Образ женщины в советской фотоклассике
Небольшой рассказ о фото-образе советской женщины. Здесь можно выделить два больших исторических периода: героический и лирический.
Первый продолжался до середины 1950-х гг. Мейнстримом в советском фотоискусстве был монументально-героический образ советской женщины – активной строительницы коммунизма: спортсменки, комсомолки, ударницы или даже воина.
Наиболее ярко дух этого направления передаёт знаменитое фото Ивана Шагина «Парад физкультурников на Красной площади» 1936 г.:
Шагин вообще создал целую галерею героических образов современниц.
Вот его снимок 1933 г. «Метания копья» с почти античной натурой:
Работа «Физкультурники» 1933 г. пышет здоровьем и откровенной сексуальностью:
А вот счастливая колхозница в работе «Новый урожай» того же 1933 года:
«Рабочий перерыв» Шагина 1933 г.:
«Иконой» советского фотоискусства стал образ Лили Брик на снимке Родченко для рекламного плаката «Покупайте книги Ленгиза»:
Сам плакат, который интерпретируется и в наши дни:
Помимо мейнстрима, в 1920-е гг. в СССР был и другой взгляд на женщину, например работы пикторалистов.
Один из серии снимков «ню» Александра Гринберга, 1920-е:
Однако к началу 30-х это направление было задавлено и ушло в подполье, несмотря на то, что в живописи подобное изображение женщин оставалось частью мейнстрима весь сталинский период.
В многонациональном СССР фотоклассики не забывали и про «освобождённых женщин Востока».
Наиболее замечательную работу в этой области представляет снимок Альперта «Джигитка» 1936 г.:
Казахская трактористка (автор и год неизвестны):
По мере приближения войны советские женщины на фотографиях всё чаще предстают в военной форме.
«Сталин на совещании жен командиров», Шагин, 1936:
«Ворошиловские стрелки в гостях у наркома обороны», Шагин, 1936:
Образ советской женщины в суровые годы войны – отдельная большая тема. Приведём здесь лишь один снимок Грачёва «Для фронта» 1942 г.:
В период «оттепели» акценты советского фотоискусства поменялись, женский образ стал гораздо более лирическим, индивидуальным и многогранным, хотя фотографы всё равно продолжали воспевать женщину-труженицу, идущую в ногу с прогрессом.
Вот несколько характерных снимков из журнала «Советское фото».
У доски:
Молдавия:
Комсомольская ударная стройка:
«Лаборантка», 1962:
1960-е:
«Грустный мотив», Баскаков, 1976:
Первый продолжался до середины 1950-х гг. Мейнстримом в советском фотоискусстве был монументально-героический образ советской женщины – активной строительницы коммунизма: спортсменки, комсомолки, ударницы или даже воина.
Наиболее ярко дух этого направления передаёт знаменитое фото Ивана Шагина «Парад физкультурников на Красной площади» 1936 г.:
Шагин вообще создал целую галерею героических образов современниц.
Вот его снимок 1933 г. «Метания копья» с почти античной натурой:
Работа «Физкультурники» 1933 г. пышет здоровьем и откровенной сексуальностью:
А вот счастливая колхозница в работе «Новый урожай» того же 1933 года:
«Рабочий перерыв» Шагина 1933 г.:
«Иконой» советского фотоискусства стал образ Лили Брик на снимке Родченко для рекламного плаката «Покупайте книги Ленгиза»:
Сам плакат, который интерпретируется и в наши дни:
Помимо мейнстрима, в 1920-е гг. в СССР был и другой взгляд на женщину, например работы пикторалистов.
Один из серии снимков «ню» Александра Гринберга, 1920-е:
Однако к началу 30-х это направление было задавлено и ушло в подполье, несмотря на то, что в живописи подобное изображение женщин оставалось частью мейнстрима весь сталинский период.
В многонациональном СССР фотоклассики не забывали и про «освобождённых женщин Востока».
Наиболее замечательную работу в этой области представляет снимок Альперта «Джигитка» 1936 г.:
Казахская трактористка (автор и год неизвестны):
По мере приближения войны советские женщины на фотографиях всё чаще предстают в военной форме.
«Сталин на совещании жен командиров», Шагин, 1936:
«Ворошиловские стрелки в гостях у наркома обороны», Шагин, 1936:
Образ советской женщины в суровые годы войны – отдельная большая тема. Приведём здесь лишь один снимок Грачёва «Для фронта» 1942 г.:
В период «оттепели» акценты советского фотоискусства поменялись, женский образ стал гораздо более лирическим, индивидуальным и многогранным, хотя фотографы всё равно продолжали воспевать женщину-труженицу, идущую в ногу с прогрессом.
Вот несколько характерных снимков из журнала «Советское фото».
У доски:
Молдавия:
Комсомольская ударная стройка:
«Лаборантка», 1962:
1960-е:
«Грустный мотив», Баскаков, 1976:
35
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (21)
Написать комментарий: