Что обозначает цвет и количество куполов на православных храмах

Символика цвета и формы куполов православных храмов – это богатая и многогранная тема, уходящая корнями в глубокую древность и отражающая сложные богословские концепции. Золотой, синий, зеленый и прочие – каждый цвет несет свою смысловую нагрузку, а количество и форма куполов также важны для понимания символического языка храмовой архитектуры.

Так что же означают цвета, формы и число куполов православной церкви?



Значение цветов


Золотой цвет куполов традиционно ассоциируется с вечностью, божественным светом и небесной славой. Золото – драгоценный металл, всегда ценившийся за свою красоту и неизменность, что делает его идеальным символом божественного царства. Позолоченные купола часто венчают храмы, посвященные Иисусу Христу, а также великим церковным праздникам, таким как Рождество, Пасха, Благовещение и Сретение.

Храм Христа Спасителя, Благовещенский и Архангельский соборы Московского Кремля – наглядно демонстрируют эту традицию. Однако следует добавить, что технология золочения куполов в прошлом была невероятно сложной и дорогой. В былые времена золото растворяли в ртути с последующим нанесением на нагретую медную поверхность, что требовало немало затрат и высокого мастерства.

Использование 100 кг золота для золочения купола Исаакиевского собора – яркое свидетельство масштаба и затрат, вложенных в создание таких храмов. В наше время часто используются более современные и безопасные методы золочения, включающие в себя нанесение тончайших золотых сусальных листов.






Синий цвет с золотыми звёздами символизирует непорочность и чистоту Богородицы. Синий – цвет неба, бесконечности и божественной благодати. Звезды на синем фоне отсылают не только к Вифлеемской звезде, но и к образу Богородицы как Царицы Небесной, увенчанной короной из звезд. Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале служит прекрасным тому подтверждением. Однако в некоторых случаях выбор синего цвета мог быть связан с местными традициями, принадлежностью храма к определенному ордену или даже с предпочтениями заказчика.

Примером может служить Троицкий собор в Санкт-Петербурге, где синий цвет куполов связан с формой офицеров Измайловского полка. Интересно, что в некоторых регионах использовались различные оттенки синего – от насыщенного лазурного до более спокойного, небесно-голубого. Это связано с доступностью пигментов и местными художественными традициями.

Зелёный цвет куполов, как символ Святого Духа, встречается реже, чем золотой или синий. Он символизирует жизнь, обновление, весну и Святую Троицу. Церковь Святой Троицы «Кулич и Пасха» является примером использования зелёного цвета. Также купола зеленых оттенков могут указывать на то, что церковь посвящена какому-то святому.

Однако важно отметить, что зелёный цвет в церковной архитектуре часто использовался и как дополнительный, гармонирующий с другими цветами, подчеркивая красоту и целостность архитектурного ансамбля. В некоторых случаях зеленый мог символизировать растительность, райские сады, а также связь земли и неба.



Серебряные купола, как и зеленые, могут быть свидетельством того, что церковь посвящена какому-то святому. В православной церкви данный цвет символизирует святость и чистоту. Серебряные купола возвышаются, например, в Софийском соборе в Вологде.

Черные купола православных храмов – редкое, но впечатляющее явление, окутанное символикой и историей. Их глубокий, насыщенный цвет, словно отражающий бездну небес, часто ассоциируется с аскетизмом и отрешенностью монашеской жизни. Наиболее известный пример – Марфо-Мариинская обитель в Москве, архитектурный шедевр Алексея Щусева.

Возведение этого монастыря стало возможным благодаря щедрому пожертвованию великой княгини Елизаветы Федоровны, вдовы великого князя Сергея Александровича. Черные купола Марфо-Мариинской обители служат мощным символом монашеского пути, отречения от мирской суеты и посвящения Богу.


Церковь Космы и Дамиана в Садовниках.


В противовес строгой элегантности однотонных куполов, многоцветные купола – это настоящий праздник цвета и света, визуальное воплощение радости и славы Божией. Они напоминают о красоте Небесного Иерусалима. Ярким примером служат собор Василия Блаженного в Москве и храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Иностранные путешественники веками восхищались красочным великолепием этих куполов, сравнивая их причудливые узоры с чешуей кедровых шишек, ананасов и артишоков.


Формы куполов


Форма купола – это не просто архитектурный элемент, а глубоко символический образ. Сферический купол, например, символизирует вечность, непрерывность бытия. Римляне, мастера строительства, еще во II веке н.э. освоили технологию создания больших купольных перекрытий без промежуточных опор.

Доказательство их мастерства – Римский Пантеон, возведенный в 128 году н.э., до сих пор поражающий своей масштабностью и архитектурным совершенством. Сферические купола можно лицезреть на Елоховском соборе в Москве, месте крещения великого русского поэта Александра Пушкина, что добавляет этому храму еще один слой исторической значимости.


Кижский погост.


Купол-луковица является, пожалуй, самым узнаваемым в православной архитектуре. Его плавная, стремительная форма воплощает молитву, стремление человеческой души к Богу, к небесному свету. Исследователь Евгений Трубецкой считает, что такая форма похожа на пламя свечи.

Примерами луковицеобразных куполов могут служить церковь Рождества Иоанна Предтечи в Угличе и церкви Ростовского кремля. Помимо упомянутых выше, в православной церкви встречаются еще шатровые, шлемовидные, сферические, грушевидные, конусовидные и прочие купола.


От 1 до 33 куполов


Один купол символизирует единство Бога, Его непостижимую сущность и всеобъемлющую власть. Эта лаконичная форма подчеркивает монотеистическую основу христианства. Домонгольский период в русской архитектуре характеризуется распространением одноглавых храмов, отражающих стремление к простоте и духовной сосредоточенности. Яркими примерами служат церковь Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире – шедевры XII века.


Церковь Рождества Богородицы.


Два купола – редкое явление, символизирующее двойственную природу Иисуса Христа – Божественную и человеческую. Это богословское понятие, лежащее в основе христианской догмы, нашло отражение в архитектуре. В Москве, например, церковь Космы и Дамиана в Старых Панех, одна из старейших в городе, построена с двумя куполами. Ее история уходит корнями в 1468 год, когда на этом месте стояла деревянная церковь.

Три купола означают Святую Троицу: Отец, Сын и Святой Дух. Георгиевский собор Юрьева монастыря в Великом Новгороде – старейшая новгородская обитель, возведенная в 1130 году по указу князя Мстислава Владимировича, является ярким примером трехглавого храма.




Пять куполов – это, пожалуй, самый распространенный тип купольных композиций в России. Они символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов – Матфея, Марка, Луку и Иоанна. Четверо евангелистов, описывающие жизнь и учение Христа, стали главными источниками христианской веры. Успенский собор во Владимире и его московский аналог в Кремле – ярчайшие примеры пятиглавых храмов.

Семь куполов символизируют 7 церковных таинств, 7 Вселенских соборов или 7 главных христианских добродетелей. Число 7 в христианстве имеет особое значение, и в архитектурной символике это находит свое отражение. Среди известных примеров – Вознесенский храм в Новочеркасске – главный собор Донского казачества.

Девять куполов связаны с 9 ангельскими чинами, упорядоченными в христианской ангельской иерархии: ближе всего к Богу херувимы и серафимы, а к человеку — ангелы и архангелы. Девять куполов венчают храм Спаса на Крови в Петербурге и Благовещенский собор Московского Кремля.

Тринадцатиглавые храмы напоминают об Иисусе Христе и 12 апостолах. Примером такого количества куполов является храм Иверской иконы Божией Матери, построенный в 1908 году в московском Николо-Перервинском монастыре.


Храмовый комплекс в Ярославле.


Двадцать пять куполов — прославление Пречистой Девы 25 ветхозаветными пророками. Помимо этого, число 25 является символом Господа и окружающих его 24 старцев. Двадцать пять куполов возвышаются над Покровской церковью в усадьбе Богословка Ленинградской области.


Деревянные купола церкви в Кижах.


Тридцать три купола – символ годов жизни Христа на земле. Примером такого количества куполов служит Преображенская церковь Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря.

Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

1
Другие новости

Оставить комментарий

olddevil
olddevil Добавил(а) :
12 нояб. 14:21 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментов
в пиндосовском заборе, ЖЖ, написали чушь, не нужно было передирать эту гадость,Золото от оборзевшего попа, рабов у них было немеряно. Сейчас меньше, но ворье у них бабло отмывает и бюджет деньги вваливает, отбирая у детсадов и школ. Вот и жируют
в пиндосовском заборе, ЖЖ, написали чушь, не нужно было передирать эту гадость,Золото от оборзевшего попа, рабов у них было немеряно. Сейчас меньше, но ворье у них бабло отмывает и бюджет деньги вваливает, отбирая у детсадов и школ. Вот и жируют

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!