Ровно 90 лет назад открылась первая в СССР линия метро — от «Сокольников» до «Парка культуры»
Идея построить в Москве метро появилась еще в конце XIX века.
Насущной нужды в нем не было: транспортная система города вполне справлялась. Но статус империи требовал держать марку. В 1914 году метро почти начали строить, но помешала Первая мировая война. После революции ситуация резко изменилась. Население Москвы стремительно росло, и близость транспортного кризиса стала ощущаться уже в 1925 году. Хотя денег не было, Московские городские железные дороги (МГЖД) создали небольшой подотдел для работы над проектом метро. В него вошли всего два инженера с опытом подземных работ. К 1930 году они представили проект метро мелкого заложения по образцу парижского. Правда, денег по-прежнему не было, и двух русских инженеров на всякий случай репрессировали.
Уже зимой 1931 года Москва пережила свой первый транспортный коллапс, после чего стало понятно, что без метро не обойтись. Сталин поручил дело Кагановичу. В июне 1931 года состоялся исторический Пленум ЦК ВКП(б), где Каганович выступил с трехчасовым докладом о городском хозяйстве, настаивая на необходимости создания метро. У идеи было много «возражателей», как писал Каганович в мемуарах. Многие считали, что это «антисоциальный» вид транспорта, свойственный только капитализму, другие уверяли, что на такую дорогостоящую причуду нет денег. Спор решил Сталин, сказав: «Только люди заскорузлые, не видящие дальше своего носа, могут не понимать, что без метро и канала Москва погибнет как крупный центр». Уже в августе был организован Метрострой, во главе которого встал руководитель Днепростроя Павел Ротерт, согласившийся на эту должность при условии, что все репрессированные инженеры будут освобождены. Так и сделали.
К тому времени было три школы по части строительства метро: лондонская, парижская и берлинская. В Лондоне метро копали на большой глубине с помощью тоннелепроходческих щитов. В Париже метро мелкого залегания. Его строили старым и очень опасным горным способом с помощью хрупких деревянных конструкций. Берлинское метро построено самым дешевым открытым способом посредством рытья котлованов. Но первые же подступы к теме выявили, что Москве ориентироваться не на кого. Условия были такими: в центре узкие кривые улицы, генплана нет, грунты плывунные, совершенно особые, нет ни производственной базы, ни материалов, ни профессиональных кадров, ни жилья для их расселения.
Поначалу Ротерт решил пойти наименее затратным путем и строить первый отрезок под Русаковской улицей по проекту МГЖД, то есть мелкого залегания, как в Париже. Но уже в 1932 году Сталин принял решение строить метро глубоко. По всему городу стали пробивать шахты, но они рушились одна за другой, а просадка грунтов в центре Москвы и вовсе парализовала все дело. Тогда пригласили три группы иностранцев из разных стран и создали четвертую, отечественную комиссию разработчиков. Все три иностранные группы ориентировались на свой опыт, и только наш геолог Иван Губкин предложил вариант, учитывающий местные условия: в центре делать метро глубокого залегания, на окраинах — мелкого. В итоге проект снова переработали, и только летом 1933 года началось реальное строительство первой линии — от Сокольников через центр до нынешнего Парка культуры.
Так и вышло, что при строительстве московского метро был использован весь мировой опыт. Участок от Сокольников до Комсомольской почти полностью строился открытым способом. Самый сложный участок от Комсомольской площади до библиотеки Ленина строили на большой глубине горным способом, используя и сжатый воздух, и щитовые конструкции, и тоннель-кессонные секции, и заморозку грунта. Последний участок от библиотеки Ленина до Парка культуры строили с помощью траншей и котлованов. Эти методы были известны за границей, но в СССР не было ни одного знакомого с ними инженера. Все это нам пришлось разрабатывать самим в ходе работы. Очень опасные плывунные грунты, обилие воды, которую нужно было постоянно откачивать, близость к зданиям, которые начинали трескаться, — все это превратило строительство московского метро в акт героического подвига.
Работы были закончены фактически за два года и обошлись в 21 млн человеко-дней. В феврале 1935 года через всю трассу прошел первый пробный поезд. Открывать метро планировали 1 мая, а в конце апреля от библиотеки Ленина в сторону Охотного Ряда решил проехать сам Сталин. Его поезд тронулся, но быстро остановился в тоннеле — подвело сигнальное оборудование. Сталин не стал рвать и метать, но спокойно дал еще две недели на устранение недоделок. В 6 часов 45 минут утра 15 мая 1935 года все 13 станций (с ответвлением от «Охотного Ряда» до «Смоленской») открыли двери для первых пассажиров. После такого подвига советская школа метростроения стала самой передовой в мире, а стандарты строительства взлетели до небес.
Источник
Насущной нужды в нем не было: транспортная система города вполне справлялась. Но статус империи требовал держать марку. В 1914 году метро почти начали строить, но помешала Первая мировая война. После революции ситуация резко изменилась. Население Москвы стремительно росло, и близость транспортного кризиса стала ощущаться уже в 1925 году. Хотя денег не было, Московские городские железные дороги (МГЖД) создали небольшой подотдел для работы над проектом метро. В него вошли всего два инженера с опытом подземных работ. К 1930 году они представили проект метро мелкого заложения по образцу парижского. Правда, денег по-прежнему не было, и двух русских инженеров на всякий случай репрессировали.
Уже зимой 1931 года Москва пережила свой первый транспортный коллапс, после чего стало понятно, что без метро не обойтись. Сталин поручил дело Кагановичу. В июне 1931 года состоялся исторический Пленум ЦК ВКП(б), где Каганович выступил с трехчасовым докладом о городском хозяйстве, настаивая на необходимости создания метро. У идеи было много «возражателей», как писал Каганович в мемуарах. Многие считали, что это «антисоциальный» вид транспорта, свойственный только капитализму, другие уверяли, что на такую дорогостоящую причуду нет денег. Спор решил Сталин, сказав: «Только люди заскорузлые, не видящие дальше своего носа, могут не понимать, что без метро и канала Москва погибнет как крупный центр». Уже в августе был организован Метрострой, во главе которого встал руководитель Днепростроя Павел Ротерт, согласившийся на эту должность при условии, что все репрессированные инженеры будут освобождены. Так и сделали.
К тому времени было три школы по части строительства метро: лондонская, парижская и берлинская. В Лондоне метро копали на большой глубине с помощью тоннелепроходческих щитов. В Париже метро мелкого залегания. Его строили старым и очень опасным горным способом с помощью хрупких деревянных конструкций. Берлинское метро построено самым дешевым открытым способом посредством рытья котлованов. Но первые же подступы к теме выявили, что Москве ориентироваться не на кого. Условия были такими: в центре узкие кривые улицы, генплана нет, грунты плывунные, совершенно особые, нет ни производственной базы, ни материалов, ни профессиональных кадров, ни жилья для их расселения.
Поначалу Ротерт решил пойти наименее затратным путем и строить первый отрезок под Русаковской улицей по проекту МГЖД, то есть мелкого залегания, как в Париже. Но уже в 1932 году Сталин принял решение строить метро глубоко. По всему городу стали пробивать шахты, но они рушились одна за другой, а просадка грунтов в центре Москвы и вовсе парализовала все дело. Тогда пригласили три группы иностранцев из разных стран и создали четвертую, отечественную комиссию разработчиков. Все три иностранные группы ориентировались на свой опыт, и только наш геолог Иван Губкин предложил вариант, учитывающий местные условия: в центре делать метро глубокого залегания, на окраинах — мелкого. В итоге проект снова переработали, и только летом 1933 года началось реальное строительство первой линии — от Сокольников через центр до нынешнего Парка культуры.
Так и вышло, что при строительстве московского метро был использован весь мировой опыт. Участок от Сокольников до Комсомольской почти полностью строился открытым способом. Самый сложный участок от Комсомольской площади до библиотеки Ленина строили на большой глубине горным способом, используя и сжатый воздух, и щитовые конструкции, и тоннель-кессонные секции, и заморозку грунта. Последний участок от библиотеки Ленина до Парка культуры строили с помощью траншей и котлованов. Эти методы были известны за границей, но в СССР не было ни одного знакомого с ними инженера. Все это нам пришлось разрабатывать самим в ходе работы. Очень опасные плывунные грунты, обилие воды, которую нужно было постоянно откачивать, близость к зданиям, которые начинали трескаться, — все это превратило строительство московского метро в акт героического подвига.
Работы были закончены фактически за два года и обошлись в 21 млн человеко-дней. В феврале 1935 года через всю трассу прошел первый пробный поезд. Открывать метро планировали 1 мая, а в конце апреля от библиотеки Ленина в сторону Охотного Ряда решил проехать сам Сталин. Его поезд тронулся, но быстро остановился в тоннеле — подвело сигнальное оборудование. Сталин не стал рвать и метать, но спокойно дал еще две недели на устранение недоделок. В 6 часов 45 минут утра 15 мая 1935 года все 13 станций (с ответвлением от «Охотного Ряда» до «Смоленской») открыли двери для первых пассажиров. После такого подвига советская школа метростроения стала самой передовой в мире, а стандарты строительства взлетели до небес.
Источник
Метки: Москва
3
Другие новости
Оставить комментарий
Написать комментарий: