В Екатеринбурге создали робота-лектора
У преподавателей ВУЗов появился конкурент.
Идея создания робота-лектора принадлежит Сергею Синякову – выпускнику института фундаментального образования, кафедры информационных систем и технологий Уральского федерального университета. Мысль сделать робота, который смог бы частично или полностью заменить функции преподавателя, возникла однажды на парах, и в итоге переросла в масштабный дипломный проект.
«Существует множество различных роботов-андроидов (особенно в Японии), которые умеют общаться, воспроизводить любой текст, симулировать мимику… В России таких роботов очень мало, в основном – это разработки таких же, как и я, любителей. Но, на мой взгляд, мой робот-лектор уникален. Программное обеспечение, внешний вид, «начинка», – всё сделано с нуля своими руками», – рассказывает Сергей.
По его словам, с материальной точки зрения создание робота обошлось не так уж и дорого: на всё про всё ушло примерно 6 тысяч рублей. Самыми дорогостоящими элементами оказались серво-двигатели, которые приводят в движение голову. Другое дело – программные разработки. На их создание и доведение до совершенства было потрачено полгода времени и множество нервов.
Самым трудным в этой работе оказалось программирование. Многое нужно было изучить, разработать заново. Сергей создал алгоритм взаимодействия читаемого текста с сопровождаемой его мимикой. Как признаётся создатель, разработать корпус робота и все механические элементы было нетрудно: он придумывал детали в голове, не используя чертежей.
Внешняя оболочка робота-лектора не отличается сложностью, хотя есть несколько интересных элементов: «лицо» с глазами, ртом и бровями, которыми он, кстати, может шевелить. Помимо этого робот оснащён гальванометром. Его стрелка колеблется в такт голосу.
Робот способен поворачивать голову в разные стороны и кивать. Но даже такой простой облик он получил не сразу. К примеру, изначально корпус головы представлял собой старый маленький телевизор. Потом было решено придать ему более приглядный и эстетичный вид. Несколько раз создатели переделывали механизм поворота и наклона головы.
Для того, чтобы робот делал какие-то «телодвижения», нужны специальные символы, которые помогают ему понять, что нужно делать: мотать головой, говорить или шевелить бровями. Но всё же главная функция этого «железного человека» - возможность тестировать студентов. Для того, чтобы робот провел экзамен, в него загружают вопросы с тремя вариантами ответа. Каждому варианту соответствует одна из трех кнопок. Если студент верно отвечает на вопрос, робот-преподаватель похвалит: «Правильный ответ, молодец». Если неверно — скажет: «Неправильный ответ, плохо».
Будущее робота пока туманно. Несмотря на то, что его выставляли на Иннопроме в прошлом году, он привлёк внимание лишь посетителей-детей. Представители бизнеса отнеслись к этому изобретению прохладно.
«В нашей стране, я думаю, бизнесу рановато этим интересоваться. Роботы у нас непопулярны. Возможно, мой робот положит начало этому. Это было бы очень круто! Купить его на Иннопроме никто не пытался. Интересовались изобретением в основном дети, для них это – большая игрушка. Хотя взрослые тоже издалека поглядывали. Многие фотографировались, расспрашивали. Возможно, стереотип игрушки отталкивает взрослых людей от бизнес-идей с роботом. А жаль…», – говорит Сергей.
Сейчас робот живёт в лаборатории «Робототехника и АСУТП» кафедры информационных систем и технологий Уральского федерального университета. И в этом году уже другой студент будет защищать по нему диплом. На данный момент он умеет уже намного больше: может разговаривать с человеком и отвечать на незамысловатые вопросы. Всё это стало возможным благодаря выходу в Интернет. Робот с помощью специальных программ распознаёт смысл вопроса и выдает ответ.
В перспективе – оснастить робота камерой, чтобы он узнавал студентов, определял, кто с ним общается, проверял, например, пишут ли в аудитории или отвлекаются.
«Также планируем разработать голосовой распознаватель, чтобы он определял собеседника по голосу. Дальше уже можно проводить эксперименты и наделять его интеллектом», – рассказывает инженер лаборатории «Робототехника и АСУТП» кафедры информационных систем и технологий Роман Николаевич Климов.
Что ж! Пожелаем удачи и творческих успехов екатеринбуржским изобретателям!
Идея создания робота-лектора принадлежит Сергею Синякову – выпускнику института фундаментального образования, кафедры информационных систем и технологий Уральского федерального университета. Мысль сделать робота, который смог бы частично или полностью заменить функции преподавателя, возникла однажды на парах, и в итоге переросла в масштабный дипломный проект.
«Существует множество различных роботов-андроидов (особенно в Японии), которые умеют общаться, воспроизводить любой текст, симулировать мимику… В России таких роботов очень мало, в основном – это разработки таких же, как и я, любителей. Но, на мой взгляд, мой робот-лектор уникален. Программное обеспечение, внешний вид, «начинка», – всё сделано с нуля своими руками», – рассказывает Сергей.
По его словам, с материальной точки зрения создание робота обошлось не так уж и дорого: на всё про всё ушло примерно 6 тысяч рублей. Самыми дорогостоящими элементами оказались серво-двигатели, которые приводят в движение голову. Другое дело – программные разработки. На их создание и доведение до совершенства было потрачено полгода времени и множество нервов.
Самым трудным в этой работе оказалось программирование. Многое нужно было изучить, разработать заново. Сергей создал алгоритм взаимодействия читаемого текста с сопровождаемой его мимикой. Как признаётся создатель, разработать корпус робота и все механические элементы было нетрудно: он придумывал детали в голове, не используя чертежей.
Внешняя оболочка робота-лектора не отличается сложностью, хотя есть несколько интересных элементов: «лицо» с глазами, ртом и бровями, которыми он, кстати, может шевелить. Помимо этого робот оснащён гальванометром. Его стрелка колеблется в такт голосу.
Робот способен поворачивать голову в разные стороны и кивать. Но даже такой простой облик он получил не сразу. К примеру, изначально корпус головы представлял собой старый маленький телевизор. Потом было решено придать ему более приглядный и эстетичный вид. Несколько раз создатели переделывали механизм поворота и наклона головы.
Для того, чтобы робот делал какие-то «телодвижения», нужны специальные символы, которые помогают ему понять, что нужно делать: мотать головой, говорить или шевелить бровями. Но всё же главная функция этого «железного человека» - возможность тестировать студентов. Для того, чтобы робот провел экзамен, в него загружают вопросы с тремя вариантами ответа. Каждому варианту соответствует одна из трех кнопок. Если студент верно отвечает на вопрос, робот-преподаватель похвалит: «Правильный ответ, молодец». Если неверно — скажет: «Неправильный ответ, плохо».
Будущее робота пока туманно. Несмотря на то, что его выставляли на Иннопроме в прошлом году, он привлёк внимание лишь посетителей-детей. Представители бизнеса отнеслись к этому изобретению прохладно.
«В нашей стране, я думаю, бизнесу рановато этим интересоваться. Роботы у нас непопулярны. Возможно, мой робот положит начало этому. Это было бы очень круто! Купить его на Иннопроме никто не пытался. Интересовались изобретением в основном дети, для них это – большая игрушка. Хотя взрослые тоже издалека поглядывали. Многие фотографировались, расспрашивали. Возможно, стереотип игрушки отталкивает взрослых людей от бизнес-идей с роботом. А жаль…», – говорит Сергей.
Сейчас робот живёт в лаборатории «Робототехника и АСУТП» кафедры информационных систем и технологий Уральского федерального университета. И в этом году уже другой студент будет защищать по нему диплом. На данный момент он умеет уже намного больше: может разговаривать с человеком и отвечать на незамысловатые вопросы. Всё это стало возможным благодаря выходу в Интернет. Робот с помощью специальных программ распознаёт смысл вопроса и выдает ответ.
В перспективе – оснастить робота камерой, чтобы он узнавал студентов, определял, кто с ним общается, проверял, например, пишут ли в аудитории или отвлекаются.
«Также планируем разработать голосовой распознаватель, чтобы он определял собеседника по голосу. Дальше уже можно проводить эксперименты и наделять его интеллектом», – рассказывает инженер лаборатории «Робототехника и АСУТП» кафедры информационных систем и технологий Роман Николаевич Климов.
Что ж! Пожелаем удачи и творческих успехов екатеринбуржским изобретателям!
Метки: Екатеринбург
4
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (9)
Написать комментарий: