УралВагонЗавод: Путь от Т-34 до Т-90
Уралвагонзавод - крупнейший в России производитель танков. Говорят, что он даже занесен в книгу рекордов Гиннеса не только как крупнейший танкостроительный завод, но и как крупнейшее по занимаемой площади промышленное предприятие.
Танкостроение на УВЗ, как и немалая часть оборонки на Урале - результат эвакуации оборонных заводов из западной части СССР во время войны. Именно в Нижний Тагил был эвакуирован Харьковский паровозостроительный завод, на котором до войны Кошкин и Морозов создали Т-34. Александр Александрович Морозов возглавил конструкторское бюро и 8 декабря 1941 УВЗ выпустил свой первый Т-34. За годы войны производство развернули так, что тридцатьчетверок выпустили более 30 тысяч.
В дальнейшем, после войны, Морозов вернется в Харьков, а конструкторский отдел УВЗ под руководством Карцева позже Венедиктова и затем Поткина пройдет самостоятельный тернистый путь развития от Т-34 до Т-90.
Т-34
T-34 — советский средний танк периода Великой Отечественной войны и благодаря своим боевым качествам Т-34 был признан рядом специалистов лучшим средним танком того периода истории.
Т-34 имеет классическую компоновку. Экипаж танка состоит из четырёх человек — механика-водителя и стрелка-радиста, располагающихся в отделении управления и заряжающего с командиром, выполняющим также функции наводчика, которые находились в двухместной башне.
Серийный выпуск Т-34 и его модификаций осуществлялся в военные и послевоенные годы. Последняя из модификаций (Т-34-85) состоит на вооружении некоторых стран и по сей день.
Т-54
В 1945 году сотрудники конструкторского бюро Уральского танкового завода разработали и изготовили несколько Т-34-100 с дальнобойной 100-мм пушкой, которая прекрасно зарекомендовала себя в боях. К сожалению, на испытаниях выявилось неприятное обстоятельство - трансмиссия машины оказалась слабой для такой артсистемы и после испытаний и неизбежных доводок его все таки приняли на вооружение под обозначением "Т-54 образца 1946 года".
На лобовом листе Т-54 уже не было смотровой щели для механика-водителя, а вместо нее на крыше корпуса установили два призменных, перископических прибора наблюдения. Лобовой лист, став монолитным, лучше переносил попадания снарядов. На более крупной башне установили новую пушку и спаренный с нею 7,62-мм пулемет СГ-43.
С 1946 года Т-54 и его модификации по всем параметрам превосходили иностранные средние танки, а его орудие было самым мощным. Лишь спустя 12 лет англичане создали более мощную танковую пушку калибром 105 мм.
"Объект 140"
В рамках создания принципиально нового среднего танка в начале 1950-х в «отделе 520» УВЗ (позднее — ОКБ-520, УКБТМ) под руководством уже Главного конструктора А.А. Морозова было начато проектирование среднего танка «Объект 140» .
«Объект 140» имел классическую схему общей компоновки, но получил новую литую башню с вварной крышей сферической приплюснутой формой, где для удобства работы заряжающего была предусмотрена высокая башенка. Впервые для снижения загазованности боевого отделения конструкторы предложили внедрить механизм выброса стреляных гильз.
К 1957 году в Нижнем Тагиле было построено два опытных образца танка «Объект 140». Сравнительные испытания с харьковским «Объектом 430» на полигоне НИИБТ в Кубинке выявили ряд серьёзных недостатков в конструкции двигателя и трансмиссии «Объекта 140». Вскоре, по этим причинам и из-за проблем в КБ, «Объект 140» был снят с конкурса и работы по нему были прекращены.
Т-55
Этот танк - результат глубокой модернизации Т-54 с упором на противоатомную защиту, а также увеличенным боекомплектом пушки, повышенной мощностью двигателя, увеличенной емкостью топливной системы и установкой усовершенствованных ночных приборов. Серийно выпускался с 1958 года.
Ценой умеренных затрат удалось повысить их боевую эффективность до уровня танков Т-64А и Т-72 первых выпусков. При этом основное внимание уделялось усилению огневой мощи и защищенности при сохранении прежнего уровня подвижности.
На базе танка Т-55М был создан и серийно производился первый (и на сегодняшний день единственный) в мире танк с активной защитой, получивший обозначение Т-55АД.
Т-62
Эта машина создана в 1960 г. коллективом конструкторского бюро под руководством Л. Н. Карцева на базе узлов и агрегатов танка Т-55. В ней оптимально сочетаются мощное вооружение и высокая подвижность. Новая модель конструктора Карцева, результат дальнейшего совершенствования Т-55.
За время серийного производства было выпущено около 20000 танков Т-62, многие из которых принимали участие в десятках вооруженных конфликтов. Боевое крещение Т-62 получили во время операции «Дунай» в августе 1968 года. Испытание настоящим огнем произошло во время советско-китайского вооруженного конфликта в районе острова Даманский в марте 1969 года. Значительное количество Т-62 приняли участие в афганской войне, воевали в армяно-азербайджанском конфликте, сражались с исламской оппозиций в Таджикистане.
В 1961 г. на базе агрегатов Т-62 было создано несколько опытных образцов. Один из них средний танк "объект 167Т".
"Объект 167" и "Объект 167Т"
А вот об опытном среднем танке «Объект 167» упоминается не часто. «Объект 167» был разработан в 1961 году и на его опытных образцах исследовали вопросы применения управляемого оружия, механизированного заряжания пушки, многотопливного дизеля с наддувом, системы гидросервоуправления движением танка, а также ходовой части с поддерживающими катками.
«Объект 167» превосходил серийный Т-62 по огневой мощи, максимальной и средней скоростям движения, удельной мощности, плавности хода, защите от проникающей радиации. Танк прошел в полном объеме заводские испытания, а затем и полигонные в НИИБТ в Кубинке. По результатам последних средний танк «Объект 167» рекомендовался к принятию на вооружение Советской Армии, но его не приняли по причине развертывания работ по принципиально новому по конструкции и компоновочному решению среднему танку «Объект 432» запроектированному в Харькове.
Одной из модификаций танка был прототип с газотурбинным двигателем - «Объект 167Т». Впервые с конвейера он вышел 11 апреля 1963 года. Полигонные испытания машины показали, что запас хода ее оказался меньше, а расход топлива больше, чем у танка с дизелем. Дальнейшего развития танк «Объект 167Т» не получил, так как установка ГТД вызвала трудноразрешимые проблемы, связанные с очисткой воздуха и большим расходом топлива.
Впоследствии схемы компоновок этих машин с автоматом заряжания использовали при создании основного танка Т-72. Поэтому опытный средний танк «Объект 167» можно по праву считать дедушкой «Урала».
Т-72 "Урал"
Разработка Т-72 началась в 1967 году под руководством главного конструктора В.Н. Венедиктова, когда первый опыт эксплуатации Т-64 выявил недостаточную надёжность двигателя, ходовой части. Были проведены сравнительные испытания танков Т-64 харьковского и нижнетагильского производства. Последние показали более высокие результаты и на эти машины стали устанавливать новые двигатели и ходовую часть. Изготовленному образцу был присвоен индекс “объект 172М”. В 1973 году он был принят на вооружение под маркой Т-72 и вскоре получил наименование “Урал”.
В 1979 году на вооружение был принят модернизированный образец Т-72А, а в 1985 году - танк Т-72Б. Отличительной особенностью танков Т-72А является лазерный прицел-дальномер, новая комбинированная броня, система постановки дымовых завес. На танки Т-72Б ко всему прочему установлен комплекс управляемого вооружения "Свирь", навесная динамическая защита (с 1988-го - встроенная).
Применение автомата заряжания позволило увеличить забронированного объем боевого отделения. Комплекс управляемого вооружения обеспечивает ведение стрельбы управляемой ракетой днем с места и с коротких остановок. В качестве вспомогательного вооружения применяются спаренный пулемет ПКТ и зенитный пулемет НСВТ (с ручным управлением от командира). "Урал" недаром считался лучшим в мире танком, а его последние его модификации могут успешно конкурировать даже с самыми современными M1 Abrams.
Мое непосредственное знакомство с Т-72 произошло на базе хранения бронетанкого вооружения и техники летом 2002 года в Верхней Пышме, где ваш покорный слуга в составе 5-го нижнетагильского взвода находился на военных сборах в рамках обучения на военной кафедре НТФ УГТУ УПИ. Кульминацией всей этой летней "вылазки" в настоящую армию была сдача нормативов по вождению танка! Этого я не забуду еще очень долго…
Из моих еще неопубликованных мемуаров:
"…Добавляю газу, отпускаю сцепление и на второй передаче танк, дернувшись и лязгнув всеми своими металлическими побрякушками, бросается вперед. Я же, лязгнув зубами и тихонько подвывая от восторга, продолжаю" топить" педаль газа, выруливая на полосу препятствий. Сержант в "башне" что-то кричит по внутренней связи про показания приборов и я, даже не глядя на приборы, отвечая невпопад какие-то цифры, не отпуская газа (благо конструкция позволяет) переключаюсь на третью, продолжая разгон. Справа впереди небольшой зигзаг трассы, обходящий невысокую в полметра кирпичную стенку, но мне неинтересно вилять туда-сюда. Разогнавшись до пятой (а передач всего семь) проезжаю зигзаг по прямой, сношу нахрен стеночку (танк еле качнулся) и вместе с порцией сержантского отборнейшего русского мата и с чувством глубокого удовлетворения ухожу дальше на круг. В голове бьется мысль: "Я ВСЕМОГУЩ!!..."
Т-90
Модификация Т-72, созданная в 1989 году в конструкторском бюро «Уралвагонзавода» под руководством главного инженера Владимира Ивановича Поткина получила первоначальное название «объект 188» и вскоре после распада СССР в качестве основного танка был избран Т-72БУ, переименованный затем в Т-90.
Серийное производство началось в 1992 году и продолжалось всего 4 года, а затем было возобновлено лишь в 2004. Ракетно-пушечные танки Т-90 это новая генерация российских танков, созданых на основе тщательного изучения и осмысления тактики и стратегии применения танков в реальных условиях современного боя с учетом многолетнего опыта войсковой эксплуатации танков.
Автоматизированный комплекс управления огнем предназначен для ведения эффективной прицельной стрельбы на больших дальностях артснарядами и управляемым снарядом из танковой пушки с ходу и с места по движущимся и неподвижным целям наводчиком и командиром, днем и ночью. Дальность эффективной стрельбы и увеличение дальности видения ночью, повышена за счет установки в танк телевизионного прицела. Оптико-электронный комплекс подавления обеспечивает защиту танка от поражения противотанковыми управляемыми снарядами с полуавтоматическими системами наведения с обратной связью по трассеру.
Закрытая зенитная установка позволяет командиру вести прицельную стрельбу с использованием приводов дистанционного управления по воздушным, а в стабилизированном режиме — по наземным целям, оставаясь под надежной защитой брони. Встроенная динамическая защита эффективна против бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов. Сочетание встроенной динамической защиты и многослойной брони дает танку дополнительные возможности выживания в экстремальных боевых условиях.
По словам директора УВЗ этим летом на выставке вооружения в Нижнем Тагиле на полигоне Старателя состоится презентация первого в мире танка пятого поколения Т-95… Это будет прорыв!
Подождем, посмотрим…
Танкостроение на УВЗ, как и немалая часть оборонки на Урале - результат эвакуации оборонных заводов из западной части СССР во время войны. Именно в Нижний Тагил был эвакуирован Харьковский паровозостроительный завод, на котором до войны Кошкин и Морозов создали Т-34. Александр Александрович Морозов возглавил конструкторское бюро и 8 декабря 1941 УВЗ выпустил свой первый Т-34. За годы войны производство развернули так, что тридцатьчетверок выпустили более 30 тысяч.
В дальнейшем, после войны, Морозов вернется в Харьков, а конструкторский отдел УВЗ под руководством Карцева позже Венедиктова и затем Поткина пройдет самостоятельный тернистый путь развития от Т-34 до Т-90.
Т-34
T-34 — советский средний танк периода Великой Отечественной войны и благодаря своим боевым качествам Т-34 был признан рядом специалистов лучшим средним танком того периода истории.
Т-34 имеет классическую компоновку. Экипаж танка состоит из четырёх человек — механика-водителя и стрелка-радиста, располагающихся в отделении управления и заряжающего с командиром, выполняющим также функции наводчика, которые находились в двухместной башне.
Серийный выпуск Т-34 и его модификаций осуществлялся в военные и послевоенные годы. Последняя из модификаций (Т-34-85) состоит на вооружении некоторых стран и по сей день.
Т-54
В 1945 году сотрудники конструкторского бюро Уральского танкового завода разработали и изготовили несколько Т-34-100 с дальнобойной 100-мм пушкой, которая прекрасно зарекомендовала себя в боях. К сожалению, на испытаниях выявилось неприятное обстоятельство - трансмиссия машины оказалась слабой для такой артсистемы и после испытаний и неизбежных доводок его все таки приняли на вооружение под обозначением "Т-54 образца 1946 года".
На лобовом листе Т-54 уже не было смотровой щели для механика-водителя, а вместо нее на крыше корпуса установили два призменных, перископических прибора наблюдения. Лобовой лист, став монолитным, лучше переносил попадания снарядов. На более крупной башне установили новую пушку и спаренный с нею 7,62-мм пулемет СГ-43.
С 1946 года Т-54 и его модификации по всем параметрам превосходили иностранные средние танки, а его орудие было самым мощным. Лишь спустя 12 лет англичане создали более мощную танковую пушку калибром 105 мм.
"Объект 140"
В рамках создания принципиально нового среднего танка в начале 1950-х в «отделе 520» УВЗ (позднее — ОКБ-520, УКБТМ) под руководством уже Главного конструктора А.А. Морозова было начато проектирование среднего танка «Объект 140» .
«Объект 140» имел классическую схему общей компоновки, но получил новую литую башню с вварной крышей сферической приплюснутой формой, где для удобства работы заряжающего была предусмотрена высокая башенка. Впервые для снижения загазованности боевого отделения конструкторы предложили внедрить механизм выброса стреляных гильз.
К 1957 году в Нижнем Тагиле было построено два опытных образца танка «Объект 140». Сравнительные испытания с харьковским «Объектом 430» на полигоне НИИБТ в Кубинке выявили ряд серьёзных недостатков в конструкции двигателя и трансмиссии «Объекта 140». Вскоре, по этим причинам и из-за проблем в КБ, «Объект 140» был снят с конкурса и работы по нему были прекращены.
Т-55
Этот танк - результат глубокой модернизации Т-54 с упором на противоатомную защиту, а также увеличенным боекомплектом пушки, повышенной мощностью двигателя, увеличенной емкостью топливной системы и установкой усовершенствованных ночных приборов. Серийно выпускался с 1958 года.
Ценой умеренных затрат удалось повысить их боевую эффективность до уровня танков Т-64А и Т-72 первых выпусков. При этом основное внимание уделялось усилению огневой мощи и защищенности при сохранении прежнего уровня подвижности.
На базе танка Т-55М был создан и серийно производился первый (и на сегодняшний день единственный) в мире танк с активной защитой, получивший обозначение Т-55АД.
Т-62
Эта машина создана в 1960 г. коллективом конструкторского бюро под руководством Л. Н. Карцева на базе узлов и агрегатов танка Т-55. В ней оптимально сочетаются мощное вооружение и высокая подвижность. Новая модель конструктора Карцева, результат дальнейшего совершенствования Т-55.
За время серийного производства было выпущено около 20000 танков Т-62, многие из которых принимали участие в десятках вооруженных конфликтов. Боевое крещение Т-62 получили во время операции «Дунай» в августе 1968 года. Испытание настоящим огнем произошло во время советско-китайского вооруженного конфликта в районе острова Даманский в марте 1969 года. Значительное количество Т-62 приняли участие в афганской войне, воевали в армяно-азербайджанском конфликте, сражались с исламской оппозиций в Таджикистане.
В 1961 г. на базе агрегатов Т-62 было создано несколько опытных образцов. Один из них средний танк "объект 167Т".
"Объект 167" и "Объект 167Т"
А вот об опытном среднем танке «Объект 167» упоминается не часто. «Объект 167» был разработан в 1961 году и на его опытных образцах исследовали вопросы применения управляемого оружия, механизированного заряжания пушки, многотопливного дизеля с наддувом, системы гидросервоуправления движением танка, а также ходовой части с поддерживающими катками.
«Объект 167» превосходил серийный Т-62 по огневой мощи, максимальной и средней скоростям движения, удельной мощности, плавности хода, защите от проникающей радиации. Танк прошел в полном объеме заводские испытания, а затем и полигонные в НИИБТ в Кубинке. По результатам последних средний танк «Объект 167» рекомендовался к принятию на вооружение Советской Армии, но его не приняли по причине развертывания работ по принципиально новому по конструкции и компоновочному решению среднему танку «Объект 432» запроектированному в Харькове.
Одной из модификаций танка был прототип с газотурбинным двигателем - «Объект 167Т». Впервые с конвейера он вышел 11 апреля 1963 года. Полигонные испытания машины показали, что запас хода ее оказался меньше, а расход топлива больше, чем у танка с дизелем. Дальнейшего развития танк «Объект 167Т» не получил, так как установка ГТД вызвала трудноразрешимые проблемы, связанные с очисткой воздуха и большим расходом топлива.
Впоследствии схемы компоновок этих машин с автоматом заряжания использовали при создании основного танка Т-72. Поэтому опытный средний танк «Объект 167» можно по праву считать дедушкой «Урала».
Т-72 "Урал"
Разработка Т-72 началась в 1967 году под руководством главного конструктора В.Н. Венедиктова, когда первый опыт эксплуатации Т-64 выявил недостаточную надёжность двигателя, ходовой части. Были проведены сравнительные испытания танков Т-64 харьковского и нижнетагильского производства. Последние показали более высокие результаты и на эти машины стали устанавливать новые двигатели и ходовую часть. Изготовленному образцу был присвоен индекс “объект 172М”. В 1973 году он был принят на вооружение под маркой Т-72 и вскоре получил наименование “Урал”.
В 1979 году на вооружение был принят модернизированный образец Т-72А, а в 1985 году - танк Т-72Б. Отличительной особенностью танков Т-72А является лазерный прицел-дальномер, новая комбинированная броня, система постановки дымовых завес. На танки Т-72Б ко всему прочему установлен комплекс управляемого вооружения "Свирь", навесная динамическая защита (с 1988-го - встроенная).
Применение автомата заряжания позволило увеличить забронированного объем боевого отделения. Комплекс управляемого вооружения обеспечивает ведение стрельбы управляемой ракетой днем с места и с коротких остановок. В качестве вспомогательного вооружения применяются спаренный пулемет ПКТ и зенитный пулемет НСВТ (с ручным управлением от командира). "Урал" недаром считался лучшим в мире танком, а его последние его модификации могут успешно конкурировать даже с самыми современными M1 Abrams.
Мое непосредственное знакомство с Т-72 произошло на базе хранения бронетанкого вооружения и техники летом 2002 года в Верхней Пышме, где ваш покорный слуга в составе 5-го нижнетагильского взвода находился на военных сборах в рамках обучения на военной кафедре НТФ УГТУ УПИ. Кульминацией всей этой летней "вылазки" в настоящую армию была сдача нормативов по вождению танка! Этого я не забуду еще очень долго…
Из моих еще неопубликованных мемуаров:
"…Добавляю газу, отпускаю сцепление и на второй передаче танк, дернувшись и лязгнув всеми своими металлическими побрякушками, бросается вперед. Я же, лязгнув зубами и тихонько подвывая от восторга, продолжаю" топить" педаль газа, выруливая на полосу препятствий. Сержант в "башне" что-то кричит по внутренней связи про показания приборов и я, даже не глядя на приборы, отвечая невпопад какие-то цифры, не отпуская газа (благо конструкция позволяет) переключаюсь на третью, продолжая разгон. Справа впереди небольшой зигзаг трассы, обходящий невысокую в полметра кирпичную стенку, но мне неинтересно вилять туда-сюда. Разогнавшись до пятой (а передач всего семь) проезжаю зигзаг по прямой, сношу нахрен стеночку (танк еле качнулся) и вместе с порцией сержантского отборнейшего русского мата и с чувством глубокого удовлетворения ухожу дальше на круг. В голове бьется мысль: "Я ВСЕМОГУЩ!!..."
Т-90
Модификация Т-72, созданная в 1989 году в конструкторском бюро «Уралвагонзавода» под руководством главного инженера Владимира Ивановича Поткина получила первоначальное название «объект 188» и вскоре после распада СССР в качестве основного танка был избран Т-72БУ, переименованный затем в Т-90.
Серийное производство началось в 1992 году и продолжалось всего 4 года, а затем было возобновлено лишь в 2004. Ракетно-пушечные танки Т-90 это новая генерация российских танков, созданых на основе тщательного изучения и осмысления тактики и стратегии применения танков в реальных условиях современного боя с учетом многолетнего опыта войсковой эксплуатации танков.
Автоматизированный комплекс управления огнем предназначен для ведения эффективной прицельной стрельбы на больших дальностях артснарядами и управляемым снарядом из танковой пушки с ходу и с места по движущимся и неподвижным целям наводчиком и командиром, днем и ночью. Дальность эффективной стрельбы и увеличение дальности видения ночью, повышена за счет установки в танк телевизионного прицела. Оптико-электронный комплекс подавления обеспечивает защиту танка от поражения противотанковыми управляемыми снарядами с полуавтоматическими системами наведения с обратной связью по трассеру.
Закрытая зенитная установка позволяет командиру вести прицельную стрельбу с использованием приводов дистанционного управления по воздушным, а в стабилизированном режиме — по наземным целям, оставаясь под надежной защитой брони. Встроенная динамическая защита эффективна против бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов. Сочетание встроенной динамической защиты и многослойной брони дает танку дополнительные возможности выживания в экстремальных боевых условиях.
По словам директора УВЗ этим летом на выставке вооружения в Нижнем Тагиле на полигоне Старателя состоится презентация первого в мире танка пятого поколения Т-95… Это будет прорыв!
Подождем, посмотрим…
45
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (90)
Написать комментарий: