Вот бы Ридли Скотт знал: 9 неожиданных фактов о гладиаторах и их боях Ⅰ фото
Вся правда о торговле потом, древних профсоюзах и боях женщин и карликов.
Кинотеатры в разных странах мира начинают премьерные показы фильма Ридли Скотта «Гладиатор-2» с Полом Мескалем и Педро Паскалем в главных ролях. Критики высоко оценили картину, а вот историки, наоборот, остались далеко не в восторге и назвали её полнейшей голливудской чушью. Недоумение у специалистов вызвали, например, сцены с акулами и носорогами на арене Колизея. Мы углубились в научные источники, чтобы разобраться, как всё было на самом деле.
1. Первоначально гладиаторские бои были похоронным обрядом
Римская мозаика, изображающая гладиаторов. Изображение: Wikimedia Commons
Гладиаторские бои считаются типично римским развлечением, но жители этого государства придумали их не сами. Они позаимствовали обычай у этрусков — древней цивилизации, правившей Апеннинским полуостровом до Рима. И у последних бои были не развлечением, а… похоронным обрядом.
Этруски верили, что отход в лучший мир какого‑нибудь вождя или военачальника надо обязательно сопроводить сражением, иначе покойнику скучно будет. Римляне идею оценили и на похоронах своих аристократов стали заставлять биться рабов, а иногда — и свободных добровольцев, которым не хватало адреналина.
По словам римских хроников Тертуллиана и Феста, пролитая кровь очищала душу умершего и готовила его к загробной жизни. Это было своеобразным жертвоприношением.
После превращения Римского государства в мирового гегемона гладиаторские бои трансформировались в развлечение, которым патриции склоняли на свою сторону плебеев, чтобы собрать голоса на выборах.
2. Некоторые императоры бились на арене
Кадр из фильма «Гладиатор»
Помните, как в фильме «Гладиатор» Коммод выходил в Колизей повоевать с рабами? В реальности подобное тоже случалось, причём делал так не он один. Римские историки упоминали, что с гладиаторами в цирках сражались Калигула, Тит, Адриан, Луций Вер, Каракалла, Клавдий, Публий Гета и Дидий Юлиан.
Римский народ таких императоров не любил. Куда же это годится, когда первое лицо государства и вообще живое воплощение бога на земле вылезает на арену и размахивает мечом, как какой‑то раб? Позорище, да и только.
Кроме того, граждане недолюбливали, когда их правители разыгрывали комедию в Колизее, потому что это было скучно и не зрелищно.
Тот же Коммод, например, бился только деревянным оружием, потому что боялся пораниться, а его противники всегда уступали ему. Ну и какое удовольствие от такой клоунады?
3. Гладиаторы продавали свой пот как афродизиак
Древнеримский стригиль, I в. н. э., и сосуд для ароматического масла. Изображение: Wikimedia Commons
Гигиена римлян несколько отличалась от нашей. Желающий искупаться намазывался для начала оливковым маслом. Затем он стирал с себя грязь и пот специальным металлическим скребком — стригилем, чаще всего бронзовым. И только потом мылся водой.
Бедные работали стригилями сами, богатых же скребли специально обученные рабы.
Все отходы после этого люди обычно банально смывали, но некоторые известные гладиаторы поступали иначе. Помывшись после тренировки или поединка, они собирали в маленькие флакончики масло, смешавшееся с грязью и потом с их тел, и продавали их за немаленькие деньги богатым римлянкам.
Те добавляли эту смесь в духи, намазывались ею как кремом и даже подмешивали в пищу своим мужьям. Дамы верили, что сальные выделения мускулистого гладиатора воздействуют на других мужчин как афродизиак, делая даже из самого невзрачного ботаника настоящего альфа‑самца.
И удивляться тут нечему: и в наше время пылкие фанаты, покупающие воду из ванн знаменитостей и прочие странные вещи, никуда не делись.
4. А кровь — как лекарство от эпилепсии
Pollice verso, картина Жана‑Леона Жерома, 1872 год. Изображение: Wikimedia Commons
Не только пот, но и кровь гладиаторов шла в дело — скорее всего, веру в её чудодейственную силу римляне тоже позаимствовали у этрусков.
Например, считалось, что кровь воина способна даровать привлекательность и здоровье женским волосам. Поэтому некоторые богатые римские девушки окунали в неё свои деревянные заколки, прежде чем заниматься укладкой.
Проигравший воин, раненный в бою, мог слегка подзаработать, чтобы компенсировать своему владельцу расходы на лечение.
А кровь, взятая из печени умирающего гладиатора, по мнению Плиния Старшего, помогала от головной боли или эпилепсии — даже если её приходилось силой вливать в глотку больному.
5. Некоторые гладиаторы были женщинами
Сражающиеся женщины‑гладиаторы. Мраморная плита из Британского музея. Изображение: Wikimedia Commons
Да, гладиаторство было преимущественно мужским занятием, но иногда и женщины становились рабынями‑воительницами. Их звали гладиатрикс. Присутствие женщин на аренах римлянами воспринималось как нечто помпезно‑роскошное и при этом неприличное.
Например, римский поэт‑сатирик Ювенал упоминал о гладиатрикс по имени Мевия, которая убивала на арене кабанов копьём и ходила с обнажённой грудью. А писатель и сенатор Петроний в своих записках обмолвился о женщине‑воительнице, которая сражалась в цирке на боевой колеснице.
Участие дам в таких игрищах и наблюдение за ними порицалось.
Ювенал по этому поводу писал: «Женщины потеряли всякое чувство достоинства и позабыли об обязанностях своего пола».
Однако это не мешало римлянам, вздыхая: «Ах, какое падение нравов!», продолжать наблюдать за боями гладиатрикс. Особенно любил устраивать такие сражения император Домициан: одни его рабыни во время этих мероприятий одевались амазонками, а другие вообще бились с карликами.
И только в 200 году н. э. император Септимий Север полностью запретил участие женщин в боях.
6. Иногда гладиаторы сражались на кораблях
Навмахия, картина Ульпиано Чека.,1894 год. Изображение: Wikimedia Commons
Обычно мы представляем себе, как воины бьются на потеху толпе на песке арены. Но римляне были куда богаче на выдумку, чем вы можете вообразить. Одним из самых захватывающих и впечатляющих зрелищ в гладиаторских цирках были навмахии — с греческого это переводится буквально как «морской бой».
Нет, гладиаторы не сидели с листочками и карандашами и не кричали «Попал!» и «Мимо!». Всё было куда интереснее.
Берём Колизей и затапливаем его водой. Ну или выкапываем специальное искусственное озеро в каком‑нибудь подходящем месте — допустим, на Марсовом поле. Пускаем туда корабли с гладиаторами и командуем этим головорезам: «Свистать всех наверх! На абордаж!» А потом наслаждаемся зрелищем.
Юлий Цезарь, например, в 46 году до н. э. устроил бой с участием 30 кораблей и 3 000 гладиаторов, чтобы реконструировать морское Саламинское сражение между персами и греками. Для этого ему пришлось выкопать яму площадью 533 × 355 метров. Ну, не самому, естественно. А император Клавдий устроил на Фуцинском озере морской бой, в котором приняли участие 27 кораблей и 19 000 осуждённых преступников.
Иногда навмахии имитировали не столкновение судов, а штурм островных крепостей — эдакий Омаха‑Бич, только без огнестрельного оружия. Причём сражения гладиаторов на воде не были безопасны не только для самих бойцов (кто их считает?), но и для зрителей.
Так, император Домициан однажды решил воспользоваться случившимся ливнем и бурей, чтобы устроить зрелищный морской бой на некоем озере поблизости от Тибра — прямо как в фильме «300 спартанцев: Рассвет империи».
Правда, что‑то пошло не так, и почти все гладиаторы и некоторая часть зрителей утонули. А позже множество наблюдавших за морским боем римлян скончались от простуды и воспаления лёгких. Вот уж воистину кровавый спорт.
7. Некоторые гладиаторы объединялись в профсоюзы
Гладиаторы сражаются с тигром. Мозаика V века в Большом Константинопольском дворце. Изображение: Wikimedia Commons
Вряд ли можно было ожидать от таких серьёзных ребят такого шага. Но гладиаторы действительно объединялись в специальные организации, чтобы защищать интересы друг друга. Вообще, это была нормальная практика у римлян.
В профсоюзы объединялись представители многих профессий — даже секс‑работницы. Назывались эти организации «коллегиями».
Вступавший в профсоюз гладиатор платил регулярно небольшие взносы, и это гарантировало, что в случае гибели его похоронят должным образом, устроят подобающую могилу и проведут все необходимые церемонии.
Не состоявшего в профсоюзе погибшего гладиатора могли выкинуть в реку или скормить цирковым зверям, чтобы приучить их к человеческой крови. А вот оплатишь подписку — и коллегия позаботится, чтобы всё было чин‑чинарём.
8. На надгробиях гладиаторов оставляли интересные эпитафии
Мозаика «Гладиатор», выставленная в Галерее Боргезе. Изображение: Wikimedia Commons
Стоит упомянуть об интересной гладиаторской традиции: после похорон члена профсоюза коллеги выбивали на его надгробном камне что‑нибудь в память о нём. Археологи обнаружили немало эпитафий следующего содержания:
«Семья установила это надгробие в память о Сатурнилосе» — да, иногда гладиаторы имели жену и детей. В случае его гибели коллегия выплачивала им небольшую компенсацию.
«Для Никифара, сына Синета, Лакедемонянина, и для Нарцисса‑секутора. Тит Флавий Сатир установил этот памятник в его память на свои деньги» — молодец, и товарищей погибших почтил, и не преминул указать, за чей счёт праздник.
«Для Гермеса. Пайтраит и сокамерники установили это в память о нём» — даже рабы, лишённые воли, не забывали о правилах хорошего тона.
Иногда на могилах гладиаторов оставляли более жизнеутверждающие цитаты — например, что погиб он не из‑за удара противника, а из‑за козней богини судьбы, злого рока и мести — Немезиды.
Гладиаторы часто поклонялись ей, выпрашивая удачи в бою. Но, видимо, богиня не всегда удовлетворяли просьбы бойцов.
Считалось, что, перенося ответственность за свою смерть на коварную богиню, гладиатор освобождался от позора.
Если тебя заколол на арене какой‑то тощий неудачник — это просто никуда не годится. А вот если ты пал жертвой злой воли богини мщения, значит, ты всё равно молодец, ведь не смертному тягаться с богами, правда?
9. Заслужившему свободу гладиатору выдавали деревянный меч
Гладиаторы после боя, картина Хосе Морено Карбонеро, 1882 год. Изображение: Wikimedia Commons
Большинство гладиаторов гибли на арене во время боёв или умирали от ран позже. Но самые ловкие и хорошо обученные из них могли заслужить свободу. Её символом был деревянный меч под названием рудис — на нём могли вырезать какую‑нибудь надпись в честь подвигов освободившегося воина.
Например, римский поэт Марциал описал, как на церемонии открытия Колизея в 80 году н. э. двое гладиаторов, Приск и Вер, так долго бились, не уступая друг другу, что в какой‑то момент император Тит Флавий приказал выдать им деревянные мечи и отправить на почётную пенсию.
Воинов на пенсии называли рудиариями — они, как правило, занимались подготовкой молодых бойцов в специальных школах, но могли и плюнуть на эти ваши Колизеи и сменить профессию. Правда, таких счастливчиков было не то чтобы слишком много.
ИСточник
Кинотеатры в разных странах мира начинают премьерные показы фильма Ридли Скотта «Гладиатор-2» с Полом Мескалем и Педро Паскалем в главных ролях. Критики высоко оценили картину, а вот историки, наоборот, остались далеко не в восторге и назвали её полнейшей голливудской чушью. Недоумение у специалистов вызвали, например, сцены с акулами и носорогами на арене Колизея. Мы углубились в научные источники, чтобы разобраться, как всё было на самом деле.
1. Первоначально гладиаторские бои были похоронным обрядом
Римская мозаика, изображающая гладиаторов. Изображение: Wikimedia Commons
Гладиаторские бои считаются типично римским развлечением, но жители этого государства придумали их не сами. Они позаимствовали обычай у этрусков — древней цивилизации, правившей Апеннинским полуостровом до Рима. И у последних бои были не развлечением, а… похоронным обрядом.
Этруски верили, что отход в лучший мир какого‑нибудь вождя или военачальника надо обязательно сопроводить сражением, иначе покойнику скучно будет. Римляне идею оценили и на похоронах своих аристократов стали заставлять биться рабов, а иногда — и свободных добровольцев, которым не хватало адреналина.
По словам римских хроников Тертуллиана и Феста, пролитая кровь очищала душу умершего и готовила его к загробной жизни. Это было своеобразным жертвоприношением.
После превращения Римского государства в мирового гегемона гладиаторские бои трансформировались в развлечение, которым патриции склоняли на свою сторону плебеев, чтобы собрать голоса на выборах.
2. Некоторые императоры бились на арене
Кадр из фильма «Гладиатор»
Помните, как в фильме «Гладиатор» Коммод выходил в Колизей повоевать с рабами? В реальности подобное тоже случалось, причём делал так не он один. Римские историки упоминали, что с гладиаторами в цирках сражались Калигула, Тит, Адриан, Луций Вер, Каракалла, Клавдий, Публий Гета и Дидий Юлиан.
Римский народ таких императоров не любил. Куда же это годится, когда первое лицо государства и вообще живое воплощение бога на земле вылезает на арену и размахивает мечом, как какой‑то раб? Позорище, да и только.
_________________________________________________
Кроме того, граждане недолюбливали, когда их правители разыгрывали комедию в Колизее, потому что это было скучно и не зрелищно.
_________________________________________________
Тот же Коммод, например, бился только деревянным оружием, потому что боялся пораниться, а его противники всегда уступали ему. Ну и какое удовольствие от такой клоунады?
3. Гладиаторы продавали свой пот как афродизиак
Древнеримский стригиль, I в. н. э., и сосуд для ароматического масла. Изображение: Wikimedia Commons
Гигиена римлян несколько отличалась от нашей. Желающий искупаться намазывался для начала оливковым маслом. Затем он стирал с себя грязь и пот специальным металлическим скребком — стригилем, чаще всего бронзовым. И только потом мылся водой.
_________________________________________________
Бедные работали стригилями сами, богатых же скребли специально обученные рабы.
_________________________________________________
Все отходы после этого люди обычно банально смывали, но некоторые известные гладиаторы поступали иначе. Помывшись после тренировки или поединка, они собирали в маленькие флакончики масло, смешавшееся с грязью и потом с их тел, и продавали их за немаленькие деньги богатым римлянкам.
Те добавляли эту смесь в духи, намазывались ею как кремом и даже подмешивали в пищу своим мужьям. Дамы верили, что сальные выделения мускулистого гладиатора воздействуют на других мужчин как афродизиак, делая даже из самого невзрачного ботаника настоящего альфа‑самца.
И удивляться тут нечему: и в наше время пылкие фанаты, покупающие воду из ванн знаменитостей и прочие странные вещи, никуда не делись.
4. А кровь — как лекарство от эпилепсии
Pollice verso, картина Жана‑Леона Жерома, 1872 год. Изображение: Wikimedia Commons
Не только пот, но и кровь гладиаторов шла в дело — скорее всего, веру в её чудодейственную силу римляне тоже позаимствовали у этрусков.
Например, считалось, что кровь воина способна даровать привлекательность и здоровье женским волосам. Поэтому некоторые богатые римские девушки окунали в неё свои деревянные заколки, прежде чем заниматься укладкой.
_________________________________________________
Проигравший воин, раненный в бою, мог слегка подзаработать, чтобы компенсировать своему владельцу расходы на лечение.
_________________________________________________
А кровь, взятая из печени умирающего гладиатора, по мнению Плиния Старшего, помогала от головной боли или эпилепсии — даже если её приходилось силой вливать в глотку больному.
5. Некоторые гладиаторы были женщинами
Сражающиеся женщины‑гладиаторы. Мраморная плита из Британского музея. Изображение: Wikimedia Commons
Да, гладиаторство было преимущественно мужским занятием, но иногда и женщины становились рабынями‑воительницами. Их звали гладиатрикс. Присутствие женщин на аренах римлянами воспринималось как нечто помпезно‑роскошное и при этом неприличное.
Например, римский поэт‑сатирик Ювенал упоминал о гладиатрикс по имени Мевия, которая убивала на арене кабанов копьём и ходила с обнажённой грудью. А писатель и сенатор Петроний в своих записках обмолвился о женщине‑воительнице, которая сражалась в цирке на боевой колеснице.
_________________________________________________
Участие дам в таких игрищах и наблюдение за ними порицалось.
_________________________________________________
Ювенал по этому поводу писал: «Женщины потеряли всякое чувство достоинства и позабыли об обязанностях своего пола».
Однако это не мешало римлянам, вздыхая: «Ах, какое падение нравов!», продолжать наблюдать за боями гладиатрикс. Особенно любил устраивать такие сражения император Домициан: одни его рабыни во время этих мероприятий одевались амазонками, а другие вообще бились с карликами.
И только в 200 году н. э. император Септимий Север полностью запретил участие женщин в боях.
6. Иногда гладиаторы сражались на кораблях
Навмахия, картина Ульпиано Чека.,1894 год. Изображение: Wikimedia Commons
Обычно мы представляем себе, как воины бьются на потеху толпе на песке арены. Но римляне были куда богаче на выдумку, чем вы можете вообразить. Одним из самых захватывающих и впечатляющих зрелищ в гладиаторских цирках были навмахии — с греческого это переводится буквально как «морской бой».
_________________________________________________
Нет, гладиаторы не сидели с листочками и карандашами и не кричали «Попал!» и «Мимо!». Всё было куда интереснее.
_________________________________________________
Берём Колизей и затапливаем его водой. Ну или выкапываем специальное искусственное озеро в каком‑нибудь подходящем месте — допустим, на Марсовом поле. Пускаем туда корабли с гладиаторами и командуем этим головорезам: «Свистать всех наверх! На абордаж!» А потом наслаждаемся зрелищем.
Юлий Цезарь, например, в 46 году до н. э. устроил бой с участием 30 кораблей и 3 000 гладиаторов, чтобы реконструировать морское Саламинское сражение между персами и греками. Для этого ему пришлось выкопать яму площадью 533 × 355 метров. Ну, не самому, естественно. А император Клавдий устроил на Фуцинском озере морской бой, в котором приняли участие 27 кораблей и 19 000 осуждённых преступников.
Иногда навмахии имитировали не столкновение судов, а штурм островных крепостей — эдакий Омаха‑Бич, только без огнестрельного оружия. Причём сражения гладиаторов на воде не были безопасны не только для самих бойцов (кто их считает?), но и для зрителей.
Так, император Домициан однажды решил воспользоваться случившимся ливнем и бурей, чтобы устроить зрелищный морской бой на некоем озере поблизости от Тибра — прямо как в фильме «300 спартанцев: Рассвет империи».
Правда, что‑то пошло не так, и почти все гладиаторы и некоторая часть зрителей утонули. А позже множество наблюдавших за морским боем римлян скончались от простуды и воспаления лёгких. Вот уж воистину кровавый спорт.
7. Некоторые гладиаторы объединялись в профсоюзы
Гладиаторы сражаются с тигром. Мозаика V века в Большом Константинопольском дворце. Изображение: Wikimedia Commons
Вряд ли можно было ожидать от таких серьёзных ребят такого шага. Но гладиаторы действительно объединялись в специальные организации, чтобы защищать интересы друг друга. Вообще, это была нормальная практика у римлян.
_________________________________________________
В профсоюзы объединялись представители многих профессий — даже секс‑работницы. Назывались эти организации «коллегиями».
_________________________________________________
Вступавший в профсоюз гладиатор платил регулярно небольшие взносы, и это гарантировало, что в случае гибели его похоронят должным образом, устроят подобающую могилу и проведут все необходимые церемонии.
Не состоявшего в профсоюзе погибшего гладиатора могли выкинуть в реку или скормить цирковым зверям, чтобы приучить их к человеческой крови. А вот оплатишь подписку — и коллегия позаботится, чтобы всё было чин‑чинарём.
8. На надгробиях гладиаторов оставляли интересные эпитафии
Мозаика «Гладиатор», выставленная в Галерее Боргезе. Изображение: Wikimedia Commons
Стоит упомянуть об интересной гладиаторской традиции: после похорон члена профсоюза коллеги выбивали на его надгробном камне что‑нибудь в память о нём. Археологи обнаружили немало эпитафий следующего содержания:
«Семья установила это надгробие в память о Сатурнилосе» — да, иногда гладиаторы имели жену и детей. В случае его гибели коллегия выплачивала им небольшую компенсацию.
«Для Никифара, сына Синета, Лакедемонянина, и для Нарцисса‑секутора. Тит Флавий Сатир установил этот памятник в его память на свои деньги» — молодец, и товарищей погибших почтил, и не преминул указать, за чей счёт праздник.
«Для Гермеса. Пайтраит и сокамерники установили это в память о нём» — даже рабы, лишённые воли, не забывали о правилах хорошего тона.
Иногда на могилах гладиаторов оставляли более жизнеутверждающие цитаты — например, что погиб он не из‑за удара противника, а из‑за козней богини судьбы, злого рока и мести — Немезиды.
_________________________________________________
Гладиаторы часто поклонялись ей, выпрашивая удачи в бою. Но, видимо, богиня не всегда удовлетворяли просьбы бойцов.
_________________________________________________
Считалось, что, перенося ответственность за свою смерть на коварную богиню, гладиатор освобождался от позора.
Если тебя заколол на арене какой‑то тощий неудачник — это просто никуда не годится. А вот если ты пал жертвой злой воли богини мщения, значит, ты всё равно молодец, ведь не смертному тягаться с богами, правда?
9. Заслужившему свободу гладиатору выдавали деревянный меч
Гладиаторы после боя, картина Хосе Морено Карбонеро, 1882 год. Изображение: Wikimedia Commons
Большинство гладиаторов гибли на арене во время боёв или умирали от ран позже. Но самые ловкие и хорошо обученные из них могли заслужить свободу. Её символом был деревянный меч под названием рудис — на нём могли вырезать какую‑нибудь надпись в честь подвигов освободившегося воина.
Например, римский поэт Марциал описал, как на церемонии открытия Колизея в 80 году н. э. двое гладиаторов, Приск и Вер, так долго бились, не уступая друг другу, что в какой‑то момент император Тит Флавий приказал выдать им деревянные мечи и отправить на почётную пенсию.
Воинов на пенсии называли рудиариями — они, как правило, занимались подготовкой молодых бойцов в специальных школах, но могли и плюнуть на эти ваши Колизеи и сменить профессию. Правда, таких счастливчиков было не то чтобы слишком много.
ИСточник
3
Другие новости
Написать комментарий: