Супероружие от холода! Made in Сухой Лог (23 фото)

Морозы подкрались незаметно, и вот тут добрая половина россиян вспомнила о старинной и самой тёплой обуви на свете – валенках! Мы отправились в Сухой Лог, чтобы своими глазами увидеть, как делают обувь на все времена.


Добирались два часа. Город поразил своей красотой и провинциальностью (в хорошем смысле этого слова). Немного поблуждав, нашли то, что искали – фабрику «Снежинка». Предприятие выпускает около шести тысяч пар валенок в год. Вся продукция делается из натуральной отборной шерсти.



Нас встретил владелец предприятия Александр Колмаков. В 2003 году он совместно с другом приобрёл некогда государственное предприятие по изготовлению валенок. По словам Александра, все знания, необходимые для управления производством, получал самостоятельно. К слову, валенковалянию нигде не учат. Все секреты мастерства передаются из уст в уста.


Немного поговорив с Александром, мы отправились на производство. В первом цехе наше внимание сразу же привлёк огромный агрегат, который превращал шерсть в цельное полотно. Эту машину владельцы фабрики нашли в пункте приёма металлолома. Она необходима для обработки шерсти.


«Я даже не знаю, какой у нее год выпуска. Наверное, 50-60-е годы. Вопросом покупки нового оборудования я занимаюсь уже года три. Машин нет в принципе! Всё, что присутствует на рынке – либо кем-то давным-давно брошенное, либо в полуразобранном состоянии. Станкостроение как умерло в СССР, так до сих пор и не восстановилось. Это вопрос больной. Иностранцы валенки не валяют, поэтому и машин таких у них нет и никогда не будет. Так что работаем с тем, что есть. Однажды я нашел одну из машин, которая необходима для производства, но она стоит столько, что износится раньше, чем окупит себя»,

- признается Александр.


Вообще, в деле валенковаляния 90% оборудования заточено под подготовку сырья. Это самый трудоёмкий процесс. После того, как шерсть готова, она попадает во второй цех. Именно здесь начинается самое интересное: несколько мастериц вручную катают валенки.



Сначала создаются вот такие огромные чулки.



Для каждого размера – своё лекало. На создание пары валенок уходит несколько часов однообразной и тяжёлой работы. Одна работница за смену может сделать максимум четыре пары.


«Это ещё женский размер, а вот если делать мужской валенок – он будет почти на весь стол: здоровющий, толстющий! Сейчас я заращиваю форму, выкладываю толщину. Когда зароста готова, я её выпрямляю, катаю и равняю. Катаешь и катаешь, потом щупаешь, однородно ли распределилась шерсть. Если нет – докладываешь. И так весь день! Ой, это такой долгий процесс»,

- рассказывает старожил предприятия Валентина Арсентьевна Федотовских.



После того, как чулок готов, он проходит стадию усадки в специальной машине. Механизм прост: валенки загружаются в агрегат, сверху подаётся вода с красителем, разогретая до температуры кипения. В это время в работу вступают специальные молотки, которые отжимают воду и «усаживают» валенки до нужного размера. После нахождения в аппарате чулки уменьшаются в размере в 5-6 раз. Каждое лето машина для покраски и усадки валенок чистится, и тогда начинают делать белые валенки. Зимой фабрика производит только чёрные.


Зачастую валенки «садятся» неровно. Чтобы получить идеальную форму, прибегают к помощи растягивающего станка. Мокрые валенки надевают на специальные штыри, которые растягивают сначала след, а потом – голенище.


Затем в след валенка кладут алюминиевую колодку соответствующего размера, в голенище помещают деревянные клинья и отправляют изделие в сушилку.



Узнав, что на фабрике выпускаются валенки двух цветов – чёрного и белого – мы немного удивились. Ведь с каждым годом валенки становятся всё популярнее. Многие дизайнеры делают из этой старорусской обуви настоящие произведения искусства. Почему же предприятия не хотят разнообразить выпускаемую продукцию?


«Насколько это актуально – дизайнерские валенки – пока не берусь сказать. Я видел наши валенки в одном из магазинов Екатеринбурга рядом с итальянской обувью, оформленные дизайнером. Смотрю – стоят валенки наши. Подрезаны так, вышивка сделана. Выглядели они, конечно, гламурно, но и цена была очень гламурной: если я не ошибаюсь, четыре с лишним тысячи рублей стоили. И это при нашей стоимости 1400-1500 рублей. Я думаю, нам такие валенки производить смысла нет. Во-первых, объём работы большой. Во-вторых, это дополнительные затраты, которые вряд ли окупятся: нужно ведь нанимать дизайнера, закупать дополнительные материалы. Насколько я знаю, в серийных масштабах никто такие вещи пока не делает. А у нас серийное производство, и тут всё довольно прозаично»,

- поясняет владелец предприятия.


Напоследок Александр рассказал нам несколько интересных фактов о валенках.

1.Самые «экологически чистые» валенки – белые. Для того, чтобы изготовить белый валенок, требуется ручная сортировка шерсти.

2.Валенки всех цветов, кроме белого – крашеные. Изделия из смесовой шерсти – непонятного цвета. Вот почему такие валенки и красят в чёрный.

3.Серые валенки делают из неотсортированной шерсти (с репьями, мусором и т.д.) и вторсырья. Сырье моют различными химическими средствами. В результате этой процедуры шерсть частично или полностью теряет способность скатываться. Её замасливают специальными химическими веществами. До замасливания шерсть также проходит процедуру обезрепеивания (очистка от мусора) механическим или химическим способом. После того, как шерсть помыли, замаслили, сделали из неё заготовку, её усаживают с помощью кислоты. В результате воздействия кислоты на волос он теряет свой пигмент и становится серым.

4.Себестоимость изготовления одного валенка составляет 720-730 рублей.

5.На пару женских валенок 37 размера уходит примерно 1,5-2 кг шерсти.

6.Размер валенок соответствует длине стопы в сантиметрах. Если у валенка 25 размер, то он соответствует 37 размеру и длине стопы в 25 см.

После увлекательной экскурсии по фабрике мы отправились на склад. За валенками. Вооружившись ценными советами, выбрали «экологически чистые» - белые.


Довольные покупкой, проехались по городу, насладились красотами Сухого Лога и взяли курс на Екатеринбург.




В дороге нас ждала неприятность. Снег. Гололедица. Сумерки. И вот в нашу маленькую машинку неожиданно врезается дед на мопеде. Благо, всё закончилось хорошо. Пользуясь случаем, выражаем благодарность работникам ГИБДД города Асбеста за оперативное разрешение ситуации. Но это уже совсем другая история…

Метки: Екатеринбург

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

33
Другие новости

Оставить комментарий

Dj LooK
Dj LooK Добавил(а) :
5 декабря 2012 12:20 #
ПивоРыбка
Валенки эт нештяк ))))))
Валенки эт нештяк ))))))
vodoley58
vodoley58 Добавил(а) :
5 декабря 2012 12:29 #
ПивоРыбкаТортикЛифчик
Интересный рассказ! Валенки - навсегда!
Интересный рассказ! Валенки - навсегда!

показать все комментарии (16)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!