Ровно 70 лет назад вышел первый номер журнала «Юность»
Журнал был создан по инициативе Валентина Катаева не только как молодежный, но и как иллюстрированный. Его яркие обложки тут же врезались в память — на фоне бледненьких прочих толстых литературных журналов они выглядели как праздник.
Когда 18 июня 1955 года вышел первый номер, читатели узнали, что журнал будут делать исключительно звезды. Главный редактор — Валентин Катаев. Членами редколлегии стали Ираклий Андроников, Виталий Горяев, Самуил Маршак, Григорий Медынский, Николай Носов, Мария Прилежаева и Виктор Розов.
В 1985 году к 30-летнему юбилею «Юности» Василий Аксенов, уже эмигрировавший в США, написал эссе «“Юность” бальзаковского возраста. Воспоминания под гитару». «Перелистывая почти не пожелтевшие страницы “Юности” пятидесятых годов, — писал Аксенов, — я, разумеется, задавал себе вопрос: что же все-таки казалось нам, молодым читателям тех времен, столь необычным, столь ярким, столь освежающим в этом вот лежащем сейчас передо мной столь советском, то есть заурядном, то есть неярком, то есть монотонно-душноватом, журнале? <… > передовицы иной раз подписаны светлыми личностями вроде Всеволода Кочетова, в оформлении сплошь и рядом какие-то дикие космические устремления, в отделе публицистики сплошные романтики, энтузиасты, целинные и сибирские “цари-эдипы”».
Тем не менее на фоне тогдашней скудной после разгрома Жданова литературной жизни «Юность» достойно вошла в обойму новых периодических изданий. Почти одновременно с ней были созданы «Дружба народов», «Иностранная литература», «Москва» и «Наш современник». Молодежная «Юность» оказалась связующим звеном между поколениями молодых и старых. Там печатались и почти запрещенный Блок, и Анна Ахматова, и Чуковский, и Виктор Шкловский. При этом страницы «Юности» были открыты для современных, часто совсем юных, авторов и иностранцев. Первый номер начал публикацию «Путешествия на “Кон-Тики”» Тура Хейердала, что, по признанию Аксенова, казалось «едва ли не откровением. Журнал заявлял себя сторонником всего самого современного, передового, модного, будь то ныряние с аквалангом, кибернетика, фигурное катание, вентилировал затхлую атмосферу советских будней».
Уже в 1956 году журнал публикует повесть 20-летнего студента Анатолия Гладилина «Хроника времен Виктора Подгурского». Она имела оглушительный успех и положила начало тому, что потом будет названо исповедальной прозой. Вообще для молодых авторов — Анатолия Рыбакова, Василия Аксенова, Андрея Вознесенского, Беллы Ахмадулиной, Юнны Мориц, Булата Окуджавы, Станислава Рассадина, Риммы Казаковой, Бориса Балтера, Новеллы Матвеевой, Владимира Амлинского — «Юность» стала взлетной площадкой. Эту молодежь тогда называли «катаевские волчата».
В редакции журнала умели создавать сенсации. В 1958 году в «Юности» выходит тут же ставший культовым «Незнайка в Солнечном городе» Николая Носова. В 1960-м — роман Катаева «Зимний ветер», повесть «Приключения Кроша» Рыбакова, эссе Льва Копелева о Ремарке. В 1961-м публикуется «Звездный билет» Аксенова, а литовец Стасис Красаускас рисует свою знаменитую «Девушку с веточкой во рту», которая стала эмблемой «Юности». В 1964-м журнал организовал первую выставку 12-летней Нади Рушевой и стал часто публиковать ее иллюстрации.
В 1961-м Валентин Катаев оставил пост главреда «Юности» ради большой литературы. Благодаря этому появился его прекрасный «Алмазный мой венец». Журнал возглавил Борис Полевой, автор «Повести о настоящем человеке», который зашел с козырей и ввел в редколлегию Василия Аксенова и Евгения Евтушенко.
Начальство тут же забило тревогу. Комсомольский лидер Сергей Павлов писал: «… место корчагинцев, молодогвардейцев, героев, одухотворенных пафосом революционной борьбы, занимают политически аморфные персонажи, несущие в своей основе элементы скепсиса, нигилизма, неудовлетворенности и духовной слепоты. Прозаики “Юности” вслед за В. Аксеновым продолжают писать характеры своих героев по образцам западных писателей — Сэлинджера, Ремарка и др. Некритическое, эпигонское заимствование формы ведет к прямому идейному браку: вместе с легким, динамично-бездумным диалогом в утвердившуюся на страницах журнала “юношескую” повесть приходит опустошенный молодой скептик, пустоцвет, поглощенный своими малозначительными переживаниями». Но дипломатичный Полевой отвел удар, а Сергей Павлов был отправлен руководить «Госкомспортом».
Впрочем, революции даже в литературе не могут длиться вечно. «Настоящая история “Юности”, — писал Аксенов, — это, разумеется, история ее первых двенадцати или пятнадцати лет, когда она проходила период становления и перехода из одного кризиса в другой. С завершением кризисной поры она вступила, что называется, в “бальзаковский возраст”, однако, в отличие от героинь неудержимого французского романиста, она не проявила склонности к романтическим приключениям, но лишь засохла у окошечка с пяльцами и с видом на магазин полуфабрикатов». Продажи журнала отчасти отразили эту эволюцию. В 1955 году тираж составлял 100 тыс. экземпляров, к 1989-му поднялся до 3,1 млн, но к 2019-му упал до всего 3,5 тыс. экземпляров.
Источник
Когда 18 июня 1955 года вышел первый номер, читатели узнали, что журнал будут делать исключительно звезды. Главный редактор — Валентин Катаев. Членами редколлегии стали Ираклий Андроников, Виталий Горяев, Самуил Маршак, Григорий Медынский, Николай Носов, Мария Прилежаева и Виктор Розов.
В 1985 году к 30-летнему юбилею «Юности» Василий Аксенов, уже эмигрировавший в США, написал эссе «“Юность” бальзаковского возраста. Воспоминания под гитару». «Перелистывая почти не пожелтевшие страницы “Юности” пятидесятых годов, — писал Аксенов, — я, разумеется, задавал себе вопрос: что же все-таки казалось нам, молодым читателям тех времен, столь необычным, столь ярким, столь освежающим в этом вот лежащем сейчас передо мной столь советском, то есть заурядном, то есть неярком, то есть монотонно-душноватом, журнале? <… > передовицы иной раз подписаны светлыми личностями вроде Всеволода Кочетова, в оформлении сплошь и рядом какие-то дикие космические устремления, в отделе публицистики сплошные романтики, энтузиасты, целинные и сибирские “цари-эдипы”».
Тем не менее на фоне тогдашней скудной после разгрома Жданова литературной жизни «Юность» достойно вошла в обойму новых периодических изданий. Почти одновременно с ней были созданы «Дружба народов», «Иностранная литература», «Москва» и «Наш современник». Молодежная «Юность» оказалась связующим звеном между поколениями молодых и старых. Там печатались и почти запрещенный Блок, и Анна Ахматова, и Чуковский, и Виктор Шкловский. При этом страницы «Юности» были открыты для современных, часто совсем юных, авторов и иностранцев. Первый номер начал публикацию «Путешествия на “Кон-Тики”» Тура Хейердала, что, по признанию Аксенова, казалось «едва ли не откровением. Журнал заявлял себя сторонником всего самого современного, передового, модного, будь то ныряние с аквалангом, кибернетика, фигурное катание, вентилировал затхлую атмосферу советских будней».
Уже в 1956 году журнал публикует повесть 20-летнего студента Анатолия Гладилина «Хроника времен Виктора Подгурского». Она имела оглушительный успех и положила начало тому, что потом будет названо исповедальной прозой. Вообще для молодых авторов — Анатолия Рыбакова, Василия Аксенова, Андрея Вознесенского, Беллы Ахмадулиной, Юнны Мориц, Булата Окуджавы, Станислава Рассадина, Риммы Казаковой, Бориса Балтера, Новеллы Матвеевой, Владимира Амлинского — «Юность» стала взлетной площадкой. Эту молодежь тогда называли «катаевские волчата».
В редакции журнала умели создавать сенсации. В 1958 году в «Юности» выходит тут же ставший культовым «Незнайка в Солнечном городе» Николая Носова. В 1960-м — роман Катаева «Зимний ветер», повесть «Приключения Кроша» Рыбакова, эссе Льва Копелева о Ремарке. В 1961-м публикуется «Звездный билет» Аксенова, а литовец Стасис Красаускас рисует свою знаменитую «Девушку с веточкой во рту», которая стала эмблемой «Юности». В 1964-м журнал организовал первую выставку 12-летней Нади Рушевой и стал часто публиковать ее иллюстрации.
В 1961-м Валентин Катаев оставил пост главреда «Юности» ради большой литературы. Благодаря этому появился его прекрасный «Алмазный мой венец». Журнал возглавил Борис Полевой, автор «Повести о настоящем человеке», который зашел с козырей и ввел в редколлегию Василия Аксенова и Евгения Евтушенко.
Начальство тут же забило тревогу. Комсомольский лидер Сергей Павлов писал: «… место корчагинцев, молодогвардейцев, героев, одухотворенных пафосом революционной борьбы, занимают политически аморфные персонажи, несущие в своей основе элементы скепсиса, нигилизма, неудовлетворенности и духовной слепоты. Прозаики “Юности” вслед за В. Аксеновым продолжают писать характеры своих героев по образцам западных писателей — Сэлинджера, Ремарка и др. Некритическое, эпигонское заимствование формы ведет к прямому идейному браку: вместе с легким, динамично-бездумным диалогом в утвердившуюся на страницах журнала “юношескую” повесть приходит опустошенный молодой скептик, пустоцвет, поглощенный своими малозначительными переживаниями». Но дипломатичный Полевой отвел удар, а Сергей Павлов был отправлен руководить «Госкомспортом».
Впрочем, революции даже в литературе не могут длиться вечно. «Настоящая история “Юности”, — писал Аксенов, — это, разумеется, история ее первых двенадцати или пятнадцати лет, когда она проходила период становления и перехода из одного кризиса в другой. С завершением кризисной поры она вступила, что называется, в “бальзаковский возраст”, однако, в отличие от героинь неудержимого французского романиста, она не проявила склонности к романтическим приключениям, но лишь засохла у окошечка с пяльцами и с видом на магазин полуфабрикатов». Продажи журнала отчасти отразили эту эволюцию. В 1955 году тираж составлял 100 тыс. экземпляров, к 1989-му поднялся до 3,1 млн, но к 2019-му упал до всего 3,5 тыс. экземпляров.
Источник
0
Другие новости
Оставить комментарий
Написать комментарий: