120 лет героической обороны Порт-Артура Ⅰ фото


Последние дни Порт-Артура. Рисунок Фрица Неймана

Предыстория

По конвенции с Китаем 15 (27) марта 1898 г. Россия получила в аренду на 25 лет часть Ляодунского полуострова с портами Порт-Артуром и Дальним. Россия получила стратегический пункт – незамерзающий порт, который связывала с империей железная дорога – КВЖД. Это серьёзно укрепляло наши позиции на Дальнем Востоке.





Однако Петербург провалил все основные задачи внешней политики на Дальнем Востоке (Как правительство Николая II проиграло Большую игру на Дальнем Востоке). С Японией, которую натравливали на нас Англия и США, по-хорошему договориться не смогли, и особо и не старались. Японскую империю, как потенциального противника, сильно недооценили. К войне, которая явно назревала, не подготовились.

Порт-Артур, как главная база русского Тихоокеанского флота, явно был первоочередной целью неприятеля. Он позволял держать под ударами флота важнейшие операционные линии японцев в Жёлтом море. Однако постройка укреплений в Порт-Артуре (проект полковника К. И. Величко) из-за отсутствия средств началась только в 1901 г. и шла медленно. К 1904 г. на приморском фронте из 25 батарей было построено 9 долговременных и 12 временных; на сухопутном фронте из 6 фортов, 5 укреплений и 5 батарей был полностью построен 1 форт и строились 4 форта, 3 укрепления и 3 батареи.

Имелась возможность превратить весь полуостров в неприступный укреплённый район, создав мощную линию долговременных сооружений в самых удобных, созданных самой природой местах. Такое место было в самом узком месте Ляодунского полуострова в районе Цзиньчжоу (всего три версты), в 50 верстах от Порт-Артура. Сразу за Цзиньчжоуским перешейком лежали Тафашинские высоты – мощная природная позиция. Но эти возможности прохлопали, не создав мощную оборону на подступах к Порт-Артуру.

На путях от Цзиньчжоу к Порт-Артуру – в верстах 20 от города – проходит гребень Зелёных гор, за которыми в 4 верстах тянутся Волчьи горы. Эти позиции на перевалах также не были укреплены к началу войны.

Накануне войны 2 бригады, составлявшие гарнизон Квантунского полуострова, были развёрнуты в 4-ю и 7-ю Восточно-Сибирские стрелковые дивизии, которые входили в 3-й Сибирский корпус генерала Стесселя. Но к февралю 1904 г. они не были полностью укомплектованы.

После начала войны возведение укреплений ускорилось по плану инженер-подполковника С. А. Рашевского и под руководством начальника 7-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии Р. И. Кондратенко, который вскоре возглавил всю сухопутную оборону. Общее руководство обороной крепости формально должен был осуществлять комендант крепости К. Н. Смирнов, но фактически верховное командование с самого начала находилось в руках начальника бывшего Квантунского укреплённого района генерал-лейтенанта А. М. Стесселя.

Работы велись днём и ночью. В город прибывали эшелоны с войсками, оружием и боеприпасами. Но сделать за пять месяцев объём работы, который был рассчитан на пять лет, было невозможно.



Русская эскадра в Порт-Артуре. Из альбома М. Ф. Шульца

Одним из крупных недостатков Порт-Артурской крепости было то, что её оборонительная линия слишком тесно примыкала к городу и гавани. Это давало японцам возможность подвести орудия к тем позициям, с которых крепость и гавань можно было обстреливать с самого начала осады. Также крепость имела слишком мало долговременных оборонительных сооружений, которые не были замаскированы, между ними были большие «мёртвые» (непростреливаемые) зоны. Не было дорог для манёвра войсками и артиллерией, не налажена связь.

Сама крепость была готова менее чем на треть. Только один Восточный фронт обороны мог считаться сколько-нибудь законченным. Северный фронт был закончен лишь наполовину. Западный фронт был еле начат, а там находился ключ крепости — гора Высокая (или высота 203) — «Малахов курган» Порт-Артура, с которой хорошо просматривался весь город и морской рейд и с занятием которой японцами обрекалась на гибель вся русская эскадра.

Сухопутное и морское начальства были полностью самостоятельны. Более того, сухопутные начальники жили как кошка с собакой. Стессель и Смирнов игнорировали друг друга. В крепости среди командиров образовалось две партии – «стесселевская и «смирновская».

Все эти ошибки и недостатки русские солдаты закрывали своим героизмом, самопожертвованием, стойкостью и мужеством. Лишь один генерал был выше интриг и склок – Роман Исидорович Кондратенко. Он стал душой обороны крепости. Все его ценили за прямоту, благородство, энергию и непреклонный дух, который заряжал всех защитников.

Флот, из-за бездарного высшего руководства и морского командования, к «внезапной» атаке японского флота готов не был. Хотя всем разумным людям, к примеру, адмиралу Макарову, который предупреждал о таком сценарии, было понятно, что японцы будут повторять вариант Японо-китайской войны. То есть внезапным нападением выведут из строя русский флот, чтобы захватить стратегическую инициативу, господство на море и получить возможность высадки десанта в Корее.

Короткий всплеск активности флота произошёл при адмирале Макарове, который буквально возродил Порт-Артурскую эскадру. К сожалению, его трагическая гибель стала смертельный ударом для нашей эскадры и большой потерей для обороны Порт-Артура. Тихоокеанский флот был парализован (Трагедия русского флота: гибель адмирала Макарова и «Петропавловска»).



Дело у Вафангоу. Н. С. Самокиш

Прорыв японцев к крепости

В апреле 1904 г. в районе Бицзыво беспрепятственно высадилась 2-я японская армия генерала Оку (35 тыс. штыков, 192 орудия). Командование русской Маньчжурской армии, гарнизона Порт-Артура и флота, хотя и имело серьёзные шансы, ничего не сделало, чтобы сорвать высадку японского десанта.

29 апреля (12 мая) 1904 г. японцы вышли к железной дороге и прервали сообщение с Порт-Артуром. 13 (26) мая неприятель захватил Цзиньчжоускую позицию, прикрывавшую дальние подступы к Порт-Артуру. За ключевую позицию героически дрался всего один 5-й Восточно-Сибирский полк (Как полк сибирских стрелков стоял насмерть против 2-й японской армии). Русский полк в яростном бою даже смог остановить всю японскую армию (потери – 5 тыс. человек). Но героев не поддержали подкреплениями и кораблями. Японский флот взял с обоих флангов русскую позицию под продольный обстрел. Оставшимся в живых храбрецам пришлось отступить.

Стессель эвакуировал большую часть полуострова, не позаботившись даже за 4 месяца собрать запасы продовольствия. Японцы без сопротивления заняли порт Дальний, причём его верфи, доки и железнодорожная станция достались им практически неповреждёнными, получив готовую базу снабжения осаждающей армии.

Командир 4-й Восточно-Сибирской дивизии генерал-лейтенант А. В. Фок, по вине которого была оставлена позиция у Цзиньчжоу, собирался отвести войска прямо в Порт-Артурскую крепость, и только под давлением Кондратенко они были остановлены на позиции на перевалах, прикрывавшей ближние подступы к Порт-Артуру.

Опасаясь удара с севера, японское командование оставило против Порт-Артура лишь одну дивизию 2-й армии, остальные войска Оку повернули на север. Началось формирование 3-й армии Ноги. Попытка Южного отряда генерала Штакельберга отвлечь врага от Порт-Артура в июне 1904 г. из-за недостатка сил и неумелого руководства окончилась неудачей под Вафангоу (Поражение 1-го Сибирского корпуса Штакельберга у Вафангоу).

Японцы, убедившись в безопасности со стороны русской Маньчжурской армии, развернули против Порт-Артура 3-ю армию Ноги в составе 1-й и 2-й пехотной дивизий, 1-й резервной бригады. В начале июля армию усилили 9-й дивизией и 4-й резервной бригадой. Почти месяц была пауза, японцы готовились к наступлению.

В ходе боев 13-20 июня (26 июня – 3 июля) 1904 г. японцы атаковали передовые позиции Зелёных гор, захватили две высоты – Хуинсан и Юпилазу. Вынудили русские войска отойти на западный берег бухты Лунвантан к Зелёным горам.

Шедший к японской армии осадный парк с 11-дюймовыми мортирами был потоплен нашими крейсерами из Владивостокского отряда. Это замедлило наступление японских войск. Ровно месяц армия Ноги бездействовала. Силы русских и японцев весь июль были равны, но Стессель не помышлял об атаках, отдав инициативу неприятелю. В начале июля японская армия получила подкрепления: теперь у японцев было 4 дивизии против 2 русских. Ноги был готов атаковать.

13 (26) июля 3-я японская армия (к июлю она насчитывала до 40 тыс. штыков, 208 орудий) начала наступление на русские позиции на Зелёных горах, которые оборонял 16-тыс. отряд генерала Фока (при 100 орудиях). 15 (28) июля Фок, после того как японцы смогли внезапной атакой взять господствующие высоты на нашем правом фланге, преждевременно оставив позиции, отвёл войска к позиции на Волчьих горах. 17 (30) июля японцы возобновили наступление, и Фок снова поспешил начать отход, вследствие чего противник в тот же день вышел к главной линии обороны крепости. В этих боях японцы потеряли до 6 тыс. человек, наши потери – свыше 2700 человек.

Таким образом, японская армия захватила передовые позиции. Русские войска отступили к крепости. 17 (30) июля началась осада Порт-Артура. Первые успехи ещё больше подняли боевой дух японской армии, который и так был высоким.

К этому времени гарнизон Порт-Артура насчитывал 42,5 тыс. сухопутных войск, до 8 тыс. моряков, 646 орудий и 62 пулемёта. Противник имел 3 дивизии и 2 бригады, всего до 70 тыс. человек (активных штыков 45-50 тыс.), около 400 орудий (в том числе 198 осадных), 72 пулемёта.



Первый штурм

Крепость имела три фронта: Восточный на правом фланге, Северный в центре и Западный на левом фланге. Оборона Восточного фронта была возложена на генерала Горбатовского, Северного – на полковника Семёнова, Западного – на полковника Ирмана. Всей обороной заведовал генерал Кондратенко, резервами – генерал Фок. Прежние дивизии и бригады утратили значение.

Восточный фронт, который был самым сильным и завершённым, состоял из фортов № 1 – 3, которые были связаны валом – т. н. «Китайской стенкой». Передовую позицию составляли редуты: Дагушань (первоклассный наблюдательный пункт) и Сяогушань. Северный фронт состоял из передовой позиции – редутов Водопроводного и Кумирненского, и редута из форта № 4. На Западном фронте наскоро укрепили передовые позиции на горах Угловой, Длинной и Высокой, главная позиция была в зачаточном состоянии (форты № 5 – 6). Генерал Кондратенко и полковник Ирман понимали значение Высокой и как могли укрепили её.

Долговременные сооружения могли сопротивляться 6-дюймовым снарядам. Крепость имела муки на 6 месяцев, мяса – на 1 месяц. Со второй половины июля защитники перешли на конину. Овощами также не запаслись, и осенью началась цинга, которая в некоторые дни выбивала больше людей, чем пули и снаряды врага.


Готовясь к штурму, японский командующий Ноги Марэсукэ обратил внимание на Восточный фронт, который был более доступным по условиям местности. Ноги считал, что падение Порт-Артурской крепости будет скорым. Поэтому он не стал ждать прибытия осадной тяжелой артиллерии. Нужно было освободить 3-ю армию для действия на севере, против русской Маньчжурской армии.

25 июля (7 августа) 1904 г. началась мощная бомбардировка крепости, и бои на флангах за отдельные полевые позиции, прикрывавшие подступы к долговременным укреплениям. Японцы громили редуты Дагушань и Сяогушань, и вечером их атаковали. Весь день 26 июля (8 августа) там шёл жестокий бой. В ночь на 27 июля (9 августа) оба редута были захвачены японцами.

Установив на Дагушане наблюдательный пункт, японцы открыли огонь по русской эскадре. 28 июля (10 августа) в связи с угрозой гибели или захвата кораблей, флот сделал попытку прорваться во Владивосток. Но командующий Витгефт (погиб в бою) и сменивший его князь Ухтомский действовали нерешительно, не использовав все возможности. Большая часть эскадры вернулась в Порт-Артур, несколько кораблей прорвались в иностранные порты, где были интернированы (Как бездарное высшее командование погубило Порт-Артур и Тихоокеанский флот; «Вы должны сокрушить противника, даже если у вас разбиты тело и кости»).

Морские командиры решили отказаться от дальнейших попыток прорваться и отдать все силы и ресурсы флота для обороны Порт-Артура по примеру Севастополя в Крымской войне. На кораблях сформировали десантные роты, вооружённые сотней скорострельных пушек и пулемётов. Морская пехота дралась отчаянно и покрыла себя бессмертной славой.

Ноги решил сначала овладеть передовыми позициями Северного фронта, сковать там русские резервы, а затем нанести главный удар на Восточном фронте, взять крепость мощной атакой.

6 (19) августа 1904 г. пошли на решительный штурм. Японские войска 6-8 августа энергично атаковали Водопроводный и Кумирненскиц редуты, Длинную гору, но повсюду были отбиты. Они смогли занять только Угловую и укрепление Панлуншань.

8-9 (21-22) августа японцы штурмовали Восточный фронт. Неся тяжелые потери в тяжелых боях, японцы смогли овладеть передовыми редутами и 10-го вышли к главной линии. В ночь на 11 (24) августа японцы планировали нанести смертельный удар крепости, атакуя промежуток между фортами № 2 – 3. Этот удар отразили.

В итоге в упорных боях, продолжавшихся до 11 (24) августа, японцам удалось лишь на отдельных участках вклиниться в крепостной обвод, но основные укрепления взять не удалось.

Потеряв, по разным оценкам, от 15 до 20 тыс. человек, почти половину активных штыков (русские потери – до 6 тыс.), противник прекратил атаки. Стало очевидно, что с наскока крепость не взять. С 12 (25) августа японцы перешли к подготовке осады крепости с использованием инженерных средств и методов. Перед Восточным фронтом заложили 1-ю штурмовую параллель.


Русские солдаты над траншеей с убитыми японцами

Второй и третий штурмы

Половина августа прошла спокойно. Японцы восстанавливали обескровленные части, рыли 2-ю параллель. Русский гарнизон исправлял разрушенное, готовил своими средствами ручные гранаты, которые стали грозным оружием в руках моряков и сибирских стрелков.

Пополнив армию, Ноги решил повторить штурм, нанеся главный удар по Северному и Западному фронтам. 6-9 (19-22) сентября 1904 г. произошёл второй штурм. Ценой огромных потерь противнику 7-го удалось захватить Кумирненский и Водопроводный редуты и высоту Длинную. Местами земля была буквально усыпана телами. 8-9 сентября шёл упорный бой за гору Высокую, в которой враг угадал ключ к крепости. Основной объект атаки – форт № 2 – устоял.

Высокая едва не пала, но позиция устояла благодаря глазомеру полковника Ирмана, решительности лейтенанта Подгурского и героизму стрелков 5-го полка. Подгурский буквально с тремя бойцами выбили пироксилиновыми шашками три роты противника. В этих жестоких боях японцы потеряли от 6 до 7 тыс. человек, русские потери – 1,5 тыс.



После очередной неудачи японцы развернули земляные работы в ещё больших масштабах. Сапёры, выйдя на передовую линию, рыли день и ночь, подводя параллели, траншеи и ходы сообщения к фортам и другим укреплениям Порт-Артура.

18 сентября (1 октября) 1904 г. противник впервые применил для обстрела крепости 11-дюймовые гаубицы, снаряды которых пробивали бетонные своды фортов и стены казематов. Форты и укрепления превратились в груды развалин. Но русские дрались и в развалинах, в очередной раз заставив весь мир изумиться качеством нашего солдата. Русские солдаты по-прежнему стойко держались, хотя положение их и заметно ухудшилось. Ощущалась нехватка провианта и боеприпасов.



Осадная японская 11-дюймовая мортира стреляет по Порт-Артуру

На Восточном фронте японцами были проведены минные атаки. Японцы старались уничтожить капониры форта № 2 – противоштурмовые окопы, которые обороняли подступы к главному укреплению. Десятки тысяч снарядов, которые выпустили по маленькому участку, превратили местность в лунный пейзаж. Смертельный, ещё неслыханный в истории огонь, сопровождался свирепыми атаками неприятеля. Русские стояли насмерть! Частые упорные бои длились 16 суток!

Английский наблюдатель Джеймс писал:

«Тот, кто писал, что мир знает образцы высшего мужества, чем мужество солдата, не мог иметь понятия о том образце мужества, который показала горсть русских воинов, защищавших капониры перед лицом всесокрушающего огня японской артиллерии.»





Тела убитых японцев перед русскими окопами после третьего штурма

К середине октября 1904 г. японцы провели 6-ю штурмовую параллель перед фортами № 2 и 3. Японская осадная артиллерия практически подавила русскую крепостную. Ноги был уверен в успехе. 17 (30 октября) после трёхдневной артиллерийской подготовки, японцы пошли на третий штурм.

В ходе яростных боёв, которые продолжались до 20 октября (2 ноября) японцы смогли захватить несколько второстепенных укреплений.

Ситуация для гарнизона ещё ухудшилась. Силы защитников Порт-Артура к ноябрю сократились до 18 тыс. штыков. Японцы подтянули ещё одну дивизию (7-я) и довели активный боевой состав 3-й армии до 55-60 тыс. штыков.


Крейсер «Паллада» под обстрелом в гавани Порт-Артура во время обороны Порт-Артура

Продолжение следует…

Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

2
Другие новости

Оставить комментарий

olddevil
olddevil Добавил(а) :
21 нояб. 05:35 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментов
У Тузика опять альтернативная история попёрла. Вот убогое же животное. Лучше бы вспомнил, сколько у КИтая его любимый запад тогда отхватил, сколько людей убил
У Тузика опять альтернативная история попёрла. Вот убогое же животное. Лучше бы вспомнил, сколько у КИтая его любимый запад тогда отхватил, сколько людей убил
udod
udod Добавил(а) :
21 нояб. 05:41 #
ПивоРыбкаТортик
интересно, вот некто Тузик, вообще в курсе что такое история? Пусть расскажет, что Порт Артур был исконно японским и английским. И они освобождали свою территорию.Вот удивлялет, до чего может довести невежество и фантастическая глупость таких как Тузик и пр. древние укры и литвины
интересно, вот некто Тузик, вообще в курсе что такое история? Пусть расскажет, что Порт Артур был исконно японским и английским. И они освобождали свою территорию.Вот удивлялет, до чего может довести невежество и фантастическая глупость таких как Тузик и пр. древние укры и литвины

показать все комментарии (4)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!