15 древних чудес архитектурной мысли

По мере того, как археологи углубляются в изучение древних империй, становится всё яснее, что многие из этих цивилизаций достигли куда большего уровня развития, чем мы могли себе представить. С каждым новым открытием нам открываются удивительные достижения, о которых ранее мы не могли и подумать. В этой статье вы узнаете о 15 впечатляющих примерах древнего инженерного мастерства.


Номер 15: Театр Марцелла (Италия)
Театр Марцелла, расположенный в Риме, Италия, хотя и не является самым большим из сооружений, возведённых Римской империей, но безусловно, оставил значительный след в архитектуре. Его строительство было задумано Юлием Цезарем, а завершено уже при императоре Августе в 13 году до н.э. Тот посвятил театр своему племяннику Марцеллу, и он стал одним из первых и наиболее значимых постоянных театров Рима, ознаменовав собой переход от временных деревянных построек к монументальным каменным сооружениям, которые ассоциируются с величием Римской империи.





Этот театр, вмещавший около 20 тысяч зрителей, предназначался для постановок драм и музыкальных представлений. Его архитектура оказала большое влияние на развитие римских театров, включая знаменитый Колизей. Огромный фасад театра лужит прекрасным примером того, как римляне гармонично вплетали греческие архитектурные элементы в свои сооружения.

Несмотря на возраст в более чем две тысячи лет, здание сохранилось в удивительно хорошем состоянии, что наглядно свидетельствует о мастерстве древнеримских зодчих. За свою историю театр претерпел множество преобразований. В средние века он был переоборудован в крепость, а в эпоху Ренессанса был адаптирован под жилой комплекс.

Сегодня театр Марцелла остаётся важным историческим памятником в самом сердце современного Рима. Хотя он и не столь знаменит, как другие руины, театр привлекает туристов со всего мира, давая возможность погрузиться в атмосферу римской изобретательности и мастерства архитекторов античности.

Номер 14: Мегалитические храмы Мальты (Мальта)
Мегалитические храмы на Мальте — это одни из самых древних самостоятельных построек в мире, которые были созданы в три разных периода между 3600 и 2500 годами до н.э., они расположены на островах Мальта и Гоцо, с самым известным храмом — Хаджар-Ким. Несмотря на ограниченные инструменты, доступные строителям того времени, сооружения поражают своим уровнем продуманности. Для их возведения использовали массивные известняковые блоки, вес которых иногда превышал 20 тонн, а архитектурный план храмов выполнен в форме трёхлистника с центральным коридором, ведущим к полукруглым залам.



Считается, что эти храмы служили местом поклонения, вероятно, богине плодородия, что подтверждается найденными артефактами — фигурками с изображением полных женских форм и животных. Впечатляют не только возраст и размеры этих построек, но и их детальные украшения. Например, храмы Тарксьен известны своими резными орнаментами на камне, включающими изображения домашних животных и спиральные узоры, которые, вероятно, имели символическое значение. Древнейшим из мальтийских мегалитических храмов является комплекс Джгантия на острове Гоцо.

В 1980 году храмы получили статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, что свидетельствует об их культурной и исторической значимости. Для сохранения этих неолитических чудес были реализованы проекты по укреплению зданий, предотвращению эрозии и контролю туристического потока, чтобы они могли радовать будущие поколения.

Номер 13: Ступа Санчи (Индия)
Ступа Санчи, расположенная в индийском штате Мадхья-Прадеш, представляет собой уникальный памятник древнему буддийскому архитектурному, религиозному и культурному наследию. Созданная более 2300 лет назад по инициативе императора Ашока, одного из самых известных правителей Индии, эта ступа имеет неоценимое значение для буддизма. За свою религиозную значимость и выдающиеся инженерные решения она получила статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.




Основное сооружение представляет собой огромный полусферический купол, символизирующий холм, возведённый над останками Будды. Купол окружён плоской круглой террасой, по которой паломники совершают ритуальные обходы. Священное пространство ступы огорожено перилами,которые отделяют его от внешнего мира. Четыре роскошно украшенных ворот расположены по основным сторонам света и служат входами в ступу. Эти ворота богато украшены рельефами, изображающими сцены из жизни Будды — историями о его прошлых рождениях, и символическими мотивами. Каждый элемент орнамента отражает высочайшее мастерство и глубокую религиозную значимость.

Особенность ступы заключается в её скульптурных украшениях, а также в том, что Будда представлен здесь исключительно через символы — колесо, дерево бодхи, отпечатки стоп — без прямого изображения его образа. Это иконографический стиль, характерный для раннего этапа буддийского искусства. Со временем комплекс Санчи разрастался, включая новые ступы, храмы и строения, что отражает развитие архитектурных стилей и сохраняющуюся значимость этого места для буддийских паломников.

Номер 12: Древний город Эфес (Турция)
Эфес, расположенный на западном побережье современной Турции недалеко от города Сельчук, — это уникальный археологический памятник, который считается одним из важнейших греко-римских культурных центров мира. Основанный в X веке до н. э. греческими колонистами, Эфес стал одним из двенадцати городов-государств Ионийского союза. Со временем город переходил под власть различных держав, включая персов, римлян и византийцев, каждая из которых оставила свой отпечаток на его истории. В 129 году до н. э. город был захвачен Римом и через несколько столетий стал столицей провинции Азия. С населением, приближавшимся к 250 тысячам человек, Эфес входил в число крупнейших городов Римской империи.



Сегодня руины Эфеса, тщательно раскопанные и частично восстановленные, позволяют прикоснуться к его богатому прошлому: улицы, храмы, театры и библиотеки иллюстрируют былое великолепие этого древнего города. Одним из самых впечатляющих сооружений является библиотека Цельса, построенная в 117 году н. э. в честь Тиберия Юлия Цельса Полемана, римского наместника Малой Азии. Фасад библиотеки, реконструированный из тысяч фрагментов, ярко демонстрирует мастерство римских инженеров и значимость декоративных элементов в архитектуре того времени.

Другим выдающимся памятником был храм Артемиды, который считался одним из семи чудес древнего мира. Хотя до наших дней сохранилось лишь несколько колонн, по ним можно представить его былое величие. Эфес также имеет большое значение для христианства: считается, что здесь находился последний дом Девы Марии, ныне почитаемый как святыня. В Новом Завете Эфес тоже упоминается. Величественный амфитеатр, способный вместить более 25 тысяч зрителей, был местом, где апостол Павел проповедовал против почитателей Артемиды, что привело к бунту ремесленников, чья работа зависела от храма.

Номер 11: Древний город Персеполь (Иран)

Персе́поль или Персе́полис — это древний город, находившийся в провинции Фарс на территории современного Ирана и служивший столицей империи Ахеменидов, которая процветала с 550 по 330 год до н. э. Основанный приблизительно в 518 году до н. э. царём Дарием Великим, Персеполь задумывался не только как церемониальная столица, но и как символ богатства, культурного многообразия и архитектурного величия империи.





Основная часть Персеполя расположена на массивной террасе, сооружённой из огромных каменных блоков, к которой ведёт величественная лестница, поднимающая к «Вратам всех народов». В Персеполе сохранились великолепные дворцы, которые использовались для приёмов и праздников и считаются выдающимися образцами архитектуры Древнего мира. Особую ценность представляют резные барельефы, украшающие лестницы и стены дворцов, — они изображают сцены подношений от 23 подвластных народов империи, иллюстрируя её этническое и культурное разнообразие. На барельефах с удивительной точностью переданы черты разных народов, их костюмы и дары.

Несмотря на своё значение, Персеполь постигла трагическая судьба: в 330 году до н. э. город был разрушен Александром Македонским как акт мести за сожжение Афинского акрополя во время греко-персидских войн.

Номер 10: Статуя Будды в Лэшане (Китай)

Гигантская статуя Будды в Лэшане — это монументальное скульптурное творение, высеченное в скале на юге провинции Сычуань в Китае во времена династии Тан. С высотой около 71 метра она является крупнейшей каменной статуей Будды в мире и выдающимся образцом религиозного искусства древнего Китая. Статуя вырезана на скалистом утёсе в месте слияния рек Миньцзян, Даду и Циньи. Считается, что это расположение было выбрано, чтобы присутствие Будды усмиряло бурные воды, представлявшие опасность для проходящих судов.




Работы над скульптурой начались в 713 году под руководством китайского монаха по имени Хай Тун, который верил, что статуя Будды защитит моряков от опасных вод. Несмотря на финансовые трудности, возникшие в процессе строительства, скульптура была завершена в 803 году, спустя почти 90 лет с начала работ. Лэшаньский Будда изображает бодхисаттву Майтрейю, которому пророчат стать следующим Буддой после Гаутамы. Майтрейя изображён в сидячей позе, с руками, покоящимися на коленях, символизируя медитацию и спокойствие. Эта статуя настолько велика, что между его ступнями могут одновременно разместиться более ста человек.

Инженерные решения, использованные при создании этой статуи, впечатляют не меньше, чем её художественное исполнение. Чтобы защитить статую от разрушительного воздействия воды, в её конструкцию была встроена продуманная дренажная система. Незаметные желоба и каналы, проходящие через волосы, воротник, грудь и спину фигуры, отводят дождевую воду, сохраняя внутренние части статуи сухими.

Номер 9: Бугонский некрополь (Франция)
Бугонский некрополь представляют собой впечатляющий комплекс мегалитических памятников, расположенный на западе Франции рядом с деревней Бугон. Эти древние сооружения, относящиеся к неолиту, считаются одними из старейших в Европе, а их возраст оценивается примерно в 6 800 лет. Комплекс состоит из нескольких туму́лусов — насыпей из земли и камня, которые возводились над захоронениями. Размеры и формы этих туму́лусов различны, что указывает на долгий и сложный период использования этой территории. Самый крупный из них, известный как Туму́лус А, имеет диаметр 42 метра.




Постройка этих сооружений была поразительно сложной для доисторических сообществ, что свидетельствует о значительных усилиях и ресурсах, которые они вкладывали в погребальные обряды. Предполагается, что эти памятники имели двойное предназначение: они служили не только местом захоронения, но и ритуальными центрами, где проходили обряды, связанные со смертью, почитанием предков и, возможно, космосом. Среди артефактов, обнаруженных в туму́лусах, есть керамика, орудия труда и украшения, что даёт некоторое представление о повседневной жизни, социальной структуре и верованиях неолитических людей.

Номер 8: Второй храм Геры в Пестуме (Италия)
Второй храм Геры, который иногда называют храмом Нептуна, представляет собой выдающийся образец древнегреческой архитектуры и один из лучших сохранившихся дорических храмов в мире. Он расположен на археологическом участке Пе́стум в регионе Кампания на юге Италии. Этот храм был построен около 450 года до н. э., более 2500 лет назад, и имеет длину около 60 метров и ширину 24 метра. По периметру храма установлены 36 массивных дорических колонн, которые по сей день возвышаются и поддерживают фрагменты верхних частей здания, что позволяет представить, как храм выглядел в древности.




Этот храм был вторым в регионе, посвящённым Гере, царице Олимпийских богов и покровительнице брака и материнства. Это свидетельствует о значительной роли культа Геры в то время, а также о религиозной и культурной важности этого места в греческом мире. Археологические исследования показывают, что храм был построен на месте более древнего святилища, что говорит о долгой традиции поклонения в этом месте. Искусно выполненные архитектурные детали, такие как каннелированные колонны, которые сужаются кверху, демонстрируют техническое мастерство греческих зодчих.

Хотя храм носит название «второго храма Геры», долгое время его ошибочно приписывали Нептуну, римскому богу моря, из-за ошибки первых археологов. Эта путаница сохраняется до сих пор, но дальнейшие исследования надписей и найденных артефактов подтвердили, что храм действительно был посвящён исключительно Гере.

Номер 7: Город Паган (Мьянма)
Баган или Паган, расположенный в регионе Мандалай в Мьянме, — одно из самых впечатляющих архитектурных мест мира, о котором мало кто слышал. Этот древний город, раскинувшийся на более чем 67 квадратных километрах в центральной части Мьянмы, сегодня насчитывает более 2000 буддийских храмов, ступ и монастырей. Удивительно, но это лишь малая часть от того, что существовало здесь раньше: в период расцвета Паганского царства, между IX и XIII веками, здесь было построено более 10 000 сооружений. В те времена древний город стал политическим, экономическим и культурным центром Паганской империи, объединившей земли, которые позже составили современную Мьянму.




Правители Пагана были ревностными буддистами, и их вера ярко проявлялась в огромном количестве религиозных зданий, которые они возводили. Каждый король стремился показать свою преданность и обеспечить себе заслуги в будущих жизнях, возводя ступы и храмы, превосходящие по масштабу и красоте сооружения своих предшественников. В результате осталась уникальная архитектурная традиция. Зодчие и инженеры применяли комбинацию кирпича и штукатурки, что придавало зданиям необходимую прочность и позволяло мастерам украшать их сложными резными узорами.

Среди всех сооружений особенно выделяется храм Ананда, завершённый в 1091 году, считающийся шедевром бирманской храмовой архитектуры. Храм известен своей позолоченной шикхарой (или башней), роскошными терракотовыми плитками и четырьмя статуями Будды, обращёнными на все четыре стороны света. Несмотря на века природных бедствий, вторжений и запустения, Паган остаётся значимым духовным местом и важным центром паломничества для буддистов; многие здания по-прежнему используются для религиозных целей.

Номер 6: Деревня Хампи (Индия)
Деревня Ха́мпи, расположенная в юго-западном штате Карнатака, признана объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот обширный комплекс охватывает более 1600 древних остатков храмов, дворцов, рыночных улиц и других сооружений, разбросанных на фоне величественных холмов, усыпанных валунами. Здесь когда-то была столица мощной империи, процветавшей с XIV по XVI века. В период своего расцвета Ха́мпи считался одним из крупнейших и богатейших городов мира.




Среди множества зданий особенно выделяется храм Вирупакши, посвящённый богу Шиве. Это древнейший и главный храм Хампи, он всегда полон верующих и туристов. Но, пожалуй, самым необычным считается храм Виттала, где можно увидеть уникальную каменную колесницу, а также «музыкальные» колонны, издающие звуки при ударе. Также здесь находятся Лотосовый дворец, купальня для царицы и слоновьи стойла, каждое из которых по-своему подчеркивает значимость и разнообразие культурного наследия Хампи.

Один из величайших городов мира был захвачен и разрушен Конфедерацией мусульманских государств Декана в 1565 году.

Номер 5: Храмовый комплекс Карнак (Египет)
Когда речь заходит о памятниках древнего Египта, в первую очередь на ум приходят пирамиды. Но существует еще один комплекс зданий, который в некоторых аспектах гораздо более впечатляющий и интересный. Это храмовый комплекс Карнак, расположенный в Луксоре. Он простирается на площади более 80 гектаров и представляет собой мемориал архитектурных, культурных и религиозных достижений древних египтян. Строительство Карнака длилось более 2000 лет, и каждый правитель от Среднего царства до периода Птолемеев вносил свой вклад в его облик, создавая череду храмов, часовен, пилонов и других сооружений.


В центре комплекса находится храм Амона-Ра. Этот храм, занимающий более 24 гектаров, был посвящен верховному богу Амон-Ра и символизировал вечную власть фараонов и их богов. Комплекс Карнака был построен с точной ориентацией на восход солнца в день зимнего солнцестояния, и каждую зиму храм Амона-Ра освещается первым лучом, что подчеркивает глубокое понимание древними египтянами астрономии и ее важность для их религиозных верований.

Карнак играл центральную роль в экономической, политической и духовной жизни Египта, служил не только местом поклонения, но и крупным административным центром, где сосредотачивалась значительная власть жрецов. Сегодня Карнак, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, привлекает посетителей со всего мира, которые могут прогуляться по многочисленным храмам и часовням, каждый из которых хранит свои собственные тайны.

Номер 4: Храмовый комплекс Гёбекли-Тепе (Турция)

Гёбекли́-Тепе́, расположенный на юго-востоке Турции, считается одной из важнейших археологических находок нашего времени, заставляющей пересмотреть представления о возникновении цивилизации. Этот храмовый комплекс, возраст которого насчитывает около 12 000 лет, старше Стоунхенджа и египетских пирамид. Открытый немецким археологом Клаусом Шмидтом в 1990-х годах, Гёбекли-Тепе поражает своим неожиданно высоким уровнем строительного мастерства и предназначался для духовных или ритуальных целей.




Комплекс состоит из нескольких круглых и овальных сооружений, каждое из которых включает массивные Т-образные известняковые столбы весом в несколько тонн. На колоннах вырезаны изображения различных животных, таких как львы, быки, кабаны, лисы, газели и змеи.

Строителями комплекса были охотники-собиратели, которые еще не занимались сельским хозяйством. Это открытие опровергает устоявшееся мнение о том, что возведение монументальных сооружений и развитие сложных социальных структур началось только с появлением земледелия. Наоборот, Гёбекли-Тепе указывает на то, что стремление к общинному религиозному выражению и возведению священных сооружений могло стать толчком к зарождению сельского хозяйства, а не наоборот.

Назначение Гёбекли-Тепе до сих пор остается предметом споров. Существует несколько теорий: возможно, это был храм или святилище, место паломничества для кочевых групп или площадка для ритуальных церемоний и праздничных обрядов.

Номер 3: Археологический комплекс Сечин (Перу)
Археологический комплекс Сечи́н, расположенный в долине Ка́сма в Перу, был создан доколумбовыми цивилизациями, которые процветали здесь задолго до появления империи инков. Его возраст составляет около 3600 лет, и это одно из древнейших известных городских поселений на американском континенте.




Наиболее впечатляющей особенностью этого места является монументальная каменная архитектура, в частности, храм Сечин-Альто — большое квадратное строение с каменными стенами, украшенными рельефными изображениями. Судя по иконографии, Сечин служил центром как религиозной, так и военной власти, здесь проводились церемонии и, возможно, жертвоприношения, подтверждавшие власть элиты или умиротворявшие богов. Комплекс включает центральную площадь, жилые районы и ритуальные пространства.

Наличие террас для сельского хозяйства в окружающих ландшафтах говорит о развитых знаниях в области земледелия и ирригации, которые были необходимы для обеспечения большого населения. Сложность сооружений и явный контроль над трудовыми ресурсами и материалами для их строительства свидетельствуют о высокоорганизованном обществе. Некоторые археологи полагают, что Сечин был одним из региональных центров власти в сети сложных обществ, которые в конечном итоге привели к появлению андских цивилизаций.

Номер 2: Буддийская ступа Боробудур (Индонезия)

Боробудур, расположенный в долине Кеду на острове Ява в Индонезии, является огромным буддийским памятником, построенным в VIII-IX веках. Это крупнейший буддийский храм в мире и выдающийся образец богатого культурного наследия Индонезии. Сооружённый из миллионов блоков вулканического камня, Боробудур имеет форму ступенчатой пирамиды с шестью квадратными уровнями, над которыми возвышаются три круглых платформы и центральный купол.





Все здание украшено более чем 2600 рельефными панелями и 500 статуями Будды, занимая площадь около 2500 квадратных метров. Храм воплощает буддийскую космологию, деля Вселенную на три сферы: Камадхату — мир желаний, Рупадхату — мир форм, и Арупадхату — мир без форм. Путешествие по храму становится символическим паломничеством: посетители начинают своё восхождение с основания, которое олицетворяет мир страстей и иллюзий. Здесь рельефы изображают сцены повседневной жизни и различные греховные деяния.

С каждым новым уровнем мирские заботы остаются позади, и начинается путь в сферу форм, отображённую в галереях с изображениями на религиозные темы. В конечном итоге паломник достигает круглых платформ, символизирующих мир без форм, где ажурные ступы с фигурами Будды в позе медитации олицетворяют отрешённость от материального. Вершину венчает центральный купол, окружённый 72 колоколообразными ступами с отверстиями, внутри которых находятся статуи Будды.

Дизайн храма гармонично сочетается с окружающим ландшафтом и ориентирован по сторонам света, а также находится в единстве с близлежащими священными горами, символизируя союз человека, природы и божественного. На протяжении веков Боробудур оставался скрытым под слоями вулканического пепла и густой растительности, пока его не открыли заново в XIX веке.

Номер 1: Древний город Тикаль (Гватемала)

Тикаль, спрятанный в густых лесах северной Гватемалы, когда-то был могущественным городом-государством, оказывавшим большое влияние на политическую, экономическую и военную жизнь региона. Это один из важнейших городов цивилизации Майя классического периода, и его возраст насчитывает около 1500 лет. Архитектурный облик Тикаля сочетает в себе величественные храмы, дворцы, общественные площади и акрополь, объединённые сложной системой дорог. Центральная часть города охватывает территорию около 15,5 квадратных километров.



Символом внушительного силуэта города стали храмовые пирамиды, возвышающиеся над кронами джунглей. Среди них — Храм Великого Ягуара и Храм Масок, которые расположены вокруг Большой площади. За центральным акрополем находились дворцовые здания, служившие резиденцией и административным центром для элиты Тикаля, что демонстрировало богатство и высокий уровень развития общества майя в период его расцвета.

Естественное окружение Тикаля позволяет лучше понять отношение майя к природе. Окружённый тропическими лесами, древний город использовал новаторские агротехнические методы, такие как приподнятые поля и резервуары для воды, чтобы обеспечивать население достаточным количеством еды.

Раскопки в Тикале, начатые в середине XX века, продолжают раскрывать сложные аспекты его истории. Несмотря на его забвение к концу X века, причины которого остаются загадкой, руины продолжают привлекать внимание учёных и туристов.

Истончик

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

0
Другие новости
Никто пока не комментировал этот пост

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!