Четвероногие бойцы. Олени боевые

"Четвероногие бойцы", кто и как из братьев наших меньших использовался во время Великой Отечественной войны. Хочется рассказать о необычных отрядах, которые формировались исходя из местных климатических условий на территории нашей необъятной Родины.

ФРОНТОВАЯ ЛЯМКА СЕВЕРНЫХ ОЛЕНЕЙ

В годы Великой Отечественной войны 14 Армия Карельского фронта вела боевые действия на побережье Баренцево моря. Природные условия здесь суровы: голая, покрытая скалами, болотами и озерами тундра, длинные полярные ночи. Зимы с сильными морозами, буранами и метелями. Из-за глубокого снега автомобильные и гужевые перевозки часто прекращались на несколько суток. Надежным, а иногда и единственным, транспортным средством оказывались северные олени! Они выносливы, никогда не нарушают тишины, что исключительно важно в прифронтовой полосе и особенно в разведке.

Учитывая эти особенности, в ноябре 1941 года командованием 14 Армии были сформированы три оленьих транспорта, каждый из которых включал по 1000 оленей и обслуживался 140-150 пастухами и бойцами.

Комиссар первого оленеводческого отряда РККА.
Андрей Николаевич Смирных родился в 1901 г. в д. Бишура Карачинской волости Тобольского уезда Тобольской губернии в семье крестьян-бедняков. После окончания приходского училища в 1913 г. работал в своем хозяйстве. В годы Гражданской войны был мобилизован в Красную армию, воевал в 7-м латышском полку Латышской дивизии. После ее расформирования переведен в 25-ю Чапаевскую дивизию, в составе которой участвовал в боях на Украине против отрядов Н.И. Махно, на Каховском плацдарме и Перекопе. В 1935 г. окончил курсы директоров совхозов на факультете особого назначения Наркомата земледелия РСФСР в Москве, получив диплом по специальности "животновод-агротехник", был направлен директором Индигского оленесовхоза Главного управления Севморпути (Архангельская область). В октябре 1937 г., как и множество других руководящих работников, А.Н.Смирных был арестован органами НКВД. Реабилитирован "за неимением состава преступления" в июне 1939 г.

В первые месяцы Великой Отечественной войны Усть-Усинский райком ВКП(б) утвердил Андрея Николаевича комиссаром первого оленеводческого отряда РККА. Именно ему был поручен провод людей и оленей из области Коми на Карельский фронт. 27 ноября 1941 г. райком создал в отряде временную партийную организацию из 14 человек и определил маршрут движения по направлению Усть-Уса - Архангельск. Поход первого отряда был наиболее трудным, так как дорога пролегала по незнакомым местам и разведка маршрута проводилась на ходу.

А.Н. Смирных составил карту движения и вел дневниковые записи. Вот отрывок из этого дневника, отражающий нелегкие будни советского оленевода в военное время:
«24 декабря. Деревня Барковская. Провел совещание с политруками групп 1, 3, 10, 8, 7, 9-й о проведении массово-политической работы среди бойцов, дал задание добиться собирать оленей и запрягать не более 3 часов, так как на сбор, запряжку группы тратят по 6-7 часов, теряют много кормовых часов. Объявить по группам борьбу за лишний кормовой час для оленей, сохранить у оленей упитанность, в группах 2, 6, 4, 5-й послал провести совещание с политруками тов. Габова. Габов работает прекрасно, трудолюбивый, хороший большевик, снял с политруков Михеева - большой бездельник. Предложил тов. Габову расследовать материал на Рочева Н.Н. и Корякина И.И. и установить за ними политнаблюдение.»
Личный состав оленетранспортного эшелона на марше. Отдых в пути.

Итог похода подведен в политдонесении А.Н. Смирных в Усть-Усинский райком ВКП(б): "Отряд состоял из 10 групп, бойцов 316 человек, оленей 1681 голова, 10 чумов, одной палатки, саней с упряжью 341, оленегонных собак 44. Следование продолжалось… с 28 ноября 1941 г. по 9 февраля 1942 г., на расстоянии 1509 км сделано переходов 33. За время следования в пути… проведено 76 занятий, количество часов - 158, проведено 2 партийных собрания… 5 совещаний среди политруков. Среди бойцов была организована читка художественной литературы, книгами был обеспечен каждый боец… проводилась политинформация, чтение сводок Советского информбюро… Во всех группах бойцы были охвачены социалистическим соревнованием за лучшее сохранение оленей, сохранение упитанности оленей, за лучшее содержание упряжи, саней, содержание в чистоте и опрятности самих себя и чумов… Выпущено 53 номера боевых листков… Партийная организация отряда в движении эшелона являлась авангардом отряда… Из 316 бойцов сдано в части РККА 310 чел, 3 - положены в пути в больницы, 3 - арестованы и преданы суду. Бойцы в часть пришли физически бодрые, политически и идейно, в основном здоровые. Из 1681 головы оленей сдано частям 1529 голов, пригодных к работе...»

Формирование олене-транспортных подразделений (батальонов и рот) происходило вблизи Архангельска. Оттуда пастухов и других воинов, а также животных погрузили в вагоны, нарты и другое имущество — на платформы. Транспорты выгрузились на одной, из станций Карелии и поступили в распоряжение частей и соединений 14 Армии. Транспорты были распределены по дивизиям и бригадам.
Особенно напряженными для воинов, занятых на обслуживании олене-транспортных подразделений, были зимы 1942-1943 и 1943-1944 годов. Работа была поставлена так: едва стемнеет, как десятки оленьих упряжек направлялись на передний край. Транспорты увозили для обороняющихся под­разделений боеприпасы, колья, и проволоку для заграждений, продукты питания и теплую одежду. С рубежей обороны вывозили раненых и убитых.

Оленьи упряжки использовались для связи. Нередко бойцы на упряжках разыскивали в лесу и в тундре наши самолеты и летчиков, совершавших вынужденную посадку или летчиков, выпрыгнувших с парашютом. Подвозили горючее для самолетов. Если же самолет, из-за поломки не мог эксплуатироваться, разобранные по частям машины вывозили. На упряжках не раз транспортировали орудия и минометы. На дальние расстояния в разобранном виде, а на ближние лёгкие артиллерийские пушки устанавливали на специальные лыжи и так перевозились. Был такой случай. Перед наступлением к фронту двигалась батарея реактивных орудий «Катюша». Одна из машин застряла в снежных заносах. Артиллеристы к колесам приспособили лыжи, и с помощью четырех упряжек установка была доставлена на позицию.
Разгрузка бомб с оленьих упряжек на заполярном аэродроме.

С. П. Шерстобитов — участник боев на Севере, уроженец Мурманска в годы войны был командиром взвода, в котором в основном служили наши земляки — ижемцы и уроженцы Усть-Усинского района, вспоминает:
— Однажды ранней зимой через водохранилище переправлялся санный поезд с грузом, в котором задействованы до 300 оленей. Примерно в середине водохранилища поезд настигло шедшее резервное стадо около 500 оленей. И лед не выдержал. Сержант П.Л. Хатанзейский (родом из Кипиева) не растерялся, уверенным голосом ободрял попавших в беду солдат: «Олени не тонут, они держат сани! Стойте на санях! Гоните оленей вперед! Только вперед!» Молодые солдаты из бывших оленеводов крепко стояли на санях, проворно работали хореями. Олени пробивались к прочному льду, выпрыгивали и вытягивали сани. Люди не пострадали и груз был спасен.
С. П. Шерстобитов тепло отзывался о воинах ижемских сел: «Мужеством и мастерством управления упряжками в условиях фронтовой обстановки особо выделялись ефрейторы Иван Иванович Чупров, Михаил Николаевич Артеев, сержанты Порфирий Леонтьович Хатанзейский, Федор Сергеевич Филиппов, Федор Николаевич Артеев и другие».
В летние и осенние месяцы олени выпасались на ягельных и травянистых пастбищах, а небольшая часть животных использовалась на вьючных работах, в основном, по перевозке боеприпасов.
Оленье-транспортные отряды успешно действовали в составе, войск Карельского фронта. Об этом свидетельствуют такие данные: только в частях 14 Армии с конца 1941 года до весны 1944 года, было вывезено с поля боя раненых и больных 10142 солдата и офицера, перевезено боеприпасов, продовольствия и других грузов более 17000 тонн, вывезено из тундры 162 аварийных самолета, выполнено много и других работ.


Кроме 14 Армии олений транспорт использовался и в 19 Армии, сформированной в 1942 году.

Кроме Олене-транспортных подразделений использовались также:
Ишачьи-транспортные подразделения

Конные транспортные подразделения


Источники
http://kp.rkomi.ru
http://www.rusarchives.ru
http://zveri-zveri.livejournal.com
http://rgakfd.altsoft.spb.ru
http://fotki.yandex.ru

Четвероногие бойцы. Собакам второй мировой посвящается.

Метки: Архангельск

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

11
6 2 6
Автор: Вася Пупкин,
Другие новости

Оставить комментарий

LolitaBonapart Добавил(а) :
16 мая 2012 18:48 #
олень Яша
олень Яша
Вася Пупкин
Вася Пупкин Добавил(а) :
16 мая 2012 18:51 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикПокажитесь уже всеАктивный участник Профсоюза3Зонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовКорона - репутация +100Коньяк за первую публикацию
Написал LolitaBonapart, Сегодня, 18:48
олень Яша

Знакома с ним?
Написал LolitaBonapart, Сегодня, 18:48
олень Яша
Знакома с ним?

показать все комментарии (14)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!