который был екатеринбуржцем. И эта стратегия заключалась в том, что новая капиталистическая Россия возникнет тогда, когда будет проведена приватизация. То есть когда крупные предприятия отдадут в частные руки.

Всё дело в том, что ельцинская стратегия – это стратегия уральская. Так всегда поступало Российское государство на Урале. Классический пример – это когда Пётр Первый отдал в частные руки Невьянский завод. Точно так же поступали российские государи в 18 веке. То есть это в традиции русской государственности – взять отдать крупные предприятия в частные руки и считать, что вопрос превращения в капиталистическое государство таким образом решён.

Ельцин в конце концов поступил так же. Но все шишки посыпались на младореформаторов, которые предлагали несколько иные стратегии. Поскольку Ельцин был уральцем, то, предпочтя эту стратегию, он «натянул» уральский формат приватизации и проведения реформ на всю Россию, и страна смотрела на то, как это дело происходит в Екатеринбурге. Поэтому опыт Екатеринбурга стал общезначимым. Эта общезначимость была понятна уже в 90-е годы, и стала вполне осознанной в нулевые. Мне хочется определить параметры этой общезначимости в своей книге не только в смысле приватизации и политики, но и в смысле культуры, в плане общественных институтов. Даже, например, в плане криминалитета».

Об Уралмаше

«Криминальная составляющая, конечно, очень важна. Хотя Екатеринбург не исчерпывается этим. Однако группировка Уралмаш – исключительно интересное явление. В принципе, она не походит на все остальные криминальные группировки в России, которые занимались чистой воды рэкетом. Группировка Уралмаш же начала с рэкета на уралмашевском рынке, и, перекатившись через ряд жесточайших криминальных войн, превратилась в группировку, которая занималась уже не банальным рэкетом, не гангстерством, а рейдерством.

Потом она начала легализовываться, превратилась в ОПС «Уралмаш», ну и, в конце концов, прекратила своё существование. Это случилось вовсе не из-за того, что власть раздавила Уралмаш и уничтожила его лидеров, а потому, что в России начался зажим демократии, и вместе с демократическими институтами прекратил существование и Уралмаш как сообщество легализующихся криминальных лидеров. Но не суть важно...

Такой путь, как Уралмаш, не проделала в России, пожалуй, ни одна группировка. Он, опять же таки, в своём роде «эталонный», и с этой точки зрения Уралмаш – очень значимая группировка.

Уралмашевцы создали Екатеринбургу такую очень отвязную славу, стали брендом города, и невозможно уже говорить о городе, не вспоминая группировку Уралмаш. Я думаю, что нынешнему городу это даже уже и не обидно, не оскорбительно. Городку Корлеоне на Сицилии ведь не обидно вспоминать, что это город Вито Корлеоне. Теперь это – бренд. И, я думаю, что группировка Уралмаш – такой же бренд, которым современный Екатеринбург уже может гордиться».


Об уральском образе жизни

«Что такое екатеринбуржец как тип и екатеринбуржский способ жизни? Это вот как Черномырдин говорил: «Какую партию мы не строим, всё у нас КПСС получается».

Вот были рок-музыканты, из них – бац – и получилось предприятие по производству музыки – Свердловский рок-клуб. Была, например Епархия, – получилась туристическая индустрия. Был группировка Уралмаш – получилось бандитское предприятие, которое захватывает заводы, фабрики, налаживает выпуск какой-то продукции. В уральской ментальности, всё, что ни делается, получается в виде предприятия».

О бизнесе

«Считается, что предприниматель – это человек, который либо наворовал, нахимичил, но не заработал денег. Это, конечно, обидно и оскорбительно для предпринимателей и неправильно для общества в целом. Мне бы хотелось на примере Екатеринбурга показать несколько драматичных, энергичных, выразительных историй предпринимательства, потому что в те же 90-е годы заниматься бизнесом было всё равно, что совершать поступок, потому что это было опасно. На такое были способны только люди с позвоночником, и мне бы хотелось об этом рассказать, чтобы отчасти реабилитировать предпринимателей».

О городских историях

«Меня, например, поразила история, когда строили метро, и поезда ходили «челночно», потому что не было ещё кругового движения. До того, как поезда пустили, поезда были закуплены где-то в Харькове, и они там лет 10 стояли на рельсах. И вот чтобы они не рассыпались (потому что для них просто стоять было хуже, чем ездить), рабочие метростроя как бурлаки таскали эти поезда за верёвки силой своих мускулов по рельсам туда-сюда несколько раз в месяц. Только представьте этих подземных бурлаков под городом, которые на себе таскают поезда метро! Это абсолютно екатеринбуржская история».


О местах, где должен побывать каждый уважающий себя уралец

«В Свердловской области это – завод-музей в Нижнем Тагиле, Севеврская домна в Полевском, Мурзинка (заброшенные копи горы Тавьян), Невьянская башня и Невьянск, Верхотурье, Синячиха».

О фонде «Город без наркотиков» и Ройзмане

«Я считаю, что фонд «Город без наркотиков» - это великая организация, в которой люди делают великое дело. А Ройзман… Вот есть такое в литературоведении такое утверждение, что Ермак – это последний народный герой. Мне кажется, предпоследний. Потому что последний – Ройзман».

Об отличии Екатеринбурга от Перми

«Пермский Урал и Екатеринбуржский Урал по менталитету разные. Жители Пермского края любят власть, всегда ей подчиняются, склонны к каким-то богоугодным делам. То, что им достанется, они никогда не пропьют, не сожгут, но добиться этих богатств в яростной борьбе они тоже не смогут.

А вот жители Екатеринбуржского Урала другие: энергичные, агрессивные, способные на сильный жест, на сильные поступки. Но при этом склонные к так называемому «дикому счастью». Они способны приложить титанические силы для того, чтобы получить титанический результат. Но потом этот результат пускается в распыл, в пропой. И немало примеров такого отношения к внезапно свалившемуся богатству.

Причина этого лежит в истории. В Екатеринбуржском регионе крестьяне принадлежали своему заводу, а не его владельцу. И хозяин легко мог принести их в жертву, потому что они не были его собственностью. И люди привыкли к тому, что никто о них не позаботится, не спасёт, кроме них самих. Поэтому нужно самому бороться за место под солнцем. Разумеется, в связи с этим не было культуры и воспитания, чтобы эти завоёванные позиции удержать. Поэтому и случалось это «дикое счастье». Меня, например, потрясла история свадьбы во дворце Расторгуевых-Харитоновых, когда там женился сын золотопромышленника на дочери золотопромышленника. Так вот эта свадьба изо дня в день бушевала год. Вот не жалко людям было денег?»

О книге

«На 90% книга будет о Екатеринбурге: о городе, его жителях, городских историях. Екатеринбург не похож на остальные столичные города России. Возьмём Москву. Ну что Москва – это отдельный мир, который не очень интересуется тем, что находится за пределами МКАДа. Петербург всегда был ориентирован на Европу. А Екатеринбург всегда – особая статья. Вот чем отличается провинция от столицы. Провинция всегда живёт во внеисторическое время. Екатеринбург же живёт в историческом времени. Всё, что происходит со страной, с миром, находит свое отражения в истории города с учётом городской специфики. Вот этим Екатеринбург и интересен. Он всегда – срез эпохи.

Книга будет сугубо документальной. А зачем что-то выдумывать? Екатеринбург был всегда богат историями. Если рассказать то, что реально здесь было, в других городах скажут, что такого просто быть не может, и такие истории не могут происходить в реальности. Но, тем не менее, они имели место.
Мне, например, очень нравится пример екатеринбуржских афганцев с их сообществом, которое сначала было настроено на воспитание подрастающего поколения, потом вдруг внезапно оказалось криминальной группировкой, потом как-то потихонечку сошло с арены. Все эти истории с удержанием домов на улице Таганской, рынком Таганский ряд – это замечательные истории, которым нет аналогов в России, и, я думаю, что о них надо рассказывать подробнее. Они имеют потенциал стать брендом города не меньше, чем уралмашевская группировка.

Или, например, ситуация с Уральской школой драматургии. Она, на мой взгляд, не менее значима, чем ситуация со Свердловским рок-клубом. Просто она не смоделирована, не произнесена, не выявлена в работах социологах. Об этом тоже надо говорить, чтобы Россия понимала, что по чём.

Екатеринбург по менталитету столичен. Точно так же, как Москва. Но он не является дубликатом Москвы или Москвой на Урале, и никогда не будет Москвой. И пока он сохраняет собственную идентичность, он интересен для всей России».


Справка: Алексей Иванов известен как автор романов «Сердце Пармы», «Золото бунта», «Географ глобус пропил», «Общага-на-Крови», «Комьюнити» и многих других. Успешным оказался опыт писателя в работе над телепроектами. Четырехсерийный фильм «Хребет России», созданный Алексеем Ивановым совместно с мэтром российской журналистики Леонидом Парфеновым побил рейтинги просмотров на «Первом канале».

Метки: Екатеринбург

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

5
Другие новости

Оставить комментарий

"Ы"
"Ы" Добавил(а) :
6 июня 2013 13:44 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовБарабан - 15000 комментовКорона - репутация +1002Коньяк за первую публикацию
"... Мне приходилось общаться с Анатолием Борисовичем Чубайсом, мы вместе ..."
"...Ельцин был уральцем, .... он «натянул» уральский формат приватизации ..."- всю страну он "натянул".
С тобой всё ясно, товарисчь. Шёл бы ты следом за своими кумирами.
"... Мне приходилось общаться с Анатолием Борисовичем Чубайсом, мы вместе ..."
"...Ельцин был уральцем, .... он «натянул» уральский формат приватизации ..."- всю страну он "натянул".
С тобой всё ясно, товарисчь. Шёл бы ты следом за своими кумирами.
k029113
k029113 Добавил(а) :
6 июня 2013 14:15 #
ПивоРыбкаТортик
"Ы"- ты слишком мелок, чтобы судить о таких людях, как Ивавнов
"Ы"- ты слишком мелок, чтобы судить о таких людях, как Ивавнов

показать все комментарии (12)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!