Верные воины султана и хитрые любители бакшиша: как воевали янычары (10 фото)
Эти парни были набраны из невольников и стали государственными рабами на зарплате. Их отбирали у родителей и обращали в чужую веру, делая вероотступниками и верными гвардейцами правителя. Они были самой дисциплинированной пехотой во всей империи и не раз демонстрировали чудеса храбрости на поле боя и в осадах крепостей. Их походные котлы считались священными, а полковники звались суповарами. А под конец своей истории они убили султана и были расстреляны из пушек.
Отвратительные мужики наточили свои ятаганы и приготовили турецкий пилав, чтобы рассказать вам о самой знаменитой пехоте Османской империи — янычарах.
Для того, чтобы проследить истоки янычарского корпуса, нам стоит окунуться в начальные этапы становления османского государства, когда один из бейликов (княжеств), разлагающегося государства турок-сельджуков, начал набирать силу. Именно правители государства турок-османов, ведя завоевательную политику, ощутили необходимость в профессиональной пехоте, не имевшей родоплеменных связей.
Традиционно у осман серьезную силу имели тяжеловооруженные всадники-сипахи, державшие землю и служившие за нее султану. Они придерживались родоплеменных традиций, так что верховный правитель всегда мог опасаться с их стороны какой-либо подставы или бунта. Набранная из турок-крестьян пехота с непривычным нашему уху названием «яя» не обладала достаточно высокими боевыми и моральными навыками, так что будущим султанам пришлось импровизировать — и они прекрасно справились с задачей.
Сипахи
Как пишет кандидат исторических наук Ирина Евгеньевна Петросян в книге «Янычары в Османской империи. Государство и войны (XV-начало XVII в.)», точной даты возникновения янычарского корпуса назвать нельзя, но уже при правителе Орхане (он еще не принял титул «султан») стала появляться практика платить центральной власти пятую часть награбленного в набегах. Часто платили не деньгами, а невольниками, и среди них особенно ценились юноши крепкого телосложения, которых обращали в рабство. Именно из них затем начали набирать первых янычар.
Традиция называлась «пенчик» и предшествовала знаменитому «налогу кровью» — «девширме». Эта система появилась не позже 1380-х годов при султане Мураде I, и первое доказанное упоминание об янычарах пришло к нам из его правления, так что именно его считают основателем янычарского корпуса. Поначалу мальчиков для этого набирали и через «пенчик» и через «девширме», позже остался только последний.
Попасть в янычары («йени чери» — новое войско) было чудовищно непросто. Для начала юноши 8-16 лет (хотя, бывало, брали и шести, и двадцатилетних), попавшие в плен или взятые у родителей-христиан, отдавались на работу к турецким крестьянам. Здесь за несколько лет изнуряющего труда они изучали турецкий язык, принимали ислам и учились правилам поведения и традициям турецкого общества.
Ирина Петросян пишет, что жилось мальчикам так непросто, что они мечтали скорее попасть на новый уровень обучения — стать аджеми-огланами. Когда наступал этот радостный миг, их привозили в Стамбул и там распределяли по разным местам службы. Кроме тренировок, они могли работать в садах султана, в пекарнях и на кухнях, заниматься строительством домов и быть гребцами. Но их жизнь тоже была не сахар. Петросян упоминает неоднократные случаи побегов и даже гибели аджеми-огланов на службе, но тут им хотя бы уже платили какие-то деньги.
Проработав таким образом 6-7 лет, уже крепкие юноши и даже молодые мужчины по необходимости или по особому указу султана, наконец, зачислялись в янычары. И теперь, в основном, их обязанностями были военные тренировки.
Причем была у турок в те времена и классическая для нас дедовщина — только что зачисленные выполняли самые грязные работы и всячески старались услужить старшим. Более того, при наказании палками за провинности они были обязаны целовать руку избивающему их, благодаря за науку.
Янычары
Но даже среди новичков была своя иерархия. Доходило до забавного: считалось, что тот, кто первым переступит порог казармы, станет старшим. Поэтому, как только аджеми-огланам зачитывали приказ о переводе в янычары, они со всех ног бросались в казармы. Более того, отстающий мог перед самым порогом бросить шапку вперед, чтобы она залетела в казарму раньше бегущего перед ним — это также давало старшинство.
Когда все устаканивалось, янычары начинали службу, за которую получали жалование. Кроме тренировок, они выполняли пожарные и полицейские функции в Стамбуле. Но, конечно, главная их задача была в том, чтобы сопровождать султана на войну.
Плюсов у янычар для султана была уйма. Во-первых, они были преданы исключительно самому правителю — оторванные от семейных связей, чужие турецкой аристократии, они платили верностью тому, кто их кормил и считался их отцом.
Это подтверждалось символически. Во время выдачи жалования сам султан переодевался в одежды обычного янычара, приходил в их казармы и получал жалование наряду со всеми, что конечно очень льстило воинам.
Во-вторых, янычары, получая жалование и не имея права заводить жен и детей, все время помимо исполнения служебных обязанностей тратили на тренировки. Еще будучи аджеми-огланами, они учились борьбе, кулачному бою, упражнениям с холодным оружием, метанию копья и стрельбе из лука, а после появления огнестрела — из аркебуз, а затем и мушкетов. Для них были построены специальные стрельбища, куда они три раза в неделю ходили для повышения навыков. Очевидно, что подобные многолетние практики, а также чудовищная закалка тела и психики на всех этапах до принятия в янычары делали из них суровых и профессиональных воинов.
Так как традиционно султан всегда выдвигался в поход с войском, янычары, как его гвардия, шли впереди, охраняя его и выступая островком дисциплины в разношерстном войске османов.
Даже во время жуткого разгрома в Ангорской битве в 1402 году, устроенного султану Баязиду I Тамерланом, именно янычары до последнего защищали правителя, который струсил и решил сбежать, был пленен, а позже умер. Янычары же продержались до темноты и отступили. По мнению Ирины Петросян, не покинь их султан, он мог бы выжить.
Янычары были отличными стрелками, поливавшими прицельным огнем противника, чаще всего прикрываясь от атак конницы за телегами или другими препятствиями. На телегах же они начали возить пушки, которые также умело применяли против врагов в бою.
Занимались они и инженерным делом, во время осад копая траншеи, подводя мины под стены и первыми бросаясь на укрепления, размахивая саблями, топорами или ятаганами. Особенно, если был объявлен «ягма» — то есть разрешено разграбление города в случае его захвата. Не раз и не два «ягма» удесятерял силы нападающих, и они совершали чудеса храбрости, лишь бы добраться до вожделенной добычи. Ведь деньги для янычар значили очень много.
Для воинов-невольников, не имевших ничего своего, деньги имели первостепенное значение. Сами султаны стимулировали подобное. При вступлении очередного правителя на престол, янычарам и придворным сипахи выдавали бакшиш — единовременное денежное пожалование.
При традиции подарков-взяток довольно быстро все моменты, связанные с жизнью янычар, пропитались желанием заработать нечестным путем. Вступить в новую должность стоило денег, продвижение по службе стоило денег и даже возможность откосить от похода стоила все тех же акче (серебряная монета). Часто для добычи этих самых акче янычары шли на прямое нарушение законов и указов султана.
Например, изначально, практика девширме была тяжким бременем для родителей-христиан, и они часто прятали сыновей от сборщиков, на чем те старательно играли, требуя денег за то, чтобы не забирать ребенка в янычары. А вот турки, наоборот, подкупали сборщиков девширме, чтобы в обход закона записать сынка-лоботряса в новое войско, так как знали, что тут он получит гарантированный доход и возможность подняться в иерархии иногда до самого верха.
Зарплата являлась очень важной частью жизни янычара. Многочисленные бунты, начавшиеся со второй половины XV века, часто возникали, когда воины требовали выдать или поднять жалование, ведь его иногда из-за повышения цен не хватало даже на еду.
Еда в жизни янычар имела не только обыденное, но и символическое значение. Плов и традиционную похлебку присылали им из султанского дворца, и отказ от нее являлся грозным признаком надвигающегося бунта. Более того, как пишет Орхан Сакин в книге «Янычарский корпус (история и законы)», котлы, в которых янычары готовили пищу, считались священными. Их изготавливали из меди, и они находились под охраной нескольких младших офицеров. Котлы считались важнее знамен и знаков различия, и воины прилагали все усилия, чтобы они не достались врагу, а самые важные вопросы решали, расположившись вокруг них. Более того, как пишет Михаил Поликарпов в статье «Невольники, гвардейцы или бунтари: кто такие янычары», провинившийся янычар, успевший забраться под котел, получал помилование.
Даже звания некоторых офицеров были связаны с пищей. Как пишет Дэвид Николль в книге «Янычары», самого султана янычары называли «отец, который кормит нас». Их полковник звался чорбаджи (переводится «суповар»), его помощник имел название ачши уста («старший повар»), в его подчинении находились насколько ачши («поваров»), а ниже были баш каракуллукчу («старшие помощники повара»). Унтер-офицеры, которых официально называли чавуш («посыльный»), в обиходе звали просто каракуллукчу («помощник повара»).
Но как бы ни кормил отец янычар, однажды они его все-таки убили.
Постепенно времена менялись, правящий класс в Османской империи замыкался в себе, и султан перестал выезжать на войны вместе со своим войском. Да и сами янычары постепенно вырождались.
Им разрешили жениться в 1566 году, а в 1568 году в корпус позволили поступать сыновьям янычар. Более того, сначала незаконно и за взятки, а затем и уже на вполне законных основаниях туда начали записываться турецкие крестьяне и различное отребье из городов, которым служба давала огромные выгоды.
Подобные элементы не особо хотели идти в бой и старались откупиться. Стрельбища стояли пустые, так что янычары постепенно превратились из отчаянных храбрецов с фанатичным огнем в глазах в трусов, разбегающихся от одного залпа европейских пехотинцев.
Зато в Стамбуле и других городах они получили славу грабителей, вымогателей и смутьянов. Когда юный султан Осман II, поглядев во время Хотинской битвы, во что выродились янычары, решил их заменить в 1622 году на более профессиональных солдат, они подняли бунт и захватив султана, упекли его в тюрьму, где он был убит.
Теперь янычарский корпус, превратившийся в огромную орду бандитов, нахлебников, ростовщиков и торговцев, не давал реформировать страну, закрепив свой статус на двести лет. В 1807 году янычары свергли Селима III, когда он попытался создать армию по европейскому образцу. Но их конец был уже не за горами.
Другой султан, Махмуд II, решил с ними бороться и тайно готовился к уничтожению сборища негодяев-янычар. Натренировав новые войска и артиллеристов, он в 1826 году объявил военные реформы. Последовал ожидаемый бунт, после чего войска Махмуда загнали янычар в казармы и расстреляли из пушек, а затем подожгли здание.
После разгрома последовала облава, янычар допрашивали и сразу казнили. Перебив всех, султан создал свою профессиональную армию и назвал ее без лишней скромности «Победоносная армия Мухаммеда». А саму массовую казнь и убийство янычар «Благоприятным инцидентом».
Так и закончил свое существование знаменитый янычарский корпус — начавший как отряд фанатичных рабов-гвардейцев султана, а закончивший сборищем ростовщиков, торговцев и бунтарей, расстрелянных из пушек.
Источник
Отвратительные мужики наточили свои ятаганы и приготовили турецкий пилав, чтобы рассказать вам о самой знаменитой пехоте Османской империи — янычарах.
Как все начиналось
Для того, чтобы проследить истоки янычарского корпуса, нам стоит окунуться в начальные этапы становления османского государства, когда один из бейликов (княжеств), разлагающегося государства турок-сельджуков, начал набирать силу. Именно правители государства турок-османов, ведя завоевательную политику, ощутили необходимость в профессиональной пехоте, не имевшей родоплеменных связей.
Традиционно у осман серьезную силу имели тяжеловооруженные всадники-сипахи, державшие землю и служившие за нее султану. Они придерживались родоплеменных традиций, так что верховный правитель всегда мог опасаться с их стороны какой-либо подставы или бунта. Набранная из турок-крестьян пехота с непривычным нашему уху названием «яя» не обладала достаточно высокими боевыми и моральными навыками, так что будущим султанам пришлось импровизировать — и они прекрасно справились с задачей.
Сипахи
Как пишет кандидат исторических наук Ирина Евгеньевна Петросян в книге «Янычары в Османской империи. Государство и войны (XV-начало XVII в.)», точной даты возникновения янычарского корпуса назвать нельзя, но уже при правителе Орхане (он еще не принял титул «султан») стала появляться практика платить центральной власти пятую часть награбленного в набегах. Часто платили не деньгами, а невольниками, и среди них особенно ценились юноши крепкого телосложения, которых обращали в рабство. Именно из них затем начали набирать первых янычар.
Традиция называлась «пенчик» и предшествовала знаменитому «налогу кровью» — «девширме». Эта система появилась не позже 1380-х годов при султане Мураде I, и первое доказанное упоминание об янычарах пришло к нам из его правления, так что именно его считают основателем янычарского корпуса. Поначалу мальчиков для этого набирали и через «пенчик» и через «девширме», позже остался только последний.
Из невольников в гвардию
Попасть в янычары («йени чери» — новое войско) было чудовищно непросто. Для начала юноши 8-16 лет (хотя, бывало, брали и шести, и двадцатилетних), попавшие в плен или взятые у родителей-христиан, отдавались на работу к турецким крестьянам. Здесь за несколько лет изнуряющего труда они изучали турецкий язык, принимали ислам и учились правилам поведения и традициям турецкого общества.
Девширме
Ирина Петросян пишет, что жилось мальчикам так непросто, что они мечтали скорее попасть на новый уровень обучения — стать аджеми-огланами. Когда наступал этот радостный миг, их привозили в Стамбул и там распределяли по разным местам службы. Кроме тренировок, они могли работать в садах султана, в пекарнях и на кухнях, заниматься строительством домов и быть гребцами. Но их жизнь тоже была не сахар. Петросян упоминает неоднократные случаи побегов и даже гибели аджеми-огланов на службе, но тут им хотя бы уже платили какие-то деньги.
Проработав таким образом 6-7 лет, уже крепкие юноши и даже молодые мужчины по необходимости или по особому указу султана, наконец, зачислялись в янычары. И теперь, в основном, их обязанностями были военные тренировки.
Причем была у турок в те времена и классическая для нас дедовщина — только что зачисленные выполняли самые грязные работы и всячески старались услужить старшим. Более того, при наказании палками за провинности они были обязаны целовать руку избивающему их, благодаря за науку.
Янычары
Но даже среди новичков была своя иерархия. Доходило до забавного: считалось, что тот, кто первым переступит порог казармы, станет старшим. Поэтому, как только аджеми-огланам зачитывали приказ о переводе в янычары, они со всех ног бросались в казармы. Более того, отстающий мог перед самым порогом бросить шапку вперед, чтобы она залетела в казарму раньше бегущего перед ним — это также давало старшинство.
Когда все устаканивалось, янычары начинали службу, за которую получали жалование. Кроме тренировок, они выполняли пожарные и полицейские функции в Стамбуле. Но, конечно, главная их задача была в том, чтобы сопровождать султана на войну.
Элитная пехота при султане — янычары на войне
Плюсов у янычар для султана была уйма. Во-первых, они были преданы исключительно самому правителю — оторванные от семейных связей, чужие турецкой аристократии, они платили верностью тому, кто их кормил и считался их отцом.
Это подтверждалось символически. Во время выдачи жалования сам султан переодевался в одежды обычного янычара, приходил в их казармы и получал жалование наряду со всеми, что конечно очень льстило воинам.
Во-вторых, янычары, получая жалование и не имея права заводить жен и детей, все время помимо исполнения служебных обязанностей тратили на тренировки. Еще будучи аджеми-огланами, они учились борьбе, кулачному бою, упражнениям с холодным оружием, метанию копья и стрельбе из лука, а после появления огнестрела — из аркебуз, а затем и мушкетов. Для них были построены специальные стрельбища, куда они три раза в неделю ходили для повышения навыков. Очевидно, что подобные многолетние практики, а также чудовищная закалка тела и психики на всех этапах до принятия в янычары делали из них суровых и профессиональных воинов.
Так как традиционно султан всегда выдвигался в поход с войском, янычары, как его гвардия, шли впереди, охраняя его и выступая островком дисциплины в разношерстном войске османов.
Даже во время жуткого разгрома в Ангорской битве в 1402 году, устроенного султану Баязиду I Тамерланом, именно янычары до последнего защищали правителя, который струсил и решил сбежать, был пленен, а позже умер. Янычары же продержались до темноты и отступили. По мнению Ирины Петросян, не покинь их султан, он мог бы выжить.
Янычары были отличными стрелками, поливавшими прицельным огнем противника, чаще всего прикрываясь от атак конницы за телегами или другими препятствиями. На телегах же они начали возить пушки, которые также умело применяли против врагов в бою.
Занимались они и инженерным делом, во время осад копая траншеи, подводя мины под стены и первыми бросаясь на укрепления, размахивая саблями, топорами или ятаганами. Особенно, если был объявлен «ягма» — то есть разрешено разграбление города в случае его захвата. Не раз и не два «ягма» удесятерял силы нападающих, и они совершали чудеса храбрости, лишь бы добраться до вожделенной добычи. Ведь деньги для янычар значили очень много.
Бакшиш — смысл службы
Для воинов-невольников, не имевших ничего своего, деньги имели первостепенное значение. Сами султаны стимулировали подобное. При вступлении очередного правителя на престол, янычарам и придворным сипахи выдавали бакшиш — единовременное денежное пожалование.
При традиции подарков-взяток довольно быстро все моменты, связанные с жизнью янычар, пропитались желанием заработать нечестным путем. Вступить в новую должность стоило денег, продвижение по службе стоило денег и даже возможность откосить от похода стоила все тех же акче (серебряная монета). Часто для добычи этих самых акче янычары шли на прямое нарушение законов и указов султана.
Например, изначально, практика девширме была тяжким бременем для родителей-христиан, и они часто прятали сыновей от сборщиков, на чем те старательно играли, требуя денег за то, чтобы не забирать ребенка в янычары. А вот турки, наоборот, подкупали сборщиков девширме, чтобы в обход закона записать сынка-лоботряса в новое войско, так как знали, что тут он получит гарантированный доход и возможность подняться в иерархии иногда до самого верха.
Зарплата являлась очень важной частью жизни янычара. Многочисленные бунты, начавшиеся со второй половины XV века, часто возникали, когда воины требовали выдать или поднять жалование, ведь его иногда из-за повышения цен не хватало даже на еду.
Командир-повар
Еда в жизни янычар имела не только обыденное, но и символическое значение. Плов и традиционную похлебку присылали им из султанского дворца, и отказ от нее являлся грозным признаком надвигающегося бунта. Более того, как пишет Орхан Сакин в книге «Янычарский корпус (история и законы)», котлы, в которых янычары готовили пищу, считались священными. Их изготавливали из меди, и они находились под охраной нескольких младших офицеров. Котлы считались важнее знамен и знаков различия, и воины прилагали все усилия, чтобы они не достались врагу, а самые важные вопросы решали, расположившись вокруг них. Более того, как пишет Михаил Поликарпов в статье «Невольники, гвардейцы или бунтари: кто такие янычары», провинившийся янычар, успевший забраться под котел, получал помилование.
Даже звания некоторых офицеров были связаны с пищей. Как пишет Дэвид Николль в книге «Янычары», самого султана янычары называли «отец, который кормит нас». Их полковник звался чорбаджи (переводится «суповар»), его помощник имел название ачши уста («старший повар»), в его подчинении находились насколько ачши («поваров»), а ниже были баш каракуллукчу («старшие помощники повара»). Унтер-офицеры, которых официально называли чавуш («посыльный»), в обиходе звали просто каракуллукчу («помощник повара»).
Но как бы ни кормил отец янычар, однажды они его все-таки убили.
Убийство султана и расстрел из пушек. Конец янычарского корпуса
Постепенно времена менялись, правящий класс в Османской империи замыкался в себе, и султан перестал выезжать на войны вместе со своим войском. Да и сами янычары постепенно вырождались.
Им разрешили жениться в 1566 году, а в 1568 году в корпус позволили поступать сыновьям янычар. Более того, сначала незаконно и за взятки, а затем и уже на вполне законных основаниях туда начали записываться турецкие крестьяне и различное отребье из городов, которым служба давала огромные выгоды.
Подобные элементы не особо хотели идти в бой и старались откупиться. Стрельбища стояли пустые, так что янычары постепенно превратились из отчаянных храбрецов с фанатичным огнем в глазах в трусов, разбегающихся от одного залпа европейских пехотинцев.
Зато в Стамбуле и других городах они получили славу грабителей, вымогателей и смутьянов. Когда юный султан Осман II, поглядев во время Хотинской битвы, во что выродились янычары, решил их заменить в 1622 году на более профессиональных солдат, они подняли бунт и захватив султана, упекли его в тюрьму, где он был убит.
Осман II
Теперь янычарский корпус, превратившийся в огромную орду бандитов, нахлебников, ростовщиков и торговцев, не давал реформировать страну, закрепив свой статус на двести лет. В 1807 году янычары свергли Селима III, когда он попытался создать армию по европейскому образцу. Но их конец был уже не за горами.
Другой султан, Махмуд II, решил с ними бороться и тайно готовился к уничтожению сборища негодяев-янычар. Натренировав новые войска и артиллеристов, он в 1826 году объявил военные реформы. Последовал ожидаемый бунт, после чего войска Махмуда загнали янычар в казармы и расстреляли из пушек, а затем подожгли здание.
После разгрома последовала облава, янычар допрашивали и сразу казнили. Перебив всех, султан создал свою профессиональную армию и назвал ее без лишней скромности «Победоносная армия Мухаммеда». А саму массовую казнь и убийство янычар «Благоприятным инцидентом».
Так и закончил свое существование знаменитый янычарский корпус — начавший как отряд фанатичных рабов-гвардейцев султана, а закончивший сборищем ростовщиков, торговцев и бунтарей, расстрелянных из пушек.
Источник
1
Другие новости
Написать комментарий: