Факты о русских дорогах
Русская дорога, неоднократно воспетая в классической литературе, сопровождала идущих на поле брани воинов и следующих к своему последнему ночлегу арестантов. От нее зависела доставка важного сообщения, способного изменить чьи-то жизни, и благостность восприятия России иноземными путешественниками. Она, похоже, всегда была, есть и будет одной из русских бед.
Первые дороги. На Руси долгое время было хорошо развито передвижение по воде. Это и не случайно: огромное количество озер и рек давало возможность организовать качественную перевозку пассажиров и грузов. Точную дату появления первого дорожного пути сегодня уже никто не скажет, ориентировочно это были VI–IX века. Дорога протяженностью 220 верст начиналась в Суздале и заканчивалась у Москвы-реки. В XII–XIII веках Владимир Мономах продлил ее до Киева. Дорога имела огромное значение для Руси. Однако с 1238 года ее значимость «оценил» и Батый, который беспроблемно транспортировал богатства русской земли в Орду. Только в XVII веке началось строительство дорог от Москвы. Они расходились, как лучи солнца, во все направления и соединяли столицу с другими городами. Позднее аналогичный принцип был использован и при строительстве дорог от других крупных городов.
Вечные «ямы». Дорожная сеть к XVI веку разрослась настолько, что встала острая необходимость в создании органов, способных ее контролировать. В 1516 году был основан Ямской приказ – главный орган госконтроля над грузоперевозками вплоть до 1730 года. В ведении приказа находились и почтовые отправления. К концу XVI века было обустроено порядка 300 ямских дворов, или «ямов», на которых, не покладая рук, трудились ямщики. Большинство путешественников XVI–XVII веков отмечали, что, несмотря на отсутствие дорог, особенно весной, осенью и зимой, ямская служба была организована прекрасно. Так, корреспонденцию из Москвы в Новгород ямщики доставляли за неделю, а в Архангельск – за 10 дней. В день по хорошей дороге ямщики проделывали путь в 100 верст (чуть более 100 километров). Ямщиков уже давно нет, а вот ямы, похоже, остались.
Коломенская верста. По всему протяжению дорог устанавливали верстовые столбы. На них обозначали расстояние, которое предстоит проделать путнику до ближайшего места «дозаправки»: населенного пункта или станции, где можно переночевать, сменить лошадей и пополнить запасы еды. В XVII веке царь Алексей Михайлович повелел перемерить расстояние между Москвой и своей летней резиденцией, которая располагалась в селе Коломенское. В качестве «разметки» были использованы очень длинные столбы. Отсюда и возник фразеологизм «верста коломенская» – так называют очень высоких людей худощавого телосложения.
Сибирский тракт и московское шоссе. Грунтовые дороги с бревенчатыми настилами появились только при Петре I в 1705 году, что уж говорить о мощеном пути! Только в 1820 году по мощеной щебнем дороге смог проехать первый дилижанс, а спустя 4 года дорогу назвали Московским шоссе. Одной же из самых протяженных дорог в мире становится Сибирский тракт. Он пролегает практически по всей территории России. Ежегодно по нему проходило более 20 тысяч странников и 18 тысяч арестантов, а также транспортировалось более 50 тысяч тонн груза. Кстати, о заключенных: если кто-то из них во время пути сбегал, его место занимал первый попавшийся на дороге мужик, так сказать, для «полного комплекта», поэтому крестьяне старались не ездить по Сибирскому тракту.
Ширина, разметка и светофор. В 1817 году Александр Первый утвердил правила устройства дорог. При ширине в 60 метров 20 метров отдавалось под проезжую часть, при этом на всем ее протяжении делали канавы. Царь повелел организовывать и придорожные аллеи, обязав крестьян посадить березы. На некоторых участках дорог, к слову, еще оставались так называемые «екатерининские» березы. Царица велела высаживать деревья, чтобы путники не сбивались с пути во время снега и непогоды. Кстати, первые дорожные налоги ввел еще Ярослав Мудрый. А вот о светофорах на Руси так никто и не услышал. Это чудо техники было впервые установлено в Ленинграде в середине января 1930 года на перекрестке Литейного и Невского проспектов. В Москве первый светофор появился на год позже.
Разбойники с большой дороги. О селе Поймы в Пензенской губернии лучше было знать, потому что неосведомленный человек легко попадал в неприятную историю, которая к тому же могла закончиться для него весьма плачевно. Большое село располагалось на Сибирском тракте, его жители были крепостными графа Шереметьева. О селе говорили как о месте, в котором «пошаливают», то есть грабят и убивают проезжающих. Нередко в преступлении участвовали и ямщики, которые специально завозили путников в село. Обычно жертвами становились путешественники-одиночки. Хозяин двора сначала душил гостя, а затем вместе с подельниками относил тело в один из овинов, который поджигали. Кстати, жители села никак не реагировали на пожар, а продолжали спокойно почивать в своих кроватках. Они знали, что стало причиной пожара, и готовились на следующий день к празднику, который организовывал хозяин двора. Кости же сгоревшего зарывали, и таким образом человек исчезал без следа.
Скатертью дороги. Что может быть чище и ровнее, чем превосходная холщовая или тем более шелковая скатерть? Именно такого пути и желали наши предки от всей души своим дорогим гостям, ведь, как известно, дороги не отличались ни особенной гладкостью, ни тем более чистотой. Сегодня «Скатертью дорога!» имеет противоположный смысл, что-то вроде «Проваливай отсюда, да поскорее». Почему так произошло, неизвестно. Может, гости стали не такими дорогими, может, хозяева не столь гостеприимными. Что-то точно изменилось. Неизменной осталась только русская дорога.
Первые дороги. На Руси долгое время было хорошо развито передвижение по воде. Это и не случайно: огромное количество озер и рек давало возможность организовать качественную перевозку пассажиров и грузов. Точную дату появления первого дорожного пути сегодня уже никто не скажет, ориентировочно это были VI–IX века. Дорога протяженностью 220 верст начиналась в Суздале и заканчивалась у Москвы-реки. В XII–XIII веках Владимир Мономах продлил ее до Киева. Дорога имела огромное значение для Руси. Однако с 1238 года ее значимость «оценил» и Батый, который беспроблемно транспортировал богатства русской земли в Орду. Только в XVII веке началось строительство дорог от Москвы. Они расходились, как лучи солнца, во все направления и соединяли столицу с другими городами. Позднее аналогичный принцип был использован и при строительстве дорог от других крупных городов.
Вечные «ямы». Дорожная сеть к XVI веку разрослась настолько, что встала острая необходимость в создании органов, способных ее контролировать. В 1516 году был основан Ямской приказ – главный орган госконтроля над грузоперевозками вплоть до 1730 года. В ведении приказа находились и почтовые отправления. К концу XVI века было обустроено порядка 300 ямских дворов, или «ямов», на которых, не покладая рук, трудились ямщики. Большинство путешественников XVI–XVII веков отмечали, что, несмотря на отсутствие дорог, особенно весной, осенью и зимой, ямская служба была организована прекрасно. Так, корреспонденцию из Москвы в Новгород ямщики доставляли за неделю, а в Архангельск – за 10 дней. В день по хорошей дороге ямщики проделывали путь в 100 верст (чуть более 100 километров). Ямщиков уже давно нет, а вот ямы, похоже, остались.
Коломенская верста. По всему протяжению дорог устанавливали верстовые столбы. На них обозначали расстояние, которое предстоит проделать путнику до ближайшего места «дозаправки»: населенного пункта или станции, где можно переночевать, сменить лошадей и пополнить запасы еды. В XVII веке царь Алексей Михайлович повелел перемерить расстояние между Москвой и своей летней резиденцией, которая располагалась в селе Коломенское. В качестве «разметки» были использованы очень длинные столбы. Отсюда и возник фразеологизм «верста коломенская» – так называют очень высоких людей худощавого телосложения.
Сибирский тракт и московское шоссе. Грунтовые дороги с бревенчатыми настилами появились только при Петре I в 1705 году, что уж говорить о мощеном пути! Только в 1820 году по мощеной щебнем дороге смог проехать первый дилижанс, а спустя 4 года дорогу назвали Московским шоссе. Одной же из самых протяженных дорог в мире становится Сибирский тракт. Он пролегает практически по всей территории России. Ежегодно по нему проходило более 20 тысяч странников и 18 тысяч арестантов, а также транспортировалось более 50 тысяч тонн груза. Кстати, о заключенных: если кто-то из них во время пути сбегал, его место занимал первый попавшийся на дороге мужик, так сказать, для «полного комплекта», поэтому крестьяне старались не ездить по Сибирскому тракту.
Ширина, разметка и светофор. В 1817 году Александр Первый утвердил правила устройства дорог. При ширине в 60 метров 20 метров отдавалось под проезжую часть, при этом на всем ее протяжении делали канавы. Царь повелел организовывать и придорожные аллеи, обязав крестьян посадить березы. На некоторых участках дорог, к слову, еще оставались так называемые «екатерининские» березы. Царица велела высаживать деревья, чтобы путники не сбивались с пути во время снега и непогоды. Кстати, первые дорожные налоги ввел еще Ярослав Мудрый. А вот о светофорах на Руси так никто и не услышал. Это чудо техники было впервые установлено в Ленинграде в середине января 1930 года на перекрестке Литейного и Невского проспектов. В Москве первый светофор появился на год позже.
Разбойники с большой дороги. О селе Поймы в Пензенской губернии лучше было знать, потому что неосведомленный человек легко попадал в неприятную историю, которая к тому же могла закончиться для него весьма плачевно. Большое село располагалось на Сибирском тракте, его жители были крепостными графа Шереметьева. О селе говорили как о месте, в котором «пошаливают», то есть грабят и убивают проезжающих. Нередко в преступлении участвовали и ямщики, которые специально завозили путников в село. Обычно жертвами становились путешественники-одиночки. Хозяин двора сначала душил гостя, а затем вместе с подельниками относил тело в один из овинов, который поджигали. Кстати, жители села никак не реагировали на пожар, а продолжали спокойно почивать в своих кроватках. Они знали, что стало причиной пожара, и готовились на следующий день к празднику, который организовывал хозяин двора. Кости же сгоревшего зарывали, и таким образом человек исчезал без следа.
Скатертью дороги. Что может быть чище и ровнее, чем превосходная холщовая или тем более шелковая скатерть? Именно такого пути и желали наши предки от всей души своим дорогим гостям, ведь, как известно, дороги не отличались ни особенной гладкостью, ни тем более чистотой. Сегодня «Скатертью дорога!» имеет противоположный смысл, что-то вроде «Проваливай отсюда, да поскорее». Почему так произошло, неизвестно. Может, гости стали не такими дорогими, может, хозяева не столь гостеприимными. Что-то точно изменилось. Неизменной осталась только русская дорога.
Метки: Пенза
2
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (4)
Написать комментарий: