Базилика Сакре-Кёр (Париж)
В 1871 году католический мир пережил серию печальных событий: поражение Франции в войне с Пруссией, многомесячная осада Парижа, “кровавая неделя” Парижской коммуны, пленение французского императора пруссаками и пленение папы римского Пия IX в результате аннексии Ватикана…

По призыву Церкви в стране была объявлен сбор средств для строительства гигантской базилики “во искупление грехов”. Местом для строительства был выбран Монмартр, где как раз и началась братоубийственная война между коммунарами и версальцами. На конкурсе победил проект архитектора Поля Абади, предложившего построить базилику, в которой причудливо сочетаются элементы византийской, романской, готической и ренессансной архитектуры, что должно было символизировать взаимную терпимость и согласие.

Предложение о сооружении нового храма в память о жертвах франко-прусской войны, сделанное в 1871 году, подверглось сильной критике, но получило поддержку депутатов, давших согласие в 1873 году. Средства на строительство собирались по общественной подписке.

16 июня 1875 года, при закладке первого камня, в грунт холма был положен бронзовый медальон “Франция преподносит Христу монмартрскую базилику”, ящичек с французскими медалями, а также пергамент с протоколом церемонии основания Базилики Сакре-Кёр.

Сакре-Кёр в переводе с французского — Святое сердце, то есть буквально это базилика Святого Сердца (имеется в виду Сердце Христа).

Работы вскоре были прерваны для того, чтобы укрепить почву холма, изрытого старинными каменоломнями. Строительство закончилось лишь в 1914 г. Освящение церкви состоялось в 1919 году.

Сторонники Республики возражали против сооружения в столице храма в псевдовизантийском стиле, чуждого и традиционному облику Парижа, и идеалам Великой французской революции. В парламенте резко критиковал проект Жорж Клемансо, а знаменитый писатель Эмиль Золя громогласно возмущался этой “всеподавляющей каменной массой, доминирующей над городом, где началась наша Революция”.

Долгое время базилика считалась символом “ярого клерикализма”, а парижане дали ей ехидное название — “национальный торт”. Впрочем, жаркие споры вокруг архитектурных и идейных особенностей Сакре-Кёр давно прекратились: силуэт базилики вписался в парижский пейзаж и стал наиболее частым сюжетом, воспроизводимым на почтовых открытках и в рекламных проспектах

Публичный культ Сакре-Кёр был введен во Франции Екатериной Медичи во второй половине XVII века. Согласно католической версии, Сакре-Кёр — сердце Иисуса Христа, пробитое копьем во время распятия и вечно кровоточащее за человечество.

Форма куполов повторяет силуэт базилики XII в. Сен-Фрон в Перигё на юге Франции. Высота основного купола 83 м, высота колокольни около 100 м. Один из колоколов базилики — “Савояр” — весит 19 т с языком в 850 кг, отлит в Анси в 1891 г. Это самый большой колокол Парижа.

Внутри базилика украшена цветными витражами и монументальной мозаикой на тему “Благоговение Франции перед Сердцем Господним”, выполненной в 1912—1922 годах художником Люком-Оливье Мерсоном.

С вершины Монмартра, куда ведет широкая многоярусная лестница, открывается панорама Парижа и вид вокруг в ясную погоду на 50 км. Сакре-Кёр — самая фотографируемая достопримечательность французской столицы.

По призыву Церкви в стране была объявлен сбор средств для строительства гигантской базилики “во искупление грехов”. Местом для строительства был выбран Монмартр, где как раз и началась братоубийственная война между коммунарами и версальцами. На конкурсе победил проект архитектора Поля Абади, предложившего построить базилику, в которой причудливо сочетаются элементы византийской, романской, готической и ренессансной архитектуры, что должно было символизировать взаимную терпимость и согласие.

Предложение о сооружении нового храма в память о жертвах франко-прусской войны, сделанное в 1871 году, подверглось сильной критике, но получило поддержку депутатов, давших согласие в 1873 году. Средства на строительство собирались по общественной подписке.

16 июня 1875 года, при закладке первого камня, в грунт холма был положен бронзовый медальон “Франция преподносит Христу монмартрскую базилику”, ящичек с французскими медалями, а также пергамент с протоколом церемонии основания Базилики Сакре-Кёр.

Сакре-Кёр в переводе с французского — Святое сердце, то есть буквально это базилика Святого Сердца (имеется в виду Сердце Христа).

Работы вскоре были прерваны для того, чтобы укрепить почву холма, изрытого старинными каменоломнями. Строительство закончилось лишь в 1914 г. Освящение церкви состоялось в 1919 году.

Сторонники Республики возражали против сооружения в столице храма в псевдовизантийском стиле, чуждого и традиционному облику Парижа, и идеалам Великой французской революции. В парламенте резко критиковал проект Жорж Клемансо, а знаменитый писатель Эмиль Золя громогласно возмущался этой “всеподавляющей каменной массой, доминирующей над городом, где началась наша Революция”.

Долгое время базилика считалась символом “ярого клерикализма”, а парижане дали ей ехидное название — “национальный торт”. Впрочем, жаркие споры вокруг архитектурных и идейных особенностей Сакре-Кёр давно прекратились: силуэт базилики вписался в парижский пейзаж и стал наиболее частым сюжетом, воспроизводимым на почтовых открытках и в рекламных проспектах

Публичный культ Сакре-Кёр был введен во Франции Екатериной Медичи во второй половине XVII века. Согласно католической версии, Сакре-Кёр — сердце Иисуса Христа, пробитое копьем во время распятия и вечно кровоточащее за человечество.

Форма куполов повторяет силуэт базилики XII в. Сен-Фрон в Перигё на юге Франции. Высота основного купола 83 м, высота колокольни около 100 м. Один из колоколов базилики — “Савояр” — весит 19 т с языком в 850 кг, отлит в Анси в 1891 г. Это самый большой колокол Парижа.

Внутри базилика украшена цветными витражами и монументальной мозаикой на тему “Благоговение Франции перед Сердцем Господним”, выполненной в 1912—1922 годах художником Люком-Оливье Мерсоном.

С вершины Монмартра, куда ведет широкая многоярусная лестница, открывается панорама Парижа и вид вокруг в ясную погоду на 50 км. Сакре-Кёр — самая фотографируемая достопримечательность французской столицы.

1
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (3)
Написать комментарий: