Хронологический комментарий к «Дню народного единства»
24 декабря 2004 г. Государственная дума приняла закон «О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации», который 27 декабря был утверждён Советом Федерации и с 1 января 2005 г. вступил в силу. Накануне Нового года произошло изменение количества и состава праздничных дней, в результате чего в начале 2005 г. возникли небывалые по продолжительности каникулы, выполнившие роль «пряника», затмившего главный смысл закона – уничтожение праздника 7 ноября. Вместо него праздничным днём стал день 4 ноября, провозглашённый «Днём народного единства». «Мотором» этого изменения выступили представители различных религиозных конфессий. Не вдаваясь в политический смысл и сиюминутную конъюнктуру этой «реформы», полагаю необходимым дать к ней хронологический комментарий, чтобы разъяснить, какие события в действительности стоят за этим днём.
Осенью 1612 г. Москва была освобождена от поляков войсками второго земского ополчения (Совета Всей Земли) под руководством князя Д.М. Пожарского,
князя Д.Т. Трубецкого
и земского старосты Кузьмы Минина.
Это событие, а равно и последовавшее затем избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова, ознаменовало окончание Смутного времени и восстановление российской государственности. Основные хронологические вехи освобождения Москвы следующие:
24 июля – первые отряды ополченцев подошли к Москве,
20 августа – к Москве подошли основные силы во главе с Пожарским,
22-24 августа – разгром армии гетмана Ходкевича земским войском,
22 октября – освобождён Китай-город,
26 октября – подписан договор о сдаче польского гарнизона в Кремле, поляки выпустили из Кремля членов Семибоярщины и остававшихся там русских людей,
27 октября – капитуляция польского гарнизона,
1 ноября – торжественное вступление земских войск в освобождённый Кремль.
Таким образом в этой хронологии выделяются три узловых события:
Во-первых, решающее сражение земского войска с польской армией Ходкевича, шедшей на подмогу польскому гарнизону, удерживавшему Китай-город и Кремль. В результате сражения Ходкевич был разбит и внешняя угроза Москве ликвидирована, что предопределило дальнейшее освобождение Москвы. Это сражение происходило в несколько этапов в течение 22 – 24 августа 1612 г.
Во-вторых, освобождение от захватчиков Китай-города, начавшееся стихийно, но затем возглавленное Пожарским. Пожарский вступил в Китай-город с Казанской иконой Богоматери, которая находилась в русском войске. Он дал обет в память этого события воздвигнуть на Красной площади (на территории Китай-города) храм во имя этой иконы. Это событие произошло 22 октября 1612 г.
Наконец, в-третьих, само освобождение Кремля, т.е. «сердца» Москвы и России, и тем самым завершение освобождения Москвы, которое ознаменовалось капитуляцией польского гарнизона. Договор о сдаче был подписан 26 октября 1612 г., и именно этот день во всех пособиях, справочниках и учебниках российской истории справедливо считается днём освобождения Москвы.
Между тем, с 1649 года день 22 октября отмечается Русской Православной Церковью как празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы от поляков в 1612 году) – «в благодарение за Её чудесное вспомоществование в освобождении града Москвы от иноземных захватчиков». Таким образом – это праздник Русской Православной Церкви, отмечаемый, как и все даты церковного календаря, по старому стилю (т.е. по Юлианскому календарю).
В нынешнем, XXI веке, как и в прошедшем XX, день 22 октября Юлианского календаря (старого стиля) соответствует дню 4 ноября в Григорианском календаре (новом стиле) (разница – 13 дней). В XIX веке, например, этот день соответствовал бы дню 3 ноября Григорианского календаря (разница – 12 дней), а в XVIII – 2 ноября (разница – 11 дней). Следовательно, день Казанской Богоматери отмечается 22 октября (т.е. 4 ноября нового стиля для XX и XXI веков) по старому стилю. Празднование дня 22 октября в день 4 ноября является празднованием по Юлианскому календарю (старому стилю).
Русская Православная Церковь живёт по Юлианскому календарю. С 1918 г. гражданским же, государственным календарём в России является Григорианский календарь (новый стиль). Для того, чтобы перевести дату Юлианского календаря на Григорианский нужно прибавить определённое число дней в зависимости от века, в котором произошло то или иное событие. Если переводить даты 1612 г. со старого стиля на новый, то следует прибавлять 10 дней, поскольку эти события относятся к XVII веку. Таким образом, при переводе даты старого стиля на новый для 22 октября 1612 г. (старого стиля) мы получаем 1 ноября 1612 г. (разница – 10 дней). Следовательно, по новому стилю (т.е. по Григорианскому календарю) освобождение Китай-города произошло 1 ноября.
Освобождение же Кремля произошло 26 октября по старому стилю (по Юлианскому календарю, а в Григорианском календаре этому числу для XX и XXI вв. соответствует 8 ноября) или 5 ноября по новому стилю (по Григорианскому календарю). В первом случае мы дату старого стиля соотносим с новым стилем, во втором – переводим на новый стиль.
В 1995 году был принят закон «О днях воинской славы (победных днях) России». В числе прочих в законе отмечен день 7 ноября – «День освобождения Москвы силами народного ополчения от польских интервентов (1612 год)». Все даты этого закона, как уже неоднократно отмечалось в литературе, даны по старому стилю, т.е. по Юлианскому календарю. Таким образом, в качестве дня освобождения Москвы был принят день 25 октября старого стиля (которому соответствует 7 ноября нового стиля для XX и XXI вв. – разница 13 дней). Но на самом деле 25 октября никакого значимого события не произошло. Поэтому данная дата закона «О днях воинской славы России» с исторической точки зрения неверна.
В качестве даты освобождения Москвы от поляков в 1612 году могут выступать или день 22 октября (Освобождение Китай-города, церковный праздник Казанской Богоматери) или день 26 октября (Освобождение Кремля).
День 22 октября по старому стилю (Юлианскому календарю) приходится на 4 ноября нового стиля (Григорианского календаря), а по новому стилю (Григорианскому календарю) – на 1 ноября.
День 26 октября по старому стилю (Юлианскому календарю) приходится на 8 ноября нового стиля (Григорианского календаря), а по новому стилю (Григорианскому календарю) – на 5 ноября.
Поскольку государственным календарём в Российской Федерации является новый стиль (Григорианский календарь), то и гражданские праздники должны, по логике вещей, отмечаться по Григорианскому календарю.
Церковные же праздники – православные – отмечаются по старому стилю, т.е. Юлианскому календарю, мусульманские – по календарю Хиджры, буддистские – по тюрко-монгольскому календарю и т.д. Но это всё не государственные, не гражданские календари.
Для определения даты празднования освобождения Москвы в 1612 г. следовало бы прежде всего решить, по какому календарю праздновать этот день – по церковному или по государственному. Во-вторых, следовало определить, какую дату считать таковой – 22 октября, православный праздник Казанской Богоматери, установленный в память освобождения Китай-города, или день 26 октября, когда был освобождён Кремль, т.е. подписан договор о капитуляции польского гарнизона и освобождение Москвы завершилось. Затем же, в зависимости от решения этих двух вопросов, определить саму дату.
Освобождение Китай-города, день Казанской Богоматери – 4 ноября по старому стилю, 1 ноября – по новому;
Освобождение Кремля – 8 ноября по старому стилю, 5 ноября – по новому.
День же 7 ноября в качестве такового праздника выступать не может, потому что он не связан ни с каким событием 1612 года.
Как видим, Государственная дума проигнорировала все эти вычисления ради быстрого выполнения политического заказа. И теперь день 22 октября / 4 ноября (по старому стилю) обрастает собственной псевдоисторической мифологией. В частности находятся и среди профессиональных историков люди, утверждающие будто бы этот день отмечался как государственный, а не только и даже не столько церковный праздник в дореволюционной России, чего в действительности не было. Стоит напомнить, что в православном церковном календаре существует целый ряд подобных памятных дней, связанных с праздниками различных икон Божией Матери, как например, 21 мая/3 июня – Владимирской иконы Божией Матери – «празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.»; 23 июня/6 июля – также Владимирской иконы – «празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 г.»; 19 августа/1 сентября – Донской иконы Божией Матери – «празднество установлено в память избавления Москвы от татар в 1591 г.»; 26 августа/8 сентября – Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы – «празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 г.»; с праздником Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (2/15 июля) связано спасение Москвы от нашествия татарского царевича Мазовши в 1451 г. Но все эти даты оказались вдалеке от пресловутого 7 ноября, да к тому же могли затронуть «национальные чувства» российских мусульман, прежде всего татар. Этим, и только этим объясняется выбор 4 ноября (праздника Русской Православной Церкви – Казанской иконы Божией Матери, «в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.») и скоропалительное, совершенно искусственное превращение его в «День народного единства» (относительно единства, это ещё один такой же миф, потому что в 1612 г. часть населения тогдашней России Совет Всей Земли не поддерживала).
Осенью 1612 г. Москва была освобождена от поляков войсками второго земского ополчения (Совета Всей Земли) под руководством князя Д.М. Пожарского,
князя Д.Т. Трубецкого
и земского старосты Кузьмы Минина.
Это событие, а равно и последовавшее затем избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова, ознаменовало окончание Смутного времени и восстановление российской государственности. Основные хронологические вехи освобождения Москвы следующие:
24 июля – первые отряды ополченцев подошли к Москве,
20 августа – к Москве подошли основные силы во главе с Пожарским,
22-24 августа – разгром армии гетмана Ходкевича земским войском,
22 октября – освобождён Китай-город,
26 октября – подписан договор о сдаче польского гарнизона в Кремле, поляки выпустили из Кремля членов Семибоярщины и остававшихся там русских людей,
27 октября – капитуляция польского гарнизона,
1 ноября – торжественное вступление земских войск в освобождённый Кремль.
Таким образом в этой хронологии выделяются три узловых события:
Во-первых, решающее сражение земского войска с польской армией Ходкевича, шедшей на подмогу польскому гарнизону, удерживавшему Китай-город и Кремль. В результате сражения Ходкевич был разбит и внешняя угроза Москве ликвидирована, что предопределило дальнейшее освобождение Москвы. Это сражение происходило в несколько этапов в течение 22 – 24 августа 1612 г.
Во-вторых, освобождение от захватчиков Китай-города, начавшееся стихийно, но затем возглавленное Пожарским. Пожарский вступил в Китай-город с Казанской иконой Богоматери, которая находилась в русском войске. Он дал обет в память этого события воздвигнуть на Красной площади (на территории Китай-города) храм во имя этой иконы. Это событие произошло 22 октября 1612 г.
Наконец, в-третьих, само освобождение Кремля, т.е. «сердца» Москвы и России, и тем самым завершение освобождения Москвы, которое ознаменовалось капитуляцией польского гарнизона. Договор о сдаче был подписан 26 октября 1612 г., и именно этот день во всех пособиях, справочниках и учебниках российской истории справедливо считается днём освобождения Москвы.
Между тем, с 1649 года день 22 октября отмечается Русской Православной Церковью как празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы от поляков в 1612 году) – «в благодарение за Её чудесное вспомоществование в освобождении града Москвы от иноземных захватчиков». Таким образом – это праздник Русской Православной Церкви, отмечаемый, как и все даты церковного календаря, по старому стилю (т.е. по Юлианскому календарю).
В нынешнем, XXI веке, как и в прошедшем XX, день 22 октября Юлианского календаря (старого стиля) соответствует дню 4 ноября в Григорианском календаре (новом стиле) (разница – 13 дней). В XIX веке, например, этот день соответствовал бы дню 3 ноября Григорианского календаря (разница – 12 дней), а в XVIII – 2 ноября (разница – 11 дней). Следовательно, день Казанской Богоматери отмечается 22 октября (т.е. 4 ноября нового стиля для XX и XXI веков) по старому стилю. Празднование дня 22 октября в день 4 ноября является празднованием по Юлианскому календарю (старому стилю).
Русская Православная Церковь живёт по Юлианскому календарю. С 1918 г. гражданским же, государственным календарём в России является Григорианский календарь (новый стиль). Для того, чтобы перевести дату Юлианского календаря на Григорианский нужно прибавить определённое число дней в зависимости от века, в котором произошло то или иное событие. Если переводить даты 1612 г. со старого стиля на новый, то следует прибавлять 10 дней, поскольку эти события относятся к XVII веку. Таким образом, при переводе даты старого стиля на новый для 22 октября 1612 г. (старого стиля) мы получаем 1 ноября 1612 г. (разница – 10 дней). Следовательно, по новому стилю (т.е. по Григорианскому календарю) освобождение Китай-города произошло 1 ноября.
Освобождение же Кремля произошло 26 октября по старому стилю (по Юлианскому календарю, а в Григорианском календаре этому числу для XX и XXI вв. соответствует 8 ноября) или 5 ноября по новому стилю (по Григорианскому календарю). В первом случае мы дату старого стиля соотносим с новым стилем, во втором – переводим на новый стиль.
В 1995 году был принят закон «О днях воинской славы (победных днях) России». В числе прочих в законе отмечен день 7 ноября – «День освобождения Москвы силами народного ополчения от польских интервентов (1612 год)». Все даты этого закона, как уже неоднократно отмечалось в литературе, даны по старому стилю, т.е. по Юлианскому календарю. Таким образом, в качестве дня освобождения Москвы был принят день 25 октября старого стиля (которому соответствует 7 ноября нового стиля для XX и XXI вв. – разница 13 дней). Но на самом деле 25 октября никакого значимого события не произошло. Поэтому данная дата закона «О днях воинской славы России» с исторической точки зрения неверна.
В качестве даты освобождения Москвы от поляков в 1612 году могут выступать или день 22 октября (Освобождение Китай-города, церковный праздник Казанской Богоматери) или день 26 октября (Освобождение Кремля).
День 22 октября по старому стилю (Юлианскому календарю) приходится на 4 ноября нового стиля (Григорианского календаря), а по новому стилю (Григорианскому календарю) – на 1 ноября.
День 26 октября по старому стилю (Юлианскому календарю) приходится на 8 ноября нового стиля (Григорианского календаря), а по новому стилю (Григорианскому календарю) – на 5 ноября.
Поскольку государственным календарём в Российской Федерации является новый стиль (Григорианский календарь), то и гражданские праздники должны, по логике вещей, отмечаться по Григорианскому календарю.
Церковные же праздники – православные – отмечаются по старому стилю, т.е. Юлианскому календарю, мусульманские – по календарю Хиджры, буддистские – по тюрко-монгольскому календарю и т.д. Но это всё не государственные, не гражданские календари.
Для определения даты празднования освобождения Москвы в 1612 г. следовало бы прежде всего решить, по какому календарю праздновать этот день – по церковному или по государственному. Во-вторых, следовало определить, какую дату считать таковой – 22 октября, православный праздник Казанской Богоматери, установленный в память освобождения Китай-города, или день 26 октября, когда был освобождён Кремль, т.е. подписан договор о капитуляции польского гарнизона и освобождение Москвы завершилось. Затем же, в зависимости от решения этих двух вопросов, определить саму дату.
Освобождение Китай-города, день Казанской Богоматери – 4 ноября по старому стилю, 1 ноября – по новому;
Освобождение Кремля – 8 ноября по старому стилю, 5 ноября – по новому.
День же 7 ноября в качестве такового праздника выступать не может, потому что он не связан ни с каким событием 1612 года.
Как видим, Государственная дума проигнорировала все эти вычисления ради быстрого выполнения политического заказа. И теперь день 22 октября / 4 ноября (по старому стилю) обрастает собственной псевдоисторической мифологией. В частности находятся и среди профессиональных историков люди, утверждающие будто бы этот день отмечался как государственный, а не только и даже не столько церковный праздник в дореволюционной России, чего в действительности не было. Стоит напомнить, что в православном церковном календаре существует целый ряд подобных памятных дней, связанных с праздниками различных икон Божией Матери, как например, 21 мая/3 июня – Владимирской иконы Божией Матери – «празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.»; 23 июня/6 июля – также Владимирской иконы – «празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 г.»; 19 августа/1 сентября – Донской иконы Божией Матери – «празднество установлено в память избавления Москвы от татар в 1591 г.»; 26 августа/8 сентября – Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы – «празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 г.»; с праздником Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (2/15 июля) связано спасение Москвы от нашествия татарского царевича Мазовши в 1451 г. Но все эти даты оказались вдалеке от пресловутого 7 ноября, да к тому же могли затронуть «национальные чувства» российских мусульман, прежде всего татар. Этим, и только этим объясняется выбор 4 ноября (праздника Русской Православной Церкви – Казанской иконы Божией Матери, «в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.») и скоропалительное, совершенно искусственное превращение его в «День народного единства» (относительно единства, это ещё один такой же миф, потому что в 1612 г. часть населения тогдашней России Совет Всей Земли не поддерживала).
4
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (10)
Написать комментарий: