Образ женщины в советской фотоклассике

Небольшой рассказ о фото-образе советской женщины. Здесь можно выделить два больших исторических периода: героический и лирический.
Первый продолжался до середины 1950-х гг. Мейнстримом в советском фотоискусстве был монументально-героический образ советской женщины – активной строительницы коммунизма: спортсменки, комсомолки, ударницы или даже воина.
Наиболее ярко дух этого направления передаёт знаменитое фото Ивана Шагина «Парад физкультурников на Красной площади» 1936 г.:





Шагин вообще создал целую галерею героических образов современниц.
Вот его снимок 1933 г. «Метания копья» с почти античной натурой:




Работа «Физкультурники» 1933 г. пышет здоровьем и откровенной сексуальностью:




А вот счастливая колхозница в работе «Новый урожай» того же 1933 года:




«Рабочий перерыв» Шагина 1933 г.:




«Иконой» советского фотоискусства стал образ Лили Брик на снимке Родченко для рекламного плаката «Покупайте книги Ленгиза»:




Сам плакат, который интерпретируется и в наши дни:




Помимо мейнстрима, в 1920-е гг. в СССР был и другой взгляд на женщину, например работы пикторалистов.
Один из серии снимков «ню» Александра Гринберга, 1920-е:




Однако к началу 30-х это направление было задавлено и ушло в подполье, несмотря на то, что в живописи подобное изображение женщин оставалось частью мейнстрима весь сталинский период.
В многонациональном СССР фотоклассики не забывали и про «освобождённых женщин Востока».
Наиболее замечательную работу в этой области представляет снимок Альперта «Джигитка» 1936 г.:




Казахская трактористка (автор и год неизвестны):




По мере приближения войны советские женщины на фотографиях всё чаще предстают в военной форме.
«Сталин на совещании жен командиров», Шагин, 1936:




«Ворошиловские стрелки в гостях у наркома обороны», Шагин, 1936:




Образ советской женщины в суровые годы войны – отдельная большая тема. Приведём здесь лишь один снимок Грачёва «Для фронта» 1942 г.:




В период «оттепели» акценты советского фотоискусства поменялись, женский образ стал гораздо более лирическим, индивидуальным и многогранным, хотя фотографы всё равно продолжали воспевать женщину-труженицу, идущую в ногу с прогрессом.
Вот несколько характерных снимков из журнала «Советское фото».
У доски:




Молдавия:




Комсомольская ударная стройка:




«Лаборантка», 1962:




1960-е:




«Грустный мотив», Баскаков, 1976:

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

35
Другие новости

Оставить комментарий

vladi
vladi Добавил(а) :
13 марта 2013 12:13 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовКоньяк за первую публикацию
Лучше воспевать женщину-труженицу, чем гламурную суку.
Лучше воспевать женщину-труженицу, чем гламурную суку.
Мархинина
Мархинина Добавил(а) :
13 марта 2013 12:32 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикУважухаУчастница конкурса Мисс ЕкабуЗонтик - 3000 комментовКорона - репутация +100Pacman-буквоед
а что- хорошие фото!
а что- хорошие фото!

показать все комментарии (21)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!