Минуты перед казнью. Бельгия, 23 декабря 1944 года

Американские военные полицейские готовят оберфенриха Гюнтера Биллинга и его товарищей к расстрелу...




Военнослужащие 5–й роты 12–го парашютного полка оберфенрих Гюнтер Биллинг, оберефрейтор Вильгельм Шмидт и унтер–офицер Манфред Пернасс, принадлежали к одной из диверсионных групп Отто Скорцени, задействованных в операции "Гриф".



18 декабря их джип был остановлен военной полицией ВС США. Не зная пароля дня, они были задержаны. В автомобиле были обнаружены новенькие 100–долларовые купюры, стрелковое оружие союзников, несколько взрывных устройств, ручные гранаты, немецкая радиостанция. Задержанные имели документы рядовых первого класса Чарльза Лоуренса, Джорджа Сенсенбаха и Клеренса ван дер Верта.

Их показания дали американской контрразведке очень ценные сведения о операции "Гриф", и спасли генерала Эйзенхауэра от смерти или встречи с руководством Третьего рейха.

23 декабря 1944 года трое десантников были расстреляны.




Несколькими днями ранее:

На рассвете 16 декабря 1944 года на передовые позиции войск союзников внезапно обрушился мощнейший танковый удар немцев, смяв их, и вызвав беспорядочное отступление на фронте протяженностью в сотни километров. Погодные условия не давали возможности авиации подняться с аэродромов, лишив поддержки с воздуха отступающие наземные войска. Так началась Арденнская операция "Die Wacht am Rhein" (Стража на Рейне) — наступательная операция немецких войск с целью кардинального изменение стратегической обстановки на Западном фронте — разгрома сил союзников в Бельгии и Нидерландах, что в результате высвободит силы немцев для переброски на Восточный фронт.

Одним из элементов основной операции стала операция "Гриф", основной целью которой являлся захват Верховного главнокомандующего экспедиционными силами союзников генерала Дуайта Эйзенхауэра. Кроме того, несколько сотен немецких военнослужащих, владеющих английским языком, переодетые в униформу войск союзников, с их оружием и техникой, влились в поток отступающих войск союзников, и вызывали их дополнительную дезорганизацию.

Они отдавали частям противника ложные приказы, фальшивые регулировщики на дорогах указывали выгодные для наступающих немцев направления, ведущие в ловушки, нарушали телефонную связь, уничтожали и меняли дорожные указатели, перекрывали дороги, минировали железнодорожные пути и шоссейные дороги, взрывали склады боеприпасов и горюче–смазочных материалов.

Контрразведка, вскрывшая планы операции, работала теперь с огромным напряжением. Усиленные наряды и патрули военной полиции задерживали каждую подозрительную автомашину, каждого связного на мотоцикле, всех подозрительных лиц, независимо от звания.

С поднятыми вверх руками задержанные должны были быстро и четко отвечать на самые неожиданные вопросы, даже зная пароль и имея соответствующие документы. Была разработана серия контрольных вопросов, на которые мог ответить только "настоящий американец". Кроме того всем задержанным предлагалось произнести слово "wreath" (венок, венец).

Американский офицер, надевший немецкие сапоги, провел несколько дней в одиночной камере, а американский генерал Брус Кларк был высмеян, когда при своем задержании сообщил, кем является в действительности. Арестованы были также и сотни британцев, не знавших зачастую ответов на вопросы для основной целевой аудитории.

Эйзенхауер, по настоянию контрразведки, был вынужден покинуть виллу в Сен–Жермен и переместился в укрепленный командный пункт. Кроме того, контрразведчики без его уведомления, подготовили для диверсантов Скорнцени ловушку. Был найден двойник Эзенхауера — подполковник Болдуин Смит, который был поразительно похож на своего главнокомандующего.

Ему было предписано ежедневно выезжать из виллы Сен–Жермен на служебном автомобиле Эйзенхауера, а к вечеру возвращаться обратно. Смит, сидящий на заднем сиденье, усмехался всем, кто его приветствовал, но ожидал каждую секунду взрыва гранаты или автоматной очереди.

И это случилось — автомобиль попал в огневую засаду Отто Скорцени, который в свете невероятной активности контрразведки, уяснил невозможность похищения главнокомандующего, выбрав его физическое устранение Подполковник Смит и все, кто с ним были в автомобиле, погибли.

Скорцени, вернувшись в Германию, доложил о гибели Эйзенхауера, заслужив поощрение фюрера. Был ли награжден посмертно подполковник Смит — неизвестно. Основные усилия немцев в этом направлении были свернуты. В ходе операции "Гриф", немцы часть потеряли более двух третей личного состава, направленных для проведения спец. операций.

Стратегическая операция "Стража на Рейне" была очень успешной для германских войск. Потери, понесенные союзниками, были катастрофическими. Спасла отступающие в панике войска союзников, как это ни удивительно, Красная армия. 12 января началось далеко не случайное мощное советское наступление в Польше. Немцы были вынуждены перебросить войска из Бельгии на Восточный фронт, ослабив натиск, а затем и перейдя к обороне, что и спасло силы союзников от разгрома.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

6
Другие новости

Оставить комментарий

aboltus
aboltus Добавил(а) :
16 мая 2013 12:25 #
ПивоРыбка
Расстрел военнопленных является военным преступлением. Или на амеров это не распространяется?
Расстрел военнопленных является военным преступлением. Или на амеров это не распространяется?
AlF
AlF Добавил(а) :
16 мая 2013 12:58 #
ПивоРыбка
Написал(а) aboltus Сегодня, 12:25
Расстрел военнопленных является военным преступлением. Или на амеров это не распространяется?

Расстрел шпионов является общепринятой практикой
Написал(а) aboltus Сегодня, 12:25
Расстрел военнопленных является военным преступлением. Или на амеров это не распространяется?
Расстрел шпионов является общепринятой практикой

показать все комментарии (8)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!