Зачем советскому грузовому самолету Ил-76 две кабины и странный грузовой люк
Изначально знаменитый транспортник разрабатывался для советской армии. Противоречивые требования военных вынудили конструкторов искать нестандартные решения.
Противоречивые требования военного заказчика вынудили КБ Ильюшин искать нестандартные решения при создании Ил-76.
Первая особенность самолета сразу бросается в глаза, особенно если сравнить его фотографии с изображениями военно-транспортных самолетов других стран. Речь идет о второй кабине в носу, из-за которой кажется, что транспортник отрастил модную хипстерскую бороду и широко улыбнулся окружающим.
Кабина
Ил-76 создавался как многоцелевой самолет с возможностью посадки на грунтовые аэродромы небольшого размера. Кроме того, в СССР делали большую ставку на воздушно-десантные войска, поэтому он должен был обеспечивать возможность десантирования с воздуха, а при случае и бомбометание.
Чтобы обеспечить безопасность посадки и точность десантирования, штурмана отсадили в отдельную кабину в самом носу самолета, объясняет статья об истории этого самолета на портале «Уголок неба».
Грузовой люк
Менее заметна вторая характерная черточка – необычный грузовой люк, состоящий из четырех створок. Широкая нижняя створка опускается вниз и служит грузовой рампой, чтобы закатывать перевозимый груз на колесах. Верхнюю половину люка закрывают три створки меньшего размера: две открываются наружу в стороны, а третья, расположенная между ними, открывается внутрь грузовой кабины, прижимаясь к потолку.
Чтобы понять ее назначение, вспомним, что Ил-76 позволяет не только закатывать груз на колесах, но и сам может загружать в себя морские контейнеры: для этого в его грузовой кабине предусмотрены четыре электротельфера, катающиеся по двум направляющим под потолком. Причем эти тельферы могут выезжать более чем на 5 м за пределы грузовой рампы.
Никакие люки простой формы не позволяли удовлетворить всем противоречивым требованиям заказчика.
▶ Сделать единую створку-рампу? Но она будет мешать самопогрузке тельферами.
▶ Разбить люк на верхнюю и нижнюю створку? Но если верхняя полустворка будет открываться вверх, она будет мешать работе тельферов.
▶ Открывать ее вниз? Но при парашютировании грузов она будет заметно тормозить самолет.
▶ Разбить верхнюю полустворку на две, открывающиеся вбок? Они получатся довольно большими и, опять же, будут ухудшать аэродинамику самолета при десантировании.
Так и решили верхнюю полустворку разбить на три части. Средняя убирается вверх, вписываясь аккурат между направляющими электротельферов. Боковые створки открываются наружу, но достаточно малы, чтобы не создавать помех в полете в открытом положении.
Согласитесь, умное решение.
Источник
Противоречивые требования военного заказчика вынудили КБ Ильюшин искать нестандартные решения при создании Ил-76.
Первая особенность самолета сразу бросается в глаза, особенно если сравнить его фотографии с изображениями военно-транспортных самолетов других стран. Речь идет о второй кабине в носу, из-за которой кажется, что транспортник отрастил модную хипстерскую бороду и широко улыбнулся окружающим.
Кабина
Ил-76 создавался как многоцелевой самолет с возможностью посадки на грунтовые аэродромы небольшого размера. Кроме того, в СССР делали большую ставку на воздушно-десантные войска, поэтому он должен был обеспечивать возможность десантирования с воздуха, а при случае и бомбометание.
Чтобы обеспечить безопасность посадки и точность десантирования, штурмана отсадили в отдельную кабину в самом носу самолета, объясняет статья об истории этого самолета на портале «Уголок неба».
Ил-76 — многоцелевой самолет. На этом снимке он сбрасывает воду на пожар — хороший обзор из кабины штурмана очень кстати для точности метания.
Грузовой люк
Менее заметна вторая характерная черточка – необычный грузовой люк, состоящий из четырех створок. Широкая нижняя створка опускается вниз и служит грузовой рампой, чтобы закатывать перевозимый груз на колесах. Верхнюю половину люка закрывают три створки меньшего размера: две открываются наружу в стороны, а третья, расположенная между ними, открывается внутрь грузовой кабины, прижимаясь к потолку.
Военно-транспортная версия Ил-76 может оснащаться хвостовой турелью. Обратите внимание на четырехстворочный грузовой люк.
Ken Bergmann - Wikipedia
Ken Bergmann - Wikipedia
Чтобы понять ее назначение, вспомним, что Ил-76 позволяет не только закатывать груз на колесах, но и сам может загружать в себя морские контейнеры: для этого в его грузовой кабине предусмотрены четыре электротельфера, катающиеся по двум направляющим под потолком. Причем эти тельферы могут выезжать более чем на 5 м за пределы грузовой рампы.
Погрузка БМД-1 с помощью тельферов.
Никакие люки простой формы не позволяли удовлетворить всем противоречивым требованиям заказчика.
▶ Сделать единую створку-рампу? Но она будет мешать самопогрузке тельферами.
▶ Разбить люк на верхнюю и нижнюю створку? Но если верхняя полустворка будет открываться вверх, она будет мешать работе тельферов.
▶ Открывать ее вниз? Но при парашютировании грузов она будет заметно тормозить самолет.
▶ Разбить верхнюю полустворку на две, открывающиеся вбок? Они получатся довольно большими и, опять же, будут ухудшать аэродинамику самолета при десантировании.
Так и решили верхнюю полустворку разбить на три части. Средняя убирается вверх, вписываясь аккурат между направляющими электротельферов. Боковые створки открываются наружу, но достаточно малы, чтобы не создавать помех в полете в открытом положении.
Грузовая кабина Ил-76 фото
Согласитесь, умное решение.
Источник
5
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (3)
Написать комментарий: