Крылья победы. «бетонный самолет»

Ил-2 штурмовик – легендарный боевой самолет второй мировой, участник множества компьютерных игр и авиасимуляторов в наше время и герой сотен воздушных сражений во время Великой Отечественной. Ил-2 был разработан знаменитым авиаконструктором Сергеем Ильюшиным в 1939 году и надо сказать, что среди немалого количества военных самолетов, участвовавших в сражениях, этот штурмовик в России является одним из самых знаменитых, если не самым знаменитым.

На фото - штурмовик Ил-2М3 в полете.

Из всех самолетов, созданных в ОКБ Илюшина во время Великой Отечественной, Ил-2 получил наибольшее распространение и популярность в наших войсках, и в то же время именно он, наряду с У-2, вызывал особенную неприязнь как в авиации Вермахта, так и в других войсках фашистской Германии. Немецкие солдаты нарекли этот самолет множеством различных прозвищ, которые могут точно охарактеризовать его роль в сражениях против Германии: Ил-2 называли «мясорубкой», «черной смертью», «бетонным самолетом». Также он получил и еще одно прозвище – «Железный Густав», поскольку самолет имел в своей конструкции металлический бронекорпус.

Вообще, фюзеляжи самолетов второй мировой, особенно советских, отличались одной интересной особенностью – элементы их конструкции, в том числе и несущие, были сделаны из самых невероятных материалов: фанеры, дерева, плексигласа. Если современный самолет буквально набит электроникой, то в то время ее было очень мало, точнее, ее почти не было. Управление самолетом осуществлялось вручную, и это требовало от экипажа огромного мастерства, учитывая еще то, что боевой самолет не только совершал вылеты, а еще подвергался постоянной опасности нападения противника и сам должен был принимать участие в таких нападениях.

Штурмовик Ил-2 являлся по сути многоцелевым, и его применение во время военных действий было чрезвычайно широко. Он поступил в Красную Армию за месяц перед началом войны, в ВВС СССР было передано около сотни этих самолетов, а построено было к тому моменту более двухсот. Их получил Четвертый авиаполк (ШАП), которым командовал полковник Гетман. Полк базировался на аэродроме Богодухово, под Харьковом. В него было передано 17 штурмовиков, остальные же поступили незадолго до 22 июня 1941 года. К сожалению, в ходе напряженных боев почти все машины из первых поступлений были вскоре потеряны.

А вам ноты и скрипичный ключ на борту ничего не напоминают? :)

Ил-2 был сконструирован как моноплан, имел винтовой двигатель жидкостного охлаждения, а шасси этого самолета убирались лишь наполовину – такова была особенность конструкции, так называемые «полуубирающиеся шасси». Системы жизнеобеспечения самолета (двигатель, система охлаждения, топливные и масляные баки) были бронированы. Броней были обшиты и места расположения пилотов в машине.


В первой модификации Ил-2 бронекорпус прикрывал только пилота, в дальнейшем с созданием Ил-10 этот недостаток был ликвидирован. Экипаж Ил-2 состоял из двух человек – пилота и стрелка-радиста. Стрелок, место которого находилось позади пилота, не был прикрыт бронекорпусом, но со стороны хвоста его все же защищала так называемая бронеспинка – лист 8-мм брони, расположенный позади места стрелка, хотя эта защита была явно недостаточной. Опытный образец этого самолета, или прототип, как принято говорить сейчас, носил название ЦКБ – 55, а позже БШ-2 (аббревиатура от Бронированный Штурмовик Второй). Первый вариант был двухместным, но затем Ильюшин разработал вариант и одноместного Ил-2, который имел лучшие скоростные и маневренные характеристики. Успеха одноместный штурмовик не имел, так как из-за отсутствия оборонительного вооружения среди одноместных «илов» происходило много потерь.

Ил-2 1941 года (второй серии) - одноместный

Ил-2 применялся для уничтожения танков, колонн с продовольствием и бронетехникой, малых укрепленных узлов, участвовал в налетах на склады и оборонительные позиции частей Вермахта, и, разумеется, в боях с самолетами противника. Четких инструкций по боевому применению штурмовика не существовало, и поэтому пилоты использовали машину по текущей боевой ситуации, благо вооружение Ил-2 было чрезвычайно разнообразным.


Вооружение Ил-2.

Вооружение этого самолета во многом определяло секрет успеха его среди других братьев по оружию. Самолет был укомплектован двумя авиационными пушками ШВАК, конструкции Шпитального и Владимирова (пошли в серию в 1936 году), это были первые пушки калибра 20 мм, используемые на самолетах Великой Отечественной, и вообще первые советские авиапушки такого калибра. Снаряды подавались с помощью ленты, перезарядка осуществлялась механическим способом, скорострельность достигала 800 выстр. мин. Конструкция пушки ШВАК имела три варианта: турельный, крыльевой, и так называемый «мотор-пушка».

Боекомплект ШВАК – снаряды с латунной гильзой, цилиндрической формы, имевшие закраину в донной части. Такая конструкция приводила к затруднениям при выбросе гильзы после выстрела, так как закраина мешала ее извлечению. Иногда по этой причине ШВАК заклинивало. Кстати, именно по этой же причине подвергались аналогичной поломке и винтовки СВТ (самозарядная винтовка Токарева) - патрон винтовки имел точно такую закраину, без привычной проточки по диаметру гильзы, которая тогда была уже реализована у немцев. За эту проточку цеплялся зацеп гильзосбрасывателя при выбросе гильзы. Правда, потом в СССР реализовали это решение.

Bf.109. после попаданий 20-мм снарядов ШВАК

Пушка ШВАК была укомплектована бронебойно-зажигательными и бронебойно-осколочными снарядами. Конечно, на Ил-2 были установлены традиционные для того времени пулеметы – два крыльевых (ШКАС – конструкции Шпитального и Комарицкого, калибр 7,62 мм, в серию пошли с 1932 года), и кормовой УБТ, калибра 12,7 мм (универсальный пулемет Березина турельный, конструкции Березина и Никитина, в серию пошел в 1941 году) На пулемете УБТ, кстати, отсутствие проточки на гильзе играло и положительную роль: скорострельность его была выше немецких аналогов, поскольку гильза с проточкой не могла быть подхвачена зацепом при скорострельности более 1 000 выстрелов в минуту.

ШКАС

Задний стрелок двухместного Ил-2 с 12,7-мм пулеметом УБТ на полутурельной установке.

Другую часть вооружения штурмовика составляли авиабомбы – так называемые ПТАБ (противотанковая авиабомба). ПТАБ это 2.5 кг – кассетная бомба, снаряженная кассета включала 48 ПТАБов. Она была разработана конструктором Ларионовым в ЦКБ-22. В боекомплект Ил-2 входило 4 контейнера с ПТАБами. Бомба была оборудована донным взрывателем и снабжена кумулятивным зарядом. При сбрасывании контейнера бомбы накрывали площадь размерами до 3 000 квадратных метров, а поскольку верхняя броня танка довольно слабая, то ПТАБы эффективно справлялись с задачей уничтожения танков.

Противотанковые кумулятивные авиабомбы (ПТАБ). Вес 2.5 кг. Пробивали броню толщиной 70мм. Впервые применены в Курской битве.

Брал Ил-2 и обычные фугасные авиабомбы ФАБ-100. Ну и наконец, этот уникальный самолет Великой Отечественной был укомплектован наиболее прогрессивным вооружением того времени – авиационными ракетами. Тогда они носили маркировку РС – реактивный снаряд, или НУРС – неуправляемый реактивный снаряд. Первые такие ракеты появились в 20-х годах, а полностью рабочие – в 1929 году. НУРС использовались для реактивных минометов типа БМ-13 «Катюша» и подобных, а маркировка РС обычно употреблялась в авиации. Ил-2 был вооружен РС-82 или РС-132 (калибр 82 мм или 132 мм), это были осколочные снаряды малой дальности действия – до 7 километров, вес заряда составлял 360 граммов и 900 граммов соответственно, а радиус эффективного поражения - до 10 метров.


82-мм неуправляемый реактивный снаряд РС-82.

Авиационный реактивный снаряд РС-132.

В воздухе самолету сообщал движение винт, приводимый во вращение с помощью V-образного 12-цилиндрового двигателя АМ-38 мощностью более 1 500 л. с. Объем этого двигателя составлял более 46 литров, он был разработан в КБ Микулина, производился на ФГУП ММПП «Салют» в Москве. Надо сказать, что в числе новшеств на Ил-2 впервые была применена технология, позволяющая изготовлять детали брони, имеющие сложную (криволинейную) поверхность, так называемая ШНБ – штампованная неоднородная броня. Кроме того, «колпак» кабины на нем также был из пулестойкого материала.


Модификации Ил-2.

С тех пор, как первый Ил-2 взлетел в предвоенное советское небо (это случилось 2 октября 1939 года, в Европе в то время уже шла война), он прошел несколько модификаций. Кстати, штурмовиком в первом полете управлял известный советский летчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки, которому в то время было 35 лет. Конечно, самолет прошел немало модификаций с целью усовершенствования. Давайте посмотрим, какие же модификации Ил-2 проводились во время войны:

ИЛ-2 Первая модификация, самолет поступил под ней в серийное производство. Как уже говорилось, самолет имел и одноместный вариант исполнения, причем на месте, где располагался стрелок, был установлен топливный бак.

ИЛ-2 АМ – 38Ф Эта модификация произведена в январе 1943 года, на самолет был установлен более мощный двигатель АМ-38 форсированный, с увеличенной мощностью. Мотор начал ставится на все Ил-2 с февраля 1943 года.

Ил-2 АМ-38Ф

ИЛ-2 М-82 и ИЛ-2 М-82ИР Одноместный штурмовик с мотором М-82. Испытания производились в августе 1942 года. Мотор имел большую мощность - 1 675 л. с. Испытания на заводах были завершены успешно, но все же в серийное производство самолет не пустили.

Ил-2 М-82 Тяжелый штурмовик.

ИЛ-2 ШФК-37 Также одноместный вариант, кроме пулеметов был вооружен еще пушками ШФК-37 (конструкция Шпитального, фюзеляжно-крыльевая, 37-мм). Эти «илы» принимали участие в Сталинградской битве во время разгрома печально известной 6-й армии генерала Паулюса, несколько самолетов базировались на аэродроме в районе станицы Качалинская. В серийное производство этот самолет также не пошел.

Ухудшение пилотажных характеристик нового штурмовика, так же как и Ил-2 с пушками ШФК-37, было связано с большим разносом масс по размаху крыла и наличием обтекателей пушек.


ИЛ-2 НС-45 И этому штурмовику не суждено было выйти в серию. Модификация его состояла в установке на самолет крыльевых пушек типа НС-45, однако испытания выявили, что эти пушки малоэффективны для стрельбы по наземным целям, а ведь для этого они и предназначались ! НС-45 имела чрезвычайно сильную отдачу, из-за этого падала кучность стрельбы и было решено это новшество не применять.

Ил-2 с 45-мм пушками НС-45. Государственные испытания,февраль 1944 г.

ИЛ-2 НС-37 А этот самолет после модификаций успешно прошел все испытания, после чего был допущен к серийному производству. НС-37, как вы уже догадались, это название противотанковой пушки калибра 37-мм, которой был укомплектован штурмовик. На этой модели не было РС, только пушки (две штуки), и бомбы – нагрузка в 100 кг. В боекомплект пушек входили 100 снарядов, и разумеется, на самолете были установлены неизменные пулеметы. В сборку входил и форсированный мотор АМ-38Ф. Усовершенствованный самолет был приспособлен в основном для борьбы с бронетехникой.


ИЛ-2 М3 или ИЛ-2 КСС Эта модификация явилась наиболее масштабной из всех. КСС значит «крыло со стрелкой» - оконечности консолей крыльев Ил-2 были слегка отведены назад, что улучшало центровку самолета и повышало его остойчивость в воздухе. Уже известный вам мотор АМ-38Ф был тоже слегка модернизирован – мощность его увеличилась до 1 720 л. с. Также были произведены и другие улучшения – как известно, изначально штурмовик этот имел крылья, изготовленные из дерева. В КСС этот недостаток был убран – крылья стали делать из металла. Была улучшена система управления рулем высоты, а также было применено еще одно интересное нововведение: топливный бак Ил-2 был изготовлен из металла, и при попадании пули или снаряда топливо вытекало – самолет мог загореться и погибнуть. Теперь же бак был сделан из фибры, особого материала высокой прочности, а стенки его обрабатывались спецсоставом, который при нарушении целостности стенок бака затягивал повреждения, наподобие как в бескамерной шине автомобиля, повышая живучесть самолета во время боя и после него. Спецсостав увеличивал вязкость в соединении с кислородом воздуха, и это его свойство было использовано в модернизации. КСС – самая поздняя модификация штурмовика, после нее Ил-2 уже не пытались улучшить, потому что были разработаны более совершенные самолеты, такие, как Ил-10.


Ил-2 КСС (крыло со "стрелкой")

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

11
Автор: Вася Пупкин,
Другие новости

Оставить комментарий

asidfox
asidfox Добавил(а) :
9 мая 2012 15:00 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментов
Sega280
Sega280 Добавил(а) :
9 мая 2012 23:10 #
ПивоРыбкаТортикКоньяк за первую публикацию
А фоты где?
А фоты где?

показать все комментарии (12)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!