Танцы на цыпочках: когда в балете появились пуанты и в чем балерины танцевали раньше
Балет завораживает своей грацией, красотой и эмоциональностью. Кажется, будто балерины буквально парят над сценой, двигаются с особой легкостью и изящностью. Добиться такого эффекта удалось только с введением в моду пуант, которые позволяют танцовщицам подняться на кончики пальцев и создать иллюзию парения. Но ничего бы этого не случилось, если бы девушка по имени Мария Тальони не побоялась пойти против канонов своего времени и совершить настоящую революцию в балетном искусстве.
Пуанты не всегда были частью балета: они появились, когда балетное искусство уже два века как существовало.
Как танец стал легче воздуха
Балет с самого своего появления стремился к иллюзии невесомости. Он зародился в Италии примерно в XV веке и исполнялся как «придворный танец» на экстравагантных вечеринках для аристократии. И раз уж это был «танец для богатых», то и артистки должны были выглядеть соответственно: в пышных нарядах, роскошных аксессуарах и туфлях на каблуке, возвышающих танцовщиц над сценой. Правда, для передвижения и совершения сложных трюков они были максимально неудобными.
Мари Анн де Кюпи де Камарго
Туфли из атласа на каблуке
Спустя полтора века, в 1730-е годы, балерина Парижской оперы Мари Камарго произвела фурор в мире балета, убрав каблук со своей обуви и создав плоскую туфлю. Ее решение изначально вызвало бурю негодования, но когда танцовщица смогла прыгать, крутиться, буквально парить на сцене без каких-либо ограничений, все противники обуви на плоской подошве резко сменили гнев на милость и восхищение.
Еще больше легкости и воздушности в балете появилось с изобретением так называемого летательного аппарата Шарля Дидло в 1795 году. Это была специальная конструкция, состоящая из системы тросов, блоков и шкивов, позволяющая танцорам подниматься на кончики пальцев и даже «летать».
Однако долго стоять на мысочках в таких мягких туфлях, которые крепились к ноге лентами вокруг лодыжки и имели складки под пальцами для лучшей посадки, было невозможно. Нужна была новая обувь, более удобная и подходящая для длительных выступлений.
Балетомания и Мария Тальони
Создать такую решила Мария Тальони, танцовщица из Вены, и к этому ее привела своя личная история. Девушка родилась в семье танцовщика и хореографа Филиппо Тальони, который стал ее наставником — требовательным и моментами жестоким. По воспоминаниям современников, он заставлял дочь тренироваться по 6–8 часов в день, оттачивая линию рук, изгиб спины и точку баланса.
Физически она не соответствовала идеалам балета того времени — у нее были длинные руки, слабая спина, небольшая грудная клетка и тонкие ноги. Но отец видел в Марии потенциал и поставил перед ней почти невозможную задачу: стать легкой, как воздух.
С этой целью он начал разрабатывать особую технику — танец на пальцах ног. Вместо силы — равновесие, вместо грубой опоры — почти иллюзия опоры. Так, в 1822 году Мария дебютировала в балете «Прием молодой нимфы ко дворцу Терпсихоры» в Вене, спустя еще пять лет непрерывной работы она покорила парижскую публику, станцевав в «Венецианском карнавале». При этом выступала Тальони не в привычных тяжелых платьях и париках, а в скромном легком платье и практически без грима.
Продолжая экспериментировать, в 1832 году во время премьеры балета «Сильфида» танцовщица вышла на сцену в обуви, которую специально подготовили под танец на пальцах, а также в белом балетном платье с юбкой-пачкой.
Те пуанты сильно отличались от современных: подошва туфель была выполнена из кожи, а бока и носы подшиты так, чтобы обувь сохраняла форму. Тем не менее, подняться на мыски в них было уже не так проблематично.
Это выступление положило начало новой эре в балете — эпохе романтизма и воздушных танцовщиц. Зрители «Сильфиды» каждым движением Марии, критики восхищались, а балетмейстеры стали копировать ее подход. Пуанты вошли в моду не сразу, но уже к концу XIX века стали нормой в академическом балете.
К тому же, к этому времени итальянские обувщики начали изготавливать модифицированные пуанты, укрепляя носок жесткими газетами, клеенкой, картоном и несколькими слоями ткани. Кожаные стельки позволили балеринам дольше сохранять равновесие, стоя на кончиках пальцев ног, и демонстрировать многочисленные пируэты.
За последние 200 лет технология производства пуантов не сильно изменилась. Для профессиональных танцоров обувь, как правило, изготавливают по индивидуальным меркам: обувная колодка должна точно повторять контуры ступни. А затем каждый подгоняет готовые пуанты под себя: кто-то размягчает подошву, кто-то еще сильнее укрепляет кончики, кто-то наносит специальные покрытия для улучшения сцепления с полом.
Но, какие бы материалы ни использовали, какими бы долговечными они ни были, у каждого танцора должен быть огромный запас пуантов: как показывает практика, профессиональная балерина может сменить от 100 до 120 пар пуантов за один год.
Источник
Пуанты не всегда были частью балета: они появились, когда балетное искусство уже два века как существовало.
Как танец стал легче воздуха
Балет с самого своего появления стремился к иллюзии невесомости. Он зародился в Италии примерно в XV веке и исполнялся как «придворный танец» на экстравагантных вечеринках для аристократии. И раз уж это был «танец для богатых», то и артистки должны были выглядеть соответственно: в пышных нарядах, роскошных аксессуарах и туфлях на каблуке, возвышающих танцовщиц над сценой. Правда, для передвижения и совершения сложных трюков они были максимально неудобными.
Мари Анн де Кюпи де Камарго
Туфли из атласа на каблуке
Спустя полтора века, в 1730-е годы, балерина Парижской оперы Мари Камарго произвела фурор в мире балета, убрав каблук со своей обуви и создав плоскую туфлю. Ее решение изначально вызвало бурю негодования, но когда танцовщица смогла прыгать, крутиться, буквально парить на сцене без каких-либо ограничений, все противники обуви на плоской подошве резко сменили гнев на милость и восхищение.
Еще больше легкости и воздушности в балете появилось с изобретением так называемого летательного аппарата Шарля Дидло в 1795 году. Это была специальная конструкция, состоящая из системы тросов, блоков и шкивов, позволяющая танцорам подниматься на кончики пальцев и даже «летать».
Однако долго стоять на мысочках в таких мягких туфлях, которые крепились к ноге лентами вокруг лодыжки и имели складки под пальцами для лучшей посадки, было невозможно. Нужна была новая обувь, более удобная и подходящая для длительных выступлений.
Балетомания и Мария Тальони
Создать такую решила Мария Тальони, танцовщица из Вены, и к этому ее привела своя личная история. Девушка родилась в семье танцовщика и хореографа Филиппо Тальони, который стал ее наставником — требовательным и моментами жестоким. По воспоминаниям современников, он заставлял дочь тренироваться по 6–8 часов в день, оттачивая линию рук, изгиб спины и точку баланса.
Физически она не соответствовала идеалам балета того времени — у нее были длинные руки, слабая спина, небольшая грудная клетка и тонкие ноги. Но отец видел в Марии потенциал и поставил перед ней почти невозможную задачу: стать легкой, как воздух.
С этой целью он начал разрабатывать особую технику — танец на пальцах ног. Вместо силы — равновесие, вместо грубой опоры — почти иллюзия опоры. Так, в 1822 году Мария дебютировала в балете «Прием молодой нимфы ко дворцу Терпсихоры» в Вене, спустя еще пять лет непрерывной работы она покорила парижскую публику, станцевав в «Венецианском карнавале». При этом выступала Тальони не в привычных тяжелых платьях и париках, а в скромном легком платье и практически без грима.
Продолжая экспериментировать, в 1832 году во время премьеры балета «Сильфида» танцовщица вышла на сцену в обуви, которую специально подготовили под танец на пальцах, а также в белом балетном платье с юбкой-пачкой.
Те пуанты сильно отличались от современных: подошва туфель была выполнена из кожи, а бока и носы подшиты так, чтобы обувь сохраняла форму. Тем не менее, подняться на мыски в них было уже не так проблематично.
Это выступление положило начало новой эре в балете — эпохе романтизма и воздушных танцовщиц. Зрители «Сильфиды» каждым движением Марии, критики восхищались, а балетмейстеры стали копировать ее подход. Пуанты вошли в моду не сразу, но уже к концу XIX века стали нормой в академическом балете.
К тому же, к этому времени итальянские обувщики начали изготавливать модифицированные пуанты, укрепляя носок жесткими газетами, клеенкой, картоном и несколькими слоями ткани. Кожаные стельки позволили балеринам дольше сохранять равновесие, стоя на кончиках пальцев ног, и демонстрировать многочисленные пируэты.
За последние 200 лет технология производства пуантов не сильно изменилась. Для профессиональных танцоров обувь, как правило, изготавливают по индивидуальным меркам: обувная колодка должна точно повторять контуры ступни. А затем каждый подгоняет готовые пуанты под себя: кто-то размягчает подошву, кто-то еще сильнее укрепляет кончики, кто-то наносит специальные покрытия для улучшения сцепления с полом.
Но, какие бы материалы ни использовали, какими бы долговечными они ни были, у каждого танцора должен быть огромный запас пуантов: как показывает практика, профессиональная балерина может сменить от 100 до 120 пар пуантов за один год.
Источник
1
Другие новости
Написать комментарий: