Космос в цифрах: россияне бьют рекорды

Бутылки с записками по волнам пускать уже не модно, мы теперь пуляем ими в космос.
Японцы дают возможность любому желающему отправить свое фото, имя или сообщение не более чем из 20 символов, к астероиду 1999 JU3. Откровения землян будут записаны на специальный чип и покинут планету вместе с зондом «Хаябуса-2» в 2014 году...

В 2018 он должен достичь поверхности астероида. Если мимо будут пролетать инопланетяне, то, вероятно, смогут прочесть космические смс. За четыре дня предвосхищаю День космонавтики этим постом.

Так выглядело первое послание космическим братьям по разуму, запущенное 2 марта 1972 года.
На пластинке выгравированы силуэты мужчины и женщины на фоне корабля «Пионер», а также Солнечная система

Человечество вырвалось за пределы Земли всего полвека назад. Первый космический полет длился лишь 108 минут,
за это время Юрий Гагарин на корабле «Восток», стартовавшем с космодрома Байконур 12 апреля 1961 года,
выполнил один оборот вокруг нашей планеты и благополучно приземлился в Саратовской области.
За следующие несколько десятилетий мы несколько продвинулись в освоении космоса. Рассмотрим космические рекорды в цифрах.

Старт первого в истории человечества пилотируемого корабля «Восток».

Самый длительный полет в истории совершил российский космонавт Валерий Поляков в 1995 году.
Продолжительность его составила 437 суток 17 часов 58 минут.
То есть Поляков провел в космосе примерно в 7000 раз больше времени, чем Юрий Гагарин.

Валерий Поляков

Рекорд пребывания на орбите за несколько полетов был дважды побит Сергеем Авдеевым (за три полета 747 суток 14 час 12 мин)
и Сергеем Крикалевым (к 2005 году он пробыл на орбите 803 суток 09 часов 39 минут 09 секунд.).
Как вы думаете, каково это, долгие месяцы питаться из тюбиков и пользоваться космическим туалетом?

18 марта 1965 года советский космонавт Алексей Леонов совершил первый в истории выход в открытый космос.
Общее время выхода составило 23 минуты 41 секунду, из них 12 минут 9 секунд – непосредственно вне корабля.
Я сразу вспоминаю мой любимый фантастический фильм – «Космическую одиссею 2001 года» Стенли Кубрика.
Из-за помешавшегося бортового компьютера главный герой чуть было не остался в открытом космосе.

Первый человек в открытом космосе

По иронии судьбы, именно в 2001 году, 11 марта, американка Сьюзен Хелмс и ее напарник Джеймс Восс пробыли
в открытом космосе дольше всех - 8 часов 56 минут.

Сьюзен Хелмс

Зато по количеству выходов в открытый космос мы США все-таки опередили! Анатолий Соловьев сделал ЭТО 16 раз
и пробыл ТАМ более 78 часов в общей сложности.

Анатолий Соловьев

Всего же земляне уже более 240 раз выходили в открытый космос. С двухтысячного года на орбите постоянно работает Международная
космическая станция. Еще в 2010 году МКС побила рекорд проработавшей около 10 лет станции «Мир» по длительности непрерывного
пребывания человека на борту. Именно на МКС сегодня и ставится большинство космических рекордов.

МКС

В прошлом году Роскосмос и НАСА утвердили решение о совместном эксперименте.
Российский космонавт Михаил Корниенко и американский Скотт Келли отправятся на МКС в 2015 году и проведут там безвылазно целый год.
Результаты эксперимента помогут в подготовке будущей экспедиции на Марс.

Роль России в освоении космоса трудно переоценить: мы до сих пор остаемся главной космической державой, но так получилось,
что один из главных символов космической эры – космодром Байконур – после развала СССР нам уже не принадлежит,
это территория Казахстана. А ведь именно с Байконура мы запустили первый спутник, оттуда полетел в космос Юрий Гагарин.
И сегодня большая часть наших запусков (то есть львиная доля вообще всех мировых) осуществляется с этой площадки.

Запуск российской ракеты «Протон-М» с космодрома Байконур.
Но для того чтобы беспрепятственно пользоваться этими воротами, нам теперь приходится платить аренду – 115 млн долларов в год,
плюс еще 50 – на инфраструктуру города. Не самая неподъемная, в общем-то, сумма, вот только казахи порой показывают норов.
То согласуют лишь часть запланированных запусков, а то и вовсе пугают тем, что выдворят Россию с космодрома.
Приходится подключать тяжелую артиллерию дипломатию. В конце марта заседала специальная межправительственная комиссия
по вопросам Байконура. Россию представлял первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов. Вот он, в центре:

И Шувалов договорился: мы остаемся на Байконуре, а в течение года наши страны разработают новый договор о совместном
использовании космодрома. Кроме того, Шувалов согласовал график запусков ракет на год. Печально, конечно, что космодром,
имеющий историческое значение для всей мировой космонавтики, сейчас находится на территории другой страны,
но в конечном итоге и это не так уж важно: из истории достижения наших соотечественников уже не вычеркнешь.
Первое место в книге космических рекордов остается за нами. А высадку американцев на Луну все-таки Стенли Кубрик снял!