Авиакатастрофы в Кольцово

Сейчас екатеринбургский аэропорт Кольцово – один из самых безопасных в России. Он почти не имеет ограничений по приему воздушных судов, здесь каждую неделю садится даже один из самых больших самолетов в мире – Boeing-747. Но так, к сожалению, было не всегда. В истории аэропорта много печальных историй, о некоторых из которых мы хотим рассказать.

Деревянная ракета Бахчиванджи


Военный аэродром на месте сегодняшнего Кольцово был создан еще в 30-х годах, но стал известен только во время войны. Именно здесь в 1941 г. после эвакуации конструкторы работали над созданием первого ракетного истребителя БИ-1. Революционная на тот момент технология давалась очень нелегко – ракетное топливо заканчивалось очень быстро, при этом самолет не успевал развить большую скорость, которую от него требовали. Кроме того, он был очень небольшим, конструкция, по сути, была деревянной (за что БИ-1 и получил прозвище «деревянная ракета»). В 1942 г. испытывать БИ-1 в Кольцово прибыл летчик-истребитель Григорий Бахчиванджи.

Ему было поручено проводить летные испытания самолета. Шесть полетов прошли успешно, и 27 марта 1943 г. ему было дано задание – набрать максимальную скорость. И он с заданием справился – первый советский ракетный истребитель набрал небывалую по тем временам скорость – 800-1000 км/ч. После чего закончилось топливо, и воздушное судно вошло в пике. Бахчиванджи погиб, а работы по проекту были свернуты, все произведенные к тому моменту самолеты этого типа были уничтожены.

Имя легендарного летчика теперь носит привокзальная площадь аэропорта, а БИ-1 можно увидеть на стеле при въезде в Кольцово.

Ватага Василия Сталина


Эту историю часто вспоминали в связи с гибелью в авиакатастрофе под Ярославлем в 2011 г. хоккейной команды «Локомотив». Страшный случай почти в точности повторился спустя 61 год после падения самолета Ли-2 (он же модифицированный Douglas DC-3) под Свердловском. Тогда на борту находилась почти в полном составе хоккейная команда ВВС.

Сами спортсмены часто придумывали расшифровки для аббревиатуры команды – от «Все Великие Спортсмены» до «Ватага Василия Сталина» (сын вождя народов патронировал команду и даже сумел сделать так, что о катастрофе Иосиф Сталин не узнал). 5 января 1950 г. команда должна была лететь в Челябинск – играть с местной командой «Дзержинец» (ныне «Трактор»).

Погодные условия в тот день были сложными – из-за сильного снегопада и ветра аэропорт Челябинска был закрыт, и самолет с командой направили в Свердловск, аэродром которого позволял принимать воздушные суда в более сложных метеоусловиях. Впрочем, и здесь погода быстро портилась, так что диспетчеры то и дело просили пилотов уходить в зону ожидания. Так случилось и с Ли-2.

Ждать своей очереди на посадку самолету пришлось довольно долго; уже стемнело, на эшелоне ожидания началась сильная болтанка, а тот факт, что люди, нервничая, собрались в хвосте воздушного судна, только способствовал проблемам с управляемостью.

Роковая ошибка произошла при посадке. Дело в том, что экипаж ошибочно принял за Кольцово находящийся в нескольких километрах от него военный аэродром Арамиль. Штурман Ли-2 настроился на радиопривод ВПП «чужого» аэродрома. Поэтому при снижении и подготовке к посадке пилоты полосу не увидели и решили уйти на второй круг. Лишь с третьего захода на посадку было принято решение садиться. Но перед посадкой экипаж включил прожектор, который создал ложное впечатление полосы перед самолетом. Из-за этого «миража» и произошла катастрофа. Ли-2 разбился там, где сейчас находится ВПП Кольцово. Погибли 11 хоккеистов, тренерский штаб и шесть членов экипажа.

Ложные показания


В ноябре 1967 г. в Кольцово разбился Ил-18В. Погибли все 107 человек, находившихся на борту (99 пассажиров, из них 12 – дети, и 8 членов экипажа). Экипаж был свердловским – он входил в 120-й летный отряд.

Около девяти часов вечера самолет вылетел в Ташкент. Пилоты доложили диспетчеру об успешном взлете и начали набирать высоту. Однако на высоте всего 150 м самолет резко развернулся вправо и стал резко снижаться. На скорости 440 км/ч он столкнулся с землей. Обломки были разбросаны полосой на протяжении 300 метров.

Точные причины этой катастрофы так и не удалось определить – все узлы и агрегаты самолета были разрушены. Тем не менее, следователи посчитали, что на Ил-18В мог отключиться двигатель, из-за чего возникла отрицательная тяга. Также в заблуждение экипаж могли ввести ложные показания авиагоризонтов.

Посадка на Нижнеисетский пруд


В 1973 г. через несколько минут после взлета разбился самолет Ту-104Б. Погибли 100 пассажиров и 8 членов экипажа. При столкновении с землей скорость самолета составляла около 800 км/ч. Причиной катастрофы назвали неправильную работу основных авиагоризонтов, и, в конечном счете, ошибку экипажа.

А 12-ю годами ранее в Свердловске произошла аварийная посадка такого же типа воздушного судна, тогда погибло 5 человек на борту (из 51) и два человека на земле. При отказе двигателей экипаж принял решение садиться на поверхность Нижнеисетского пруда. Поскольку дело происходило 16 марта, лед на пруду не разрушился от столкновения с самолетом, и последний проскользил по его поверхности 870 метров, иногда пересекая полыньи.

Ту-104Б вынесло на берег, где он врезался в деревья, стоявший на берегу дом отдыха и деревенский дом. Фюзеляж развалился на три части, но пожара не возникло. Оба пилота – КВС и второй пилот – погибли.

Запоздалое решение


14 сентября 1990 г. рейс 8175 из Волгограда в Свердловск близился к концу. Экипаж заводил на посадку в Кольцово Як-42. Кресло командира воздушного судна занимал проверяющий пилот-инспектор – накануне КВС отпросился у него, ссылаясь на семейные обстоятельства. До начала посадки на борту не возникало никаких проблем. Однако посадка ночью, в плохих метеоусловиях, в сочетании с ошибками экипажа привела к тому, что на высоте 80 м (установление визуального контакта с наземными ориентирами) командир с запозданием решил увести самолет на второй круг.

- Без снижения следовать, - прозвучала команда диспетчера.
- Уходим, командир, - произнес бортинженер.

Но задержка в принятии решения (около 5 сек) была роковой. Вертикальная скорость снижения была слишком большой. Еще через две секунды Як-42 задел верхушки деревьев, через 300 метров столкнулся с землей, от чего фюзеляж разломился на две части. Бортинженер и три пассажира погибли, 40 человек получили ранения. Всего на борту находилось 129 человек.

Автор: Ася Коробицына

Метки: Екатеринбург

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

15
4 8 5
Другие новости

Оставить комментарий

golden palace
golden palace Добавил(а) :
6 марта 2013 12:29 #
ПивоРыбкаТортикЛифчик
у страха велеки
у страха велеки
Лошаренок
Лошаренок Добавил(а) :
6 марта 2013 12:46 #
ПивоРыбкаТортик
Препод у меня по криминалистике лазил в свое время в это самолет после катастрофы.
Фоткал там все...
Препод у меня по криминалистике лазил в свое время в это самолет после катастрофы.
Фоткал там все...

показать все комментарии (11)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!