Эх путь дорожка, фронтовая..... часть 2. Studebaker и Willys

Начиная рассказ о этих автомобилях, будет некорректно, с моей стороны, не упомянуть о программе Ленд-лиз, ведь именно благодаря этой программе эти автомобили появились в СССР.
ВикиСправка
Ленд-лиз (от англ. lend — «давать взаймы» и lease — «сдавать в аренду, внаём») — государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки передавали своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты.
Концепция этой программы давала президенту Соединённых Штатов полномочия помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для его страны. Закон о ленд-лизе (англ. «Lend Lease Act»), полное название «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов» (англ. «An Act to Promote the Defense of the United States»), принятый Конгрессом США 11 марта 1941 года, предусматривал что:
поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырьё, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате;
переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединёнными Штатами долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов).
Положения ленд-лиза предусматривали, что после войны в случае заинтересованности американской стороны неразрушенные и не утраченные техника и оборудование должны быть возвращены в США

Примерно так 32-й президент США Франклин Делано Рузвельт объяснил журналистам суть принятого Конгрессом закона о ленд-лизе.
«Если у соседа в доме пожар, мы одолжим ему шланг, а когда он справится с огнем – заберем его обратно».
Сталин, Рузвельт и Черчилль на Тегеранской конференции 1943 года.

Как вы уже заметили, закон о ленд-лизе был принят конгрессом США еще 11 марта 1941 г., то есть до нападения Германии на Советский Союз. Первоначально этот закон был разработан для оказания помощи Великобритании, и только потом его применили к СССР. Правда, применили довольно быстро.
Справедливости ради необходимо отметить, что в Советский Союз технику по ленд-лизу поставляли не только США, но и Канада с Великобританией. Первой помощь прислала как раз Великобритания, которая сама тратила огромное количество сил и средств на борьбу с авианалетами Люфтваффе.

По официальным данным, к 1 мая 1945 г. в Красной армии находились 218 тыс. автомобилей, полученных по ленд-лизу. Это составляло более трети всего военного автопарка. Что это были за машины?
Номенклатура
К середине войны настоящий автомобильный интернационал трудился на фронтовых дорогах СССР. Грузовики фирм Dodge, Chevrolet, GMC, Ford, Mack, International, Albion, Austin, Marmon, Reo, Bedford, джипы Willys и Bantam на отечественных дорогах стали столь же привычным явлением, как легковые иномарки сейчас.
Самым знаменитым и живучим, был, безусловно, трехосный полноприводный грузовик Studebaker US6.

Легендарный «Студер»
Трёхосный грузовой автомобиль времён Второй мировой войны Studebaker US6 был самым массовым транспортным средством, поставлявшимся СССР по ленд-лизу. Отличался повышенной проходимостью и грузоподъёмностью (по сравнению с советскими грузовиками). Также, в отличие от советских грузовиков, имел полный привод — на все три оси. Кроме полноприводной модели US6x6 в Красную армию поставлялся US6x4 с колёсной формулой 6х4.
Всего Студебекер Корпорейшн было выпущено около 197 тысяч грузовиков (из них более 20 тысяч модификации US6x4 с неведущей передней осью).
Примерно 100 тысяч (!) были поставлены в СССР во время Второй мировой войны, по договору ленд-лиза; остальные другим союзникам, в основном Франции и Великобритании. Первые автомобили Studebaker прибыли в СССР уже осенью 1941 года.



Технические данные автомобиля Studebaker US6
-Максимальная скорость 69 км/час 
-Средняя техническая скорость при движении по шоссе: без груза 40 км/час, с грузом 30 км/час 
-Временная норма расхода горючего на 1 км пути при движении по шоссе: без груза 0,38 л, с грузом 0,45 л 
-Запас хода при движении по шоссе 400 км 
-Грузоподъёмность 2500 кг 
-Общий вес автомобиля без груза 4505 кг 
-Тип двигателя четырёхтактный карбюраторный, с нижними клапанами 
-Число цилиндров 6 
-Рабочий объём 5,24 л 
-Максимальная мощность при 2500 оборотов в минуту 95 л.с. 
-Система охлаждения водяная, с принудительной циркуляцией 
-Привод вентилятора клиновидным ремнём 
-Привод водяного насоса шестерёнчатый 
-Тип карбюратора фирмы «Картер», модель 429S, опрокинутого типа 
-Применяемое топливо бензин с октановым числом 70—72 
-Воздухоочиститель комбинированный, с масляной ванной 
-Топливный фильтр фирмы «АС», пластинчатого типа 
-Емкость топливного бака 150 л 
-Тип системы зажигания батарейное 
-Запальные свечи фирмы «Чемпион», модель QM2; размер резьбы 14 мм 
-Сцепление однодисковое, сухое 
-Коробка перемены передач механическая, трёхходовая, пятискоростная 
-Число передач 5 вперёд и 1 назад 
-Раздаточная коробка (демультипликатор) механическая, число передач две 
-Задние мосты ведущие, литые, разъёмные 
-Тип рулевого управления червяк и шипы 
-Ножной тормоз колодочный, с гидравлическим приводом и сервомеханизмом вакуумного типа; на все колёса 
-Подвеска задней тележки продольные, полуэллиптические рессоры 
-Подвеска переднего моста продольные полуэллиптические рессоры 
-Тип колёс дисковые, штампованные (сдвоенные на задних мостах) 
-Размер шин 7,50—20" 
-Аккумуляторная батарея: тип SW5-153,ёмкость 153 а/ч ,Напряжение 6 в 
-Лебёдка: привод от коробки отбора мощности, тяга на тросе 4500 кг 


Во фронтовых условиях «Студебекеры» (или, как их еще называли, «студеры») зарекомендовали себя достаточно надежными и прочными машинами. Этот автомобиль имел повышенную проходимость, обеспечивавшуюся мощным двигателем, тремя ведущими осями (колесная формула 6Ч6), высоким расположением всех частей и механизмов, чувствительных к воздействию воды.
В СССР со второй половины 1942 года установки залпового огня БМ-13 ("Катюши") монтируются только на шасси "Студебекера", значительно превосходящий по всем показателям примитивный трехосный грузовик ЗИС-6 (модификация ЗИС-5). При великолепной проходимости "Студера" и неплохой по тем времена мощности двигателя — 95 л.с., "Катюши" могли проехать по любому бездорожью . За это, в сочетании с надежностью, с отоплением в кабине, за удобную приборную доску, за отличные тормоза (гидравлические с вакуумным усилителем) в армии высоко оценивали американские машины.
Впоследствии в СССР часто ставились памятники "Катюше" на базе ЗИС-6 (которых на самом деле было мало и только в начале войны), а то и на базе ЗИС-5 ( созданный в начале 30-х из американских машино-комплектов Autocar-5S) , или даже на послевоенном ЗИС-151 (выпускался с 1951 года), чего никак не могло быть.


С открытием южного маршрута поставок, автомобильная техника прибывала в иранские и иракские порты на судах в виде машинокомплектов. На берегу англичанами и американцами было создано несколько автосборочных заводов. В порту Бушир собирали Willys, Dodge, Studebaker и GMC, в порту Рафадае англичане собирали A.E.C., Bedford, Albion, Austin и Scaммel. В середине 1943 года заработали еще два завода в Шуайбе (Ирак) и Андимешк (Иран). На всех предприятиях работали местные жители, руководство было из американцев и англичан, а принимали продукцию советские военные специалисты.
Первая колонна собранных грузовиков отправилась на фронт в феврале 1942 года. После сборки военные автомобили перегоняли своим ходом через 2000 км горных и равнинных дорог в очень сложных условиях. Это в первую очередь касалось тех, кто занимался организацией этих перегонов: водителей, техперсонала и охраны. В первом полугодии 1942 года удалось построить разветвленную сеть дорог, пунктов питания, отдыха и заправки, а также наладить охрану, так как на дорогах свирепствовали банды. Все машины были груженные до предела – везли запчасти, оружие, продукты и другие товары, поставляемые союзниками.
В 1942 году Красная Армия получала каждый месяц по 2000 грузовиков, собранных в странах Персидского залива, а с середины 1943-го – уже 5000 машин. Всего на этих заводах было собрано 2/3 всех ленд-лизовских автомобилей. В начале 1945 года сборка на южных заводах полностью прекратилась. В этот период морские караваны уже шли только в северные порты Союза, и сборку автомобилей развернули на заводах Европейской части СССР.
Уникальное фото из руководства по транспортировке комплектов грузовиков Studebaker US6.


Так в деревянных контейнерах укладывались платформы автомобиля с ЗИПом и кабины
для дальнейшей перевозки на сборочные заводы в Иране и Ираке.
Кроме этого, например, Горьковский автозавод производил сборку американских автомобилей уже с ноября 1941 года. Даже когда летом 1943-го ГАЗ сильно разбомбили, работа продолжалась прямо под открытым небом. В октябре 1944-го сборочное оборудование и техперсонал были отправлены в Минск, где заняли помещения отвоеванного у немцев авторемонтного завода "Даймлер-Бенц" (будущий завод МАЗ). Первые 50 грузовиков этого предприятия пошли на фронт уже в ноябре 1944 года. Сборкой "ленд-лиза" занимались также московские ЗИС и КИМ - там же и ремонтировали вернувшиеся с фронта машины. Ленд-лизовской автотехникой занималось и множество мелких предприятий.

Willys MB — легендарный американский армейский автомобиль повышенной проходимости времён Второй мировой войны.

Серийное производство началось в 1941 году на заводах компаний Willys-Overland Motors и Ford (под маркой Ford GPW).
Виллис, кроме своих боевых заслуг породил и новый тип автомобилей-вездеходов джипов — неприхотливых легковых автомобилей повышенной проходимости.
Во время Великой Отечественной войны американская автомобильная марка Виллис стала в нашей стране именем нарицательным - этим словом называли машины невиданного прежде в Советском Союзе типа.


История марки Willys началась в 1908 году в штате Индиана, когда Джон Виллис, решив сделать бизнес на продаже автомобилей, вложил свои средства в небольшой автозавод Overland. Через несколько лет марка Willys Overland заявила о себе началом конвейерного производства недорогих автомобилей - Д.Виллис взял пример с Генри Форда. В 20-30-е годы компания Willys стабильно выпускала легковые автомобили различных моделей, но ее дела не всегда шли успешно. Особенно много проблем было у Willys в результате кризиса «Великой депрессии». Звездный час этого предприятия наступил с началом Второй мировой войны, когда его администрация приняла решение участвовать в объявленном командованием американской армии конкурсе на лучшее малогабаритное транспортное средство повышенной проходимости.
Опередив конкурентов, в сентябре 1940 года опытный образец автомобиля представила компания Bantam. Через два месяца свои прототипы завершили Willys Overland и Ford Motor. Первые варианты существенно отличались от будущих серийных автомобилей. Модель Willys называлась Quad (Четверть), модель Ford - Pigmy (Пигмей). К лету 1941 года все три автомобиля прошли испытания в армии США, и были признаны пригодными к принятию на вооружение.
Слева направо - Bantam BRC-60, Willys Quad и Ford Pigmy.

Тем временем, в первые месяцы 1941 года компания Willys Overland доработала свой прототип, и новый вариант МА (в современных источниках эта аббревиатура обычно расшифровывается как «Military, модель A») американские военные признали лучшим из трех образцов. Он же обладал самой низкой ценой 738 долларов 74 цента.

Однако, армии требовалось большое количество автомобилей в кратчайший срок, поэтому заказ разместили на всех трех фирмах. Компания American Bantam владела автозаводом небольшой мощности, поэтому сумела выпустить совсем немного - всего 2605 экземпляров оригинальных автомобилей Bantam BRC40 конструкции Карла Пробста. Правда, часть этих машин была поставлена даже в Красную армию. Среди советских военных машины «Бантам» получили прозвище «Бантик». Оценив ограниченность своих производственных мощностей, фирма Bantam решила сделать бизнес на поставке в армию грузовых прицепов к машинам конкурентов Willys и Ford, и перешла на их выпуск.

В то же время Willys освоил окончательный вариант своего автомобиля с индексом МВ («Military, модель В»). Она отличалась от МА фарами, установленными не отдельно на крыльях, как было принято в те годы, а перенесенными за облицовку, под капот. Фары поставили на поворотные кронштейны. В случае ремонта двигателя ночью, фару стало можно повернуть вокруг своей оси и навести свет на двигатель. Также немного увеличились длина и ширина машины. Традиционная для американского автопрома смена модельного года один раз коснулась и Willys МВ. Модернизированный вариант 1942 года отличался от предшественника 1941 года штампованной облицовкой вместо набранной из полос и дополнительной фарой на левом крыле.

Через семьдесят лет после появления на свет Willys MB готов поспорить со многими современными внедорожниками в проходимости. И многие такие споры непременно выиграет.
Поступая в войска союзников, Willys быстро приобрел огромную популярность. В Красную Армию «виллисы» поступали по ленд-лизу с лета 1942 года (наряду с Willys MB в СССР пришла практически вся партия Willys MА - 1553 экз.) и сразу же нашли себе применение как командирские автомобили и тягачи 45мм противотанковых пушек. Всего до конца войны в СССР было поставлено около 52000 машин
Расчет 45мм противотанкового орудия буксирует автомобиль Виллис. 1943 г.
Маленький джип легко тянет бантамовский прицеп и пушку.



Узлы автомобиля Willys были максимально простые, пригодные для ремонта в полевых условиях. В основе машины, разумеется, лежала обычная крепкая рама лестничного типа. Силовой агрегат находился полностью в пределах колесной базы. Это, вынудило отказаться от любого багажного отделения сзади и разместить заднее сиденье между арок колес, зато обеспечило выгодную развесовку - распределение веса между передними и задними колесами.
Коробка передач, конечно же, механическая трехступенчатая. Однако, в отличие, к примеру, от автомобилей ГАЗ, у нее был синхронизатор второй и третьей передач. Раздаточная коробка стыковалась непосредственно с коробкой передач. Водитель управлял трансмиссией с помощью трех рычагов. Один, как обычно, переключал передачи, два других управляли раздаточной коробкой: подключением переднего моста и переходом с основной ступени на понижающую. Межосевой дифференциал отсутствовал, простые симметричные конические дифференциалы мостов не блокировались. Поэтому на дорогах с твердым покрытием подключать передний мост и не рекомендовалось. Гидравлический привод тормозов в 30-40-е годы считался более передовым, чем механический. Но на войне не всегда была в наличии тормозная жидкость.

Технические данные автомобиля Willys MB
Грузоподъемность (кг) 250
Сухая масса (кг) 1020
База (мм) 2032
-Габариты (мм)
...длина 3335
...ширина 1585
...высота (с тентом) 1830
-Колея (мм)
...передних колес 1230
...задних колес 1230
-Клиренс (мм) 220
-Минимальный радиус поворота (м) 5,9
-Двигатель Willys MB
...Число цилиндров 4
...Рабочий объем (л) 2,2
...Мощность (л.с.) 60 при оборотах (об/мин) 3600
...Степень сжагия 6,48
-Максимальная скорость (км/час) 104
-Экспл. расход топлива (л/100км) 11/18*
-Запас хода по шоссе (км) 475
-Шины 6.00-16"
-Топливный бак (л) 57

Застрявшую на бездорожье легкую компактную машину экипаж мог вытолкнуть собственными силами. Для этого к бортам были приварены металлические скобы. Willys преодолевал брод глубиной до полуметра, а со специальным оборудованием - до полутора метров. Чтобы не вычерпывать попавшую в коробчатый кузов воду, в днище была предусмотрена сливная пробка. Облик «Виллиса» немыслим без входивших в штатную комплектацию лопаты и топора на левом борту и канистры на заднем. Как и у других американских военных машин, на кузов устанавливались отражатели света - катафоты.

К преимуществам автомобиля «Виллис» относились: большая скорость движения и хорошая приемистость, малые габариты, обеспечивавшие легкую маскировку, хорошая маневренность благодаря малому радиусу поворота и удовлетворительной проходимости.
Применение автомобиля «Виллис» в боевых условиях показало, что как командирская и разведывательная машина он вполне отвечал своему назначению.
После войны конструктивные решения, воплощенные в Willys MB, легли в основу многочисленных моделей военных и гражданских джипов, выпускавшихся автомобилестроительными фирмами всего мира.


ВИДЕО




Эх путь дорожка, фронтовая..... часть 1.

Источники
http://gvtm.ru
http://www.mirtransporta.ru
http://www.guns-ru.com
http://ru.wikipedia.org
http://forum.modelka.com.ua
http://www.youtube.com
http://images.yandex.ru

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

4
1
Автор: Вася Пупкин,
Другие новости

Оставить комментарий

ya.104vdd
ya.104vdd Добавил(а) :
24 мая 2012 13:33 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовКорона - репутация +100Коньяк за первую публикацию
dinya
dinya Добавил(а) :
24 мая 2012 13:49 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикУважуха2ЧелябаПокажитесь уже все2Участник Зимних игрищ3Забанен админами за неподобающее поведение2За Первый Пятилетний ЮбилейХеллоуинЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовБарабан - 15000 комментовКорона - репутация +1007Весенний ледДР Екабу: 7 летТурнир по боулингуХранитель бумагиДжек-ФонарьБицепс - 30 000 комментовЛауреат премии Екабу 2015Юбилей Екабу. Нам 10 лет
Весч...
Весч...

показать все комментарии (11)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!