Советские СУПЕРтанки
Т-35
Советские инженеры стали создавать в начале 1930-х годов тяжелый танк, которому предстояло стать единственным в мире пятибашенным танком, выпускавшийся серийно, и самым мощным танком Красной Армии 1930-х годов.
Танк должен был прорывать оборонительные полосы, какие применялись в Первую мировую и наши инженеры решили «дать каждой киске по миске», то есть возложить отдельные боевые задачи именно на те артсистемы, коим они подходят в максимальной степени.
Для уничтожения живой силы в двух вращающихся башенках установили два пулемета. Для борьбы с танками в башнях побольше разместили два 45 мм орудия, имевших высокую скорострельность и дульную скорость, достаточную для поражения машин 1930-х годов. А в главной, самой верхней башне поставили трехдюймовку, возложив на неё задачу борьбы с огневыми точками и проволочными заграждениями с помощью осколочно-фугасной гранаты. Так родился пятиглавый дракон РККА. Выпущена была 61 машина.
До 1941 года Т-35 ни в каких боевых действиях не участвовали, но часто использовались в военных парадах, являясь зримым воплощением военной мощи СССР. Во время начального этапа Великой Отечественной танки были брошены в бой в составе 34-й танковой дивизии Киевского ОВО, однако очень быстро были потеряны, в основном — из-за технических неисправностей (лишь семь танков было потеряно в бою).
Захваченный немцами краса и гордость РККА Т-35
Сегодня о нем вспоминают как о техническом курьёзе, а ведь это уникальный памятник эры индустриальной. Создавать орудия, укрывать их броней, перемещать на гусеницах с помощью двигателя внутреннего сгорания тогда уже умели. И, поскольку о трудностях передачи сообщений в условиях боя знали не понаслышке, свели максимум боевых средств в одну машину.
Танк СМК (Сергей Миронович Киров)
СМК превосходил тяжелый танк Т-35 в скорости, по запасу хода, проходимости, мог преодолевать подъем в 40 градусов, тогда как для Т-35 крутизна более 15 была пределом. Первоначально танк должен был иметь ту же систему подвески, что и Т-35, но она была не очень надежной и требовала для защиты громоздких и тяжелых броневых экранов. Вот почему уже на раннем этапе проектирования от нее было решено отказаться и впервые в СССР использовать на тяжелом танке торсионную подвеску уже применявшуюся на легких шведских и германских танках.
Но вот 30 ноября 1939 года началась советско-финлядская война. Войска Ленинградского военного округа двинулись вперед, но натолкнулись на сильно укрепленный рубеж, мощную ситему дотов и других укреплений, преодоление которых в условиях быстро наступившей суровой зимы вызывало серьезные трудности. Узнав об этом, дирекция Кировского завода выступила с инициативой применить разработанные тяжелые танки для прорыва встретившихся на пути войск вражеских укрепления. В район боевых действий срочно были доставлены танки СМК и КВ, туда же доставили и опытный двухбашенный танк Т-100.
Поступил приказ поддержать наши части, прорвавшиеся в район Сумы. Все опытные машины построились в колонну, танк СМК впереди, и двинулись вперед. В пути одно из попаданий заклинило главную башню. Танк к тому времени уже вышел на дорогу. У развилки Кямери-Выборг водитель заметил груду ящиков и, видимо, наехал на них. Раздался сильный взрыв, СМК остановился. Механик-водитель В.И.Игнатьев, оглушенный взрывом, потерял на время сознание, был тяжело ранен сержант Могильченко, но экипаж не покинул машину. Два других танка - кировский КВ и тяжелый Т-100, прикрыли СМК своей броней.
Образовалась своеобразная треугольная крепость из трех машин. Танкисты не только отстреливались, но и пытались поставить СМК на ход, но это им не удавалось - сдвинуть с места танк не удалось. В течение пяти часов танки вели бой в глубине финских позиций. Расстреляв весь боезапас, экипаж СМК перебрался на Т-100. Перегруженная "сотка" (с 15 членами экипажа!) в сопровождении танка КВ вернулась в расположение 20-й танковой бригады.
Опытный двухбашенный танк СМК до конца войны оставался на месте подрыва. Впоследствии его удалось сдвинуть с места лишь с помощью шести танков Т-28. Его отбуксировали на станцию Перк-Ярви и в разобранном виде отправили на Кировский завод. По заданию АБТУ РККА завод должен был отремонтировать танк и передать его на хранение в подмосковную Кубинку. Но по ряду причин ремонт произведен не был. СМК пролежал на задворках завода до 50-х гг., после чего пошел в переплавку.
Т-100
Т-100 (в ряде документов также машина 100 или просто 100) — экспериментальный советский двухбашенный тяжёлый танк конца 1930-х годов.
Один из последних советских танков многобашенной компоновки. Вместе с близким к нему по характеристикам экспериментальным двухбашенным тяжёлым танком СМК и опытным образцом тяжёлого танка КВ-1, Т-100 проходил фронтовые испытания в боях на «Линии Маннергейма» в ходе Финской войны.
По итогам испытаний на вооружение танк принят не был и серийно не выпускался.
В отчете по полигонным испытаниям Т-100, отмечалось, что танк Т-100 полностью соответствует заданным ТТХ. В качестве недостатков отмечалась нестабильная работа системы охлаждения, слабая надежность вентилятора, неудачная конструкция сеток охлаждения. Как достоинство отмечалось наличие пневматической системы управления танком.
Несмотря на общее соответствие танка выдвигаемым требованиям, комиссией было признано нецелесообразным рекомендовать Т-100 к принятию на вооружение, поскольку танк КВ превосходил его по основным ТТХ.
В целом, Т-100 был достаточно удачной машиной. Танк в принципе соответствовал оперативно-тактическим взглядам по его применению. Бронирование танка также соответствовало предъявленым требованиям, а вооружение позволяло вести массированный и маневренный круговой огонь одновременно в различных направлениях. По всем показателям Т-100 существенно превосходил Т-35. Однако танк имел и такие типичные для многобашенных танков недостатки, как большой размер, многочисленность экипажа и сложность в производстве.
КВ-4
Пожалуй, это самые противоречивые машины, не только среди таков под индексом КВ, а и вообще в СССР. Шутка ли, по какому танку подавалось сразу 20 проектов, да ещё и настолько разных?
К проектированию этого танка привлекли почти всех инженеров КБ Кировского завода и поставили это на конкурсную основу. Все авторы с большим энтузиазмом принялись за дело.
Задание, полученное ими, было довольно трудным: установка сразу двух пушек и никогда не применявшаяся на отечественных танках 125-130 мм броня приводили к необходимости усиления шасси и обуславливали резкое повышение массы танка. Творческая мысль участников проектирования не ограничивалась, и проектанты этим широко пользовались.
Исходя из заданных характеристик, они разработали и выдвинули довольно пеструю гамму идей. По массе предполагалось строить 80-, 90- и даже 100-тонные танки. Самый "легкий" из проектов удался инженеру Н.Духову - 82,5 тонн. Самый тяжелый получился у конструктора Г. Крученых - 107 тонн.
Несмотря на столь большое разнообразие ни один из проектов не вышел за стадию предварительного проектирования. Причиной этому послужила начавшаяся в июне 1941 г. война с Германией, когда все мощности ЛКЗ и ЧКЗ были направлены на постройку серийных танков КВ и Т-34.
Т-100Y
База Т-100 послужила для разработки нескольких боевых машин, созданных по опыту боев в Финляндии.
В ходе изготовления бронедеталей для ускорения сборки машины форма рубки была изменена на более простую. Новая самоходная установка получила индекс Т-100-У (игрек). Бронекорпус Т-100-У поступил с Ижорского завода 24 февраля, 1 марта началась сборка машины, и 14 марта готовая самоходка совершила свой первый выезд. Но война к этому времени уже кончилась, и испытать Т- 100-Y в боевой обстановке на удалось.
Но новая башня так и не была установлена на танк: в связи с принятием на вооружение КВ-1 и КВ-2. АБТУ РККА прекратило все работы по дальнейшему совершенствованию Т-100.
8
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (33)
Написать комментарий: