Забытый в буше: Удивительная судьба Уильяма Бакли, прожившего более 30 лет с австралийскими аборигенами

История Уильяма Бакли, английского каторжника, который совершил дерзкий побег из исправительной колонии и прожил долгие годы в неизведанных австралийских дебрях, полна невероятных примеров выживания и приспособляемости. В 1803 году Бакли сбежал из заключения неподалеку от того места, где сегодня находится Мельбурн и был сочтен погибшим. Однако вопреки всем ожиданиям, он не только выжил, но и процветал более тридцати лет, живя среди народа Ватхауронг и став легендой. Его судьба открывает удивительный взгляд на трудности изгнания и богатство культуры коренных австралийцев.





Уильям Бакли появился на свет около 1780 года в Мартоне, недалеко от Макклсфилда, Чешир, Англия, в семье фермера. Он рос под опекой своего дедушки по материнской линии, который отправил его в школу и обучил его на каменщика. Когда Бакли исполнилось 19, он записался добровольцем в армию. Высота Бакли для тех времен была необычайной — 196 сантиметров, и благодаря своему росту он получил место центрального стрелка в полку. В 1799 году его направили в Нидерланды для участия в борьбе против Наполеона, где Бакли серьезно повредил правую руку.

После возвращения в Англию Бакли обвинили в краже тюка с тканью. Он утверждал, что просто помог одной женщине донести сверток до казармы, где располагалась его часть. Но несмотря на его объяснения, Бакли признали виновным и приговорили к ссылке в Новый Южный Уэльс пожизненно.

Бакли прибыл в Салливанский залив на юге Виктории, недалеко от современного Мельбурна, в 1803 году на борту HMS Calcutta. Экспедиция, включавшая также каторжников с другого корабля, должна была основать колонию под руководством подполковника Дэвида Коллинза. Однако поселенцы обнаружили, что земля здесь бедная, воды мало, а деревьев практически нет, что затрудняло строительство жилищ. Кроме того, опасные подходы к бухте делали это место непригодным для китобойного промысла, а малое количество морских пехотинцев делало поселение уязвимым перед возможными нападениями.

Решено было покинуть это место и переселиться в уже существующую колонию на острове Ван Димен (ныне Тасмания). Не желая больше терпеть лишения и невзгоды в роли каторжника, Бакли решил бежать и, если возможно, пробраться через дикие земли к Порт Джексону (ныне Сидней). Бакли и несколько его товарищей тайком собрали еду, снаряжение и оружие, которое им разрешили использовать для охоты, и в одну летнюю ночь в декабре 1803 года они совершили свой побег.

Шестеро мужчин совершили побег, но двое из них были быстро схвачены, а еще один сдался через несколько недель. Оставшиеся трое выживали на запасах пищи, которые они прихватили с собой, дополняя их мидиями и устрицами, найденными на берегу. Они продвигались вдоль побережья залива Порт-Филипп до того места, где сегодня находится Мельбурн, а затем пересекли равнины к холмам Явонг. Со временем их запасы еды исчерпались, и мужчины поняли, что им нужно вернуться к заливу, чтобы найти пропитание. Они вновь направились к западной стороне залива, достигнув нынешнего Корио, Виктория, а затем острова Сван. По пути они старались избегать жилищ коренных жителей, опасаясь пленения — или даже чего похуже, ведь европейские предрассудки подсказывали им, что здесь могут орудовать каннибалы.

Наконец, они заметили корабль, стоящий на якоре в заливе Порт-Филипп. К этому времени прошло уже несколько недель с момента их побега, и мужчины были крайне истощены. Отчаявшись, они пытались привлечь внимание людей на судне, разводя ночью костры и днем размахивая своими рубашками как самодельными флагами, но их усилия оставались без внимания. После шести дней безуспешных попыток группа решила разделиться. Два товарища Бакли решили следовать обратно к восточной части залива, и ему пришлось продолжить свой путь в одиночку.

В последующие дни состояние Бакли ухудшалось: жажда, голод и мозоли давали о себе знать. На грани жизни и смерти, он добрался до залива Айрис Инлет, где нашел свежую воду, смог добыть немного еды, собирая моллюсков, а также обнаружил пещеру для укрытия. Он задержался там на некоторое время, постепенно восстанавливая силы. Когда окреп, Бакли продолжил двигаться вдоль викторианского побережья на юг, пока не достиг места возле ручья, где соорудил хижину из веток деревьев и водорослей. Он питался собранными растениями, ягодами и морепродуктами.

Однажды Бакли встретил трех вооруженных копьями местных жителей. Несмотря на их дружелюбие, он колебался и отказался следовать за ними в их деревню. Позже, стоя в одиночестве на безлюдном берегу, он осознал, что эти люди не представляли угрозы. Бакли решил найти их снова, но вместо этого заблудился в лесу. Три дня он блуждал без пищи и воды, пока случайно не наткнулся на ручей. Следуя по его течению, он вернулся к берегу и затем к своей хижине.

Бакли ждал месяцы, надеясь, что мужчины вернутся, но они так и не появились. С приближением зимы ему становилось все труднее находить достаточно пищи и согреваться. Одиночество и физическое истощение подтолкнули его отправиться на восток вдоль залива, надеясь найти других беглых каторжников, которые могли выжить.

Во время своего путешествия он наткнулся на курган с копьем, торчащим из земли. Он взял это копье и стал использовать его как посох. Чуть позже, переходя через ручей, он поскользнулся и был смыт течением. Хотя ему удалось выбраться на берег, он остался слишком слабым, чтобы идти дальше.

На следующее утро, все еще ослабевший, Бакли продолжил путь и достиг озера или лагуны. Там он встретил двух женщин, которые сразу же поняли его состояние. С помощью их мужей они отвели его в свое поселение. Эти люди принадлежали к племени Уолларанга народа Ватхауронг. Увидев копье, которое Бакли нес с собой, они решили, что он является духом покойного вождя, чье оружие он взял из кургана. Они приняли его и дали имя Муррангурк, которое ранее принадлежало ушедшему вождю.

Бакли окружили заботой, а со временем он был принят в семью покойного вождя. Племя Уолларанга терпеливо обучало его своему языку, обычаям и необходимым навыкам выживания в буше. Бакли научился ловить рыбу и угрей, готовить еду в земляных печах, снимать шкуры с опоссумов и кенгуру, а также изготавливать нити из сухожилий животных.

Однажды ему предложили жениться — жест, символизирующий принятие и доверие внутри общины. Однако он отказался, опасаясь, что такой союз мог бы вызвать зависть среди мужчин. Он заметил, что споры из-за женщин часто приводили к жестоким столкновениям между представителями разных племён. Эти конфликты иногда заканчивались смертельными исходами и, в крайних случаях, актами каннибализма.

По воспоминаниям Бакли, продовольствие в этом регионе было в изобилии. Однажды он вместе со своим племенем отправился навестить друзей на соседнем озере, где нашли огромное количество лебединых яиц. Они вернулись домой с корзинами, полными этими дарами. По пути они остановились у другого озера и поймали большое количество креветок. «Мы жили очень роскошно», — говорил он.

Однако зима принесла резкий контраст с этими периодами изобилия. Когда источники пищи становились скуднее, племя часто страдало от голода после безуспешных экспедиций за добычей.

Бакли со временем потерял счет дням, проведенным среди народа Ватхауронг. Со временем он стал свободно говорить на местном диалекте, так что почти забыл английский язык.




По вечерам, когда племя собиралось вокруг костра под звёздным небом, Бакли часто рассказывал истории из своей прежней жизни. Он говорил о многолюдных улицах Англии, дисциплине военной службы и хаосе и насилии войны. Эти рассказы, такие чуждые и далекие для его слушателей, завораживали племя, которое внимательно вслушивалось в слова высокого человека из-за моря.

Однажды, во время жестокого сражения с другим племенем , случилось несчастье. Семья, которая приняла Бакли, вместе с многими другими членами клана была убита. Испугавшись за свою жизнь, Бакли снова скрылся в буше, вновь обретя одиночество.

Он добрался до побережья пролива Басс, где построил простую хижину для укрытия и прожил там несколько месяцев. Опираясь на навыки, полученные от народа Ватхауронг, Бакли занимался сбором растений, ягод и морепродуктов. Со временем он усовершенствовал свои методы выживания, создавая рыболовные ловушки, что позволило ему запасаться вяленой рыбой.

Некоторое время спустя члены племени, с которым ранее жил Бакли, нашли его новое пристанище. Они уговорили его вернуться к ним и его жизнь вновь стала более предсказуемой и стабильной.

В последующие годы жизни среди аборигенов Бакли иногда видел европейские суда вдоль побережья. Несмотря на его усилия привлечь их внимание, ему это не удавалось. Однажды он разжег костер, чтобы привлечь экипаж корабля, но моряки, увидев его одежду из шкур кенгуру, приняли его за аборигена и проигнорировали сигналы. Сам Бакли забыл, как говорить по-английски, что не позволяло ему раскрыть свою истинную личность.

Судьба Бакли изменилась в 1835 году, когда он случайно наткнулся на лагерь, организованный Джоном Хелдером Веджем и его людьми. Появление Бакли вызвало большое удивление среди моряков, которые увидели его гигантский рост, одежду из шкур кенгуру, длинную бороду и копье. Поначалу Бакли не понимал ни одного слова, произнесенного этими людьми. Годы общения только на языке Ватхауронг лишили его почти всех навыков разговора на английском языке. Однако, повторяя и имитируя слова, произносимые англичанами, Бакли постепенно смог передать, что он не является коренным жителем этих мест. Чтобы подтвердить свою личность, он указал на старую татуировку на своей руке с инициалами W.B.



Портрет Уильяма Бакли, сделанный спустя столетие после его смерти


Возвращение Бакли к цивилизации после тридцати двух лет в дикой природе вызвало сенсацию, и он быстро стал известен как «Дикий белый человек». Его знание языка Ватхауронг сделало его бесценным переводчиком между аборигенами и европейскими поселенцами. Не раз его вмешательство предотвращало то, что могло бы перерасти в кровопролитие. Джон Хелдер Ведж, благодарный за усилия Бакли, ходатайствовал о его официальном помиловании, которое вскоре было получено.

Бакли не только обрёл свободу, но и был назначен на должность правительственного переводчика. В новой роли он выполнял обязанности как переводчика, так и посредника, справляясь с растущими напряженными отношениями между поселенцами и аборигенами. Хотя сначала он успешно справлялся со своими обязанностями, ситуация становилась все более взрывоопасной. Столкновения между англичанами и коренными жителями происходили все чаще, ставя Бакли в сложное положение.

В 1837 году он уволился с работы и покинул колонию, отправившись в австралийский город Хобарт, где устроился помощником кладовщика. Позже он работал сторожем на фабрике.

В 1840 году Бакли женился на Джулии Хиггинс, вдове с маленькой дочерью. Остаток своих дней он провел в Хобарте, пока не погиб в 1856 году — он упал с повозки. На момент смерти ему было 76 лет.

Перед кончиной Бакли оставил запись своих приключений в книге «Жизнь и приключения Уильяма Бакли», написанной Джоном Морганом. И Бакли, и испытывавший финансовые трудности Морган надеялись, что публикация станет столь же популярной, как «Робинзон Крузо». К сожалению, книга была воспринята без особого энтузиазма.

Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

5
Другие новости

Оставить комментарий

olddevil
olddevil Добавил(а) :
29 янв. 16:53 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментов
прошу заметить его не съели и не споили, как бы сделали с аборигеном Австралии колонизаторы запада, людоеды. Даже в зоопарк не определили
прошу заметить его не съели и не споили, как бы сделали с аборигеном Австралии колонизаторы запада, людоеды. Даже в зоопарк не определили

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!